Библиографическое описание:

Петрова Л. Б. Интеграция содержания образования во внеурочной деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 65-67.



Введение ФГОС второго поколения привело к появлению серьезного противоречия между новыми целями школы и традиционными средствами организации педагогического процесса.

В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления, это организационный и структурно выстроенный педагогический процесс комплексного обучения, требующий выстраивания внутренних связей между учебными дисциплинами, основанных на единых для каждого возраста направлениях развития и созвучии учебного материала, способствующего формированию единой картины мира.

Потребность в интеграции образовательных областей объясняется целым рядом причин:

‒ мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;

‒ интеграция образовательных областей развивает потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;

‒ форма проведения интегрированной познавательной деятельности нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;

‒ интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании;

Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний.

Педагогическая игра обладает существенными признаками — четко поставленнойцельюобучения и соответствующим ей педагогическимрезультатом.

Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышает доступность различных источников познания, нарастание объёма разнообразной информации, а также, масштабность использования средствами массовой информации игровых технологий.

Игра позволяет вносить в содержание образования (за счёт интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру. Интеграция, в особенности, в игровой форме дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.

Методическое объединение учителей естественнонаучного цикла нашей школы, анализируя процесс использования игры как инструмента достижения метапредметных результатов на основе интеграции содержания образования в образовательной области «Естествознание», пришло к некоторым выводам, определяющим практическую значимость игры:

‒ Осознание учащимися взаимосвязи учебных предметов в формировании всего спектра ожидаемых от образовательного процесса результатов;

‒ Формирование гражданской позиции учащихся, выражающейся в уважении к истории своего города и Отечества;

‒ Развитие познавательной активности и способности использования имеющихся или полученных знаний в нестандартных условиях;

В результате выстроили систему внеурочной работы, направленную на формирование учебно-исследовательских умений: распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём анализа информации из разных источников со знаниями, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.

‒ Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. В игре команды или отдельные ученики изначально равны. Результат зависит от игроков, уровня подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера;

‒ Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений;

‒ В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям;

‒ Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса;

‒ Состязательность притягательна для детей и создает комфортное состояние;

‒ В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность;

Технология создания и проведения интеллектуальной игры определяется конкретными педагогическими целями и этапом формирования учебно-исследовательских умений:

‒ выбор игры (определение идеи, темы, цели, задач и формы проведения);

‒ предложение игры учащимся (ознакомление с условиями и формой проведения игры);

‒ подготовка к игре (конкретное распределение обязанностей, консультации и тренировочные игры для команд, сбор и накопление информации участниками игры, подготовка ведущих игру, оформление игры);

‒ проведение игры;

‒ подведение итогов игры (анкетирование участников игры, педагогический анализ результатов игры, учет личностных достижений учащихся);

Например, при подготовке к игре «Ученые Санкт Петербурга» учащиеся самостоятельно ищут информацию об ученых Санкт-Петербурга, работавших в области есествознания, выбирают для себя наиболее интересную личность и делают газету, в которой рассказывается об этом ученом. Такой подготовки достаточно, чтоб ребята во время игры чувтвовали себя успешными. Повысить эмоциональный накал игры, возможно предлагая подготовить песню о Санкт-Петербурге. В игре участвуют по 8 учащихся 9 и 10 классов.

Игра состоит из нескольких этапов

БЛИЦ-ТУРНИР — Это короткие вопросы об ученых с выбором одного ответа из четырех возможных. По команде учащиеся поднимают карточки с соответствующими номерами.

карта — Командам раздаются полуслепые карты Калининского района Санкт-Петербурга. Учащиеся должны за определенное время подписать улицы, названные в честь ученых.

КРОСВОРД — Кросворд составлен по следующим вопросам:

  1. Мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие на паруснике «Мирный».
  2. Ученый, получивший Нобелевскую премию за изучение рефлекторной деятельности мозга. Его питомцам поставлен памятник.
  3. Физик, именем которого назван институт в Санкт — Петербурге.
  4. Кто получил первый синтетический каучук?
  5. Адмирал, погибший во время Русско-Японской войны, по его проекту построен l-й в мире ледокол «Ермак», его именем названы набережная и мореходное училище в Санкт-Петербурге.
  6. «Широко простирает химия руки свои...» — кому принадлежит это высказывание?

Ассоциации

Необходимо выяснить, ассоциацию, с каким ученым вызывают определенные предметы

Черный ящик

Описывается предмет (например, рентгеновский снимок), который находится в ящике. Даются последовательно 2 подсказки.

Узнай ученых

Командам по очереди показывают портреты ученых, ребята должны узнать, кто это и коротко рассказать об этом ученом.

В промежутках между конкурсами комады исполняют песни о Санкт- Петербурге.

Игра «Космическое путешествие» проходит по подобию телевизионной игры «Своя игра». Команды по очереди выбирают категорию и количество баллов. Категорий пять: Физика и космос; Химия и космос; География и космос; Биология и космос; История космонавтики. На этапе подготовки командам дается задание найти информацию о роли определенной науки в освоении космоса. Ребята делают в классах на соответствующих уроках сообщения об этом. Также предлагается подготовить песню о космосе.

Предполагаемые результаты в накоплении учащимися знаний, умений и навыков:

‒ Коммуникативная грамотность: грамотно формулировать ответы, участвовать в публичном выступлении,

‒ Компетенции: общекультурная, социальная,

‒ Формирование: навыков критического мышления, умений получать интересующую информацию и работать со справочной и дополнительной литературой, использовать информационные технологии.

Осознавая важность обновления содержания школьного образования в соответствии с ФГОС второго поколения нам необходимо опережающее освоение методики, направленной в частности на реализацию таких планируемых результатов, как метапредметные результаты.

В настоящее время важно и необходимо развитие познавательной активности учащихся и поскольку объем необходимых знаний, умений и навыков всё больше и больше возрастает, важно научить универсальным учебным действиям, которые помогут учащимся самостоятельно учиться на протяжении всей жизни (что требует современное общество и экономика). Без интеграции в содержании образования в настоящее время нельзя рассчитывать на качественные результаты в данном направлении педагогической деятельности. Интеграция предполагает не только пролонгацию одного предмета в область других знаний (предметов), но и реализует в максимальной степени функции воспитания в образовании.Осознание учащимися взаимосвязи учебных предметов в формировании всего спектра ожидаемых от образовательного процесса результатов. Интеграция на уровне содержания учебного материала различных школьных предметов и методики преподавания обеспечивает формирование метапредметных результатов.

Литература:

  1. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140–146.
  2. Игровые технологии // Рыбина Людмила Леонидовна Персональный сайт учителя-предметника. URL: http://rybinall.ucoz.ru/load/igrovye_tekhnologii/1–1-0–1 (дата обращения: 18.01.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle