Библиографическое описание:

Высыпкова Ю. С. Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 141-143.



Организационная культура современных государственных служащих — это совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций, система убеждений, норм поведения, представляющая собой неписанные правила, которые должны определять, как в той или иной ситуации должны поступать государственные служащие.

Организационная культура служащих содержит в себе различные элементы, необходимые им в профессиональной деятельности, именно поэтому очень важно, чтобы все необходимые качества, знания и навыки они получили еще, будучи студентами (то есть в вузе).

В данной статье мы будем рассматривать один из важных элементов организационной культуры государственных служащих — поведение.

Поведение государственного служащего играет важную роль в его деятельности, так как его действия и поступки не только являются его визитной карточкой, но и влияют на отношения с сотрудниками, гражданами. От того, как будет вести себя служащий с коллегами и гражданами, будет зависеть имидж государства в целом.

Поведение, согласно словарю Ожегова С. И., представляет собой образ жизни и действий [4, с. 370]. Другими словами, поведение это характер поступков в отношении кого-либо, чего-либо в соответствии с правилами этикета (например, правила поведения в общественных местах, поведение за столом). Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Они должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами [3].

Одним из главных нормативно-правовых документов, содержащий основные требования к служебному поведению сотрудников, является Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, который представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие независимо от замещаемой ими должности [3]. Также к нормативно-правовым актам, которые регулируют профессиональную деятельность государственных служащих, относятся Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 25.04.2003 года № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О системе государственной службы Российской Федерации».

Согласно Типовому кодексу этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе [3].

В Типовом кодексе также указано, что в служебном поведении государственный служащий должен воздерживаться от:

  1. любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  2. грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  3. угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
  4. курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами [3].

Кроме этого, Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит ряд обязанностей для гражданского служащего, которые описывают правила поведения работников на службе. Так, например, гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий и др. [1].

Все перечисленные правила поведения, а также обязанности служащего являются важной составляющей его профессиональной деятельности, именно поэтому очень важно, чтобы служащий больше внимания уделял своему поведению, поступкам, отношению к своим коллегам и гражданам.

Описывая роль поведения для сотрудников государственных органов, необходимо также обратить внимание на так называемую систему стимулирования и мотивирования сотрудника, которая может быть представлена в виде системы поощрения и награждения за гражданскую службу.

Поощрение и награждение можно считать прямым или косвенным «принуждением» к совершению нужного действия работником в интересах организации.

Так, награждение означает выражение кому-либо благодарности, наделение чем-либо, предоставление кому-либо что-то ценное. Поощрение представляет собой похвалу, награду, то есть, то, чем поощряют кого-либо [4, с. 394]. Другими словами, поощрение — это положительная оценка действий. Действие метода поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому поощрение вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность у сотрудников.

Согласно Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

  1. объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
  2. награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
  3. иные виды поощрения и награждения государственного органа;
  4. выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
  5. поощрение Правительства Российской Федерации;
  6. поощрение Президента Российской Федерации;
  7. присвоение почетных званий Российской Федерации;
  8. награждение знаками отличия Российской Федерации;
  9. награждение орденами и медалями Российской Федерации [1].

Система поощрения и награждения направлена на повышение, развитие уровня культуры работников, их профессионализма.

Поощрение и награждение можно также рассматривать как метод воспитания.

Еще будучи студентами, госслужащие постоянно использовали в процессе обучения в вузе формы поощрения (отметка или оценка). Следует также обратить внимание, что поощрение и награждение вызывают положительные эмоции, способствуют возникновению уверенности обучающегося в свои силы, формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что поведению, как элементу организационной культуры, следует начинать уделять внимание в высшей школе.

Говоря о поощрении и награждении, необходимо также сказать и о дисциплинарном взыскании.

Дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику за совершение им дисциплинарного проступка, который представляет собой неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей (например, нарушение должностного регламента, положений, приказов руководителя и т. п.).

Представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» [1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поведение, поощрения и награждения, а также дисциплинарные взыскания являются важной составляющей организационной культуры в профессиональной деятельности государственного служащего, так как они способствуют развитию профессиональных ценностей, а также созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе, являются одним из критериев общественного мнения о государственной службе и государстве.

Поведение представляет собой своего рода показатель профессионализма и воспитанности человека. Воспитанный — это отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя [4, с. 69]. Таким образом, мы видим, что поведению должны обучать и воспитывать не только дома, в школе, но и в высшей школе. Именно институт ориентирован на обучение навыками поведения, которые необходимы в профессиональной деятельности. Данное утверждение, говорит нам о том, что роль высшей школы для будущих государственных служащих очень велика, так как именно в процессе обучения студенты получают все необходимые знания и навыки, необходимые им для дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература:

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215. Гл. 3, Ст. 18; Гл. 12, Ст. 55, 57.

2. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 25.04.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.

  1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) // Официальные документы в образовании. 2011. № 36. Ст. 3, 10, 27, 28.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24 изд-е., испр. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. 640 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle