Реализация потребностей курсантов в культурно-досуговой деятельности как аспект профилактики девиантного поведения
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Статья просмотрена: 91 раз
Библиографическое описание:
None
Статья посвящена проблеме реализации потребностей курсантов ввузов средствами культурно-досуговой деятельности (КДД), с целью профилактики девиантного поведения. Для решения данного вопроса в процессе исследования была разработана таблица форм КДД и потребностей, восполняемых в процессе участия в них. Командир или тактический руководитель при выборе культурных и досуговых мероприятий может применять из предложенных те, которые в большей мере способны восполнить нужды своих подчиненных, что позитивно скажется на морально-психологическом состоянии в воинском коллективе.
Ключевые слова: курсанты, культурно-досуговая деятельность, профилактика девиантного поведения, потребности.
На протяжении веков человеческое общество постоянно развивалось и видоизменялось. Данный процесс происходит под влиянием стремления человека к подчинению окружающей среды своим потребностям и нуждам, а также желанию самосовершенствования и реализации в творческой и трудовой деятельности. Стремление к совершенствованию заложено в каждом члене социума и является ведущей потребностью, согласно классификации Абрахама Маслоу [1, с. 500]. Однако, обращаясь к потребностям, необходимо отметить: не все они удовлетворяются, что приводит к конфликту желаемого и действительного и влечет за собой возникновение негативных психических состояний, подобно стрессу, нервозности, подавленности или состоянию фрустрации. Конфликт желаемого и действительного также способен спровоцировать появление девиантных наклонностей членов социума, что негативно сказывается на его дальнейшем функционировании и развитии.
Анализ проблемы профилактики девиантного поведения курсантов ввузов показал необходимость изучения нужд и потребностей как личного состава в целом, так каждого подчиненного в частности в целях предупреждения отклоняющегося поведения, возникающего на почве конфликта желаемого и реального. Культурно-досуговая деятельность, являющаяся частью воспитательной работы, проводимой с подчиненным личным составом, направлена на удовлетворение потребностей и нужд военнослужащих, а также на профилактику девиантного поведения.
Для начала необходимо уточнить классификацию потребностей. Согласно иерархии Абрахама Маслоу, различают два класса: потребности нужды и потребности развития [1, с. 500]. В первый класс входят физиологические, экзистенциальные, потребности в принадлежности и уважения. Второй класс составляют: когнитивные, эстетические, а также потребности в самоактуализации. Описанные выше потребности возможно удовлетворить средствами культурно-досуговой деятельности, среди которых основными являются: любительские творческие объединения, клубы по интересам, участие в художественной самодеятельности, КВН, посещение экскурсий, выставок, музеев, участие в командно-военных и спортивных играх, вечера отдыха, встречи с ветеранами и ведущими специалистами, выдающимися деятелями науки, культуры, искусства и пр. В рамках культурно-досуговой деятельности данные мероприятия способны оказывать рекреационное воздействие, а также выполнять компенсаторную функцию, восполняя потребности курсантов [2, с. 53–55]. Например, посещая театры, концертные залы, просматривая кинофильмы и т. д., курсанты восполняют физиологическую потребность в отдыхе. Участвуя в коллективной деятельности, активно происходит процесс социализации, где под контролем командира укрепляются межличностные связи курсантов, и восполняется потребность в принадлежности. Участие в творческих объединениях, клубах и спортивных секциях способствует не только процессу саморазвития личности, но и самореализации, восполняя когнитивные и потребности в самоактуализации. Таким образом, широкий охват мероприятий культурно-досуговой деятельности способствует восполнению всего ряда потребностей курсантов, возникающих в процессе учебной деятельности, а также при несении службы, что проиллюстрировано в таблице 1 (см. Таблица 1).
Далее необходимо подчеркнуть роль командира в изучении нужд и интересов подчиненных. В целях грамотной организации досуговой деятельности при составлении плана выходного дня или проведении дня (вечера) отдыха офицеру-воспитателю необходимо руководствоваться выбором мероприятий, наиболее способных удовлетворить потребности личного состава.
В помощь командиру и тактическому руководителю была разработана таблица форм культурно-досуговой деятельности и потребностей, восполняемых в процессе участия в них (см. Таблица 1).
Таблица 1
Реализация потребностей курсантов средствами КДД
Культурно-досуговые мероприятия |
Потребности |
||||||
Физиологические |
Экзистенциальные |
Принадлежность |
Уважение |
Когнитивные |
Эстетические |
Самоактуализация |
|
Концерт, спектакль, кинопоказ |
+ |
+ |
+ |
||||
Выставки, квест-экскурсии |
+ |
+ |
|||||
Занятия в лекториях военных и правовых знаний |
+ |
+ |
+ |
||||
Конкурс самодеятельности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Посещение тира, бильярда, боулинга |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Участие в научных олимпиадах, конференциях |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Обсуждение новых произведений литературы и искусства, вечера-портреты, тематические литературно-художественные вечера |
+ |
+ |
+ |
||||
Чемпионат по компьютерным играм |
+ |
+ |
+ |
||||
Военно-командная игра, спортивная игра |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Клубные объединения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Встречи с ветеранами, деятелями науки, литературы и искусства, ведущими специалистами |
+ |
+ |
|||||
Сюжетно-ролевая игра |
+ |
+ |
+ |
||||
Участие в торжественных мероприятиях, бал |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Вечера вопросов и ответов |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть важность досуговых мероприятий в профилактике девиантного поведения, достигаемой средствами культуры и искусства, а также при условии восполнения возникающих потребностей курсантов в процессе обучения и несения службы. Удовлетворение потребностей личного состава предупреждает появление конфликта между желаемым и действительным как в физиологической, так и в духовной сфере, что отражено выше, согласно иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Разнообразие мероприятий культурно-досуговой деятельности позволяет охватить не только широкий круг интересов курсантов, но и восполнить многообразие их потребностей и нужд, что позитивно сказывается на психическом здоровье подчиненных и атмосфере внутри коллектива в целом.
Литература:
- Маклаков А. Г. Общая психология. ‒ СПб.: Питер, 2003. ‒ 592 с.
- Мищенко И. Е. Роль рекреационной функции культурно-досуговой работы в профилактике девиантного поведения курсантов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук / Материалы II международной научной конференции «Проблемы и перспективы современного образования» Ч.III. ‒ М.: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2015. ‒ С. 53–55.
Ключевые слова
курсанты, потребности, потребности., культурно-досуговая деятельность, профилактика девиантного поведенияПохожие статьи
Причины отклоняющегося поведения военнослужащих...
Савин А. Д. Причины отклоняющегося поведения военнослужащих и процесс повышения
Не менее остро в армии стоит проблема гибели личного состава в результате самоубийства.
служебные: начальный период прохождения воинской службы; несение караульной службы...
Проблема профилактики девиантного поведения курсантов...
Статья посвящена проблеме профилактики девиантного поведения в современных военных вузах, роли и месте культурно-досуговой деятельности в
Здесь в процессе межличностного взаимодействия во время участия в досуговых мероприятиях происходит сплочение...
Профилактика девиантного поведения молодежи через...
В статье исследуется проблема профилактики девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности. Раскрыта сущность понятий девиантное поведение и профилактика, проанализированы формы профилактической работы.
Проблема девиантного поведения в военном вузе
Реализация потребностей курсантов в культурно-досуговой... Анализ проблемы профилактики девиантного поведения курсантов ввузов показал необходимость изучения нужд и потребностей как личного состава в целом...
К вопросу разработки эффективных подходов в работе...
Процесс поведения человека Д. Н. Узнадзе представляет так: «С целью удовлетворения потребности, имеющейся у субъекта, он обращается к окружающей его действительности.
На индивидуальном уровне девиантное поведение более проблематично, так как
Таблица 1.
Роль внеклассной деятельности в воспитательном процессе...
Ключевые слова: внеклассная деятельность, формы внеклассной деятельности, девиантное поведение.
а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов ребёнка, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как учащийся...
Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...
Подобную деятельность целесообразно планировать в игровой форме или в виде творческой активности. В подростковом возрасте ведущими средствами удовлетворения потребностей и профилактики девиантных отклонений являются следующие
Укрепление воинской дисциплины командирами подразделений
Изучение поведения военнослужащих в различных видах учебно-боевой деятельности, службы и в свободное время
Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры. Обладает способностью к обучению и воспитанию личного состава подразделения, к...
Деятельностный подход к организации взаимодействия...
Неудовлетворение этих потребностей расценивается как фактор риска формирования отклоняющихся форм поведения.
Ключевые слова: внеклассная деятельность, формы внеклассной деятельности, девиантное поведение.
Похожие статьи
Причины отклоняющегося поведения военнослужащих...
Савин А. Д. Причины отклоняющегося поведения военнослужащих и процесс повышения
Не менее остро в армии стоит проблема гибели личного состава в результате самоубийства.
служебные: начальный период прохождения воинской службы; несение караульной службы...
Проблема профилактики девиантного поведения курсантов...
Статья посвящена проблеме профилактики девиантного поведения в современных военных вузах, роли и месте культурно-досуговой деятельности в
Здесь в процессе межличностного взаимодействия во время участия в досуговых мероприятиях происходит сплочение...
Профилактика девиантного поведения молодежи через...
В статье исследуется проблема профилактики девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности. Раскрыта сущность понятий девиантное поведение и профилактика, проанализированы формы профилактической работы.
Проблема девиантного поведения в военном вузе
Реализация потребностей курсантов в культурно-досуговой... Анализ проблемы профилактики девиантного поведения курсантов ввузов показал необходимость изучения нужд и потребностей как личного состава в целом...
К вопросу разработки эффективных подходов в работе...
Процесс поведения человека Д. Н. Узнадзе представляет так: «С целью удовлетворения потребности, имеющейся у субъекта, он обращается к окружающей его действительности.
На индивидуальном уровне девиантное поведение более проблематично, так как
Таблица 1.
Роль внеклассной деятельности в воспитательном процессе...
Ключевые слова: внеклассная деятельность, формы внеклассной деятельности, девиантное поведение.
а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов ребёнка, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как учащийся...
Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков...
Подобную деятельность целесообразно планировать в игровой форме или в виде творческой активности. В подростковом возрасте ведущими средствами удовлетворения потребностей и профилактики девиантных отклонений являются следующие
Укрепление воинской дисциплины командирами подразделений
Изучение поведения военнослужащих в различных видах учебно-боевой деятельности, службы и в свободное время
Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры. Обладает способностью к обучению и воспитанию личного состава подразделения, к...
Деятельностный подход к организации взаимодействия...
Неудовлетворение этих потребностей расценивается как фактор риска формирования отклоняющихся форм поведения.
Ключевые слова: внеклассная деятельность, формы внеклассной деятельности, девиантное поведение.