Библиографическое описание:

Петрова Л. Б. Интеграция содержания образования во внеурочной деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 65-67.



Введение ФГОС второго поколения привело к появлению серьезного противоречия между новыми целями школы и традиционными средствами организации педагогического процесса.

В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления, это организационный и структурно выстроенный педагогический процесс комплексного обучения, требующий выстраивания внутренних связей между учебными дисциплинами, основанных на единых для каждого возраста направлениях развития и созвучии учебного материала, способствующего формированию единой картины мира.

Потребность в интеграции образовательных областей объясняется целым рядом причин:

‒ мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;

‒ интеграция образовательных областей развивает потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;

‒ форма проведения интегрированной познавательной деятельности нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;

‒ интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании;

Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний.

Педагогическая игра обладает существенными признаками — четко поставленнойцельюобучения и соответствующим ей педагогическимрезультатом.

Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышает доступность различных источников познания, нарастание объёма разнообразной информации, а также, масштабность использования средствами массовой информации игровых технологий.

Игра позволяет вносить в содержание образования (за счёт интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру. Интеграция, в особенности, в игровой форме дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.

Методическое объединение учителей естественнонаучного цикла нашей школы, анализируя процесс использования игры как инструмента достижения метапредметных результатов на основе интеграции содержания образования в образовательной области «Естествознание», пришло к некоторым выводам, определяющим практическую значимость игры:

‒ Осознание учащимися взаимосвязи учебных предметов в формировании всего спектра ожидаемых от образовательного процесса результатов;

‒ Формирование гражданской позиции учащихся, выражающейся в уважении к истории своего города и Отечества;

‒ Развитие познавательной активности и способности использования имеющихся или полученных знаний в нестандартных условиях;

В результате выстроили систему внеурочной работы, направленную на формирование учебно-исследовательских умений: распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём анализа информации из разных источников со знаниями, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.

‒ Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. В игре команды или отдельные ученики изначально равны. Результат зависит от игроков, уровня подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера;

‒ Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений;

‒ В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям;

‒ Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса;

‒ Состязательность притягательна для детей и создает комфортное состояние;

‒ В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность;

Технология создания и проведения интеллектуальной игры определяется конкретными педагогическими целями и этапом формирования учебно-исследовательских умений:

‒ выбор игры (определение идеи, темы, цели, задач и формы проведения);

‒ предложение игры учащимся (ознакомление с условиями и формой проведения игры);

‒ подготовка к игре (конкретное распределение обязанностей, консультации и тренировочные игры для команд, сбор и накопление информации участниками игры, подготовка ведущих игру, оформление игры);

‒ проведение игры;

‒ подведение итогов игры (анкетирование участников игры, педагогический анализ результатов игры, учет личностных достижений учащихся);

Например, при подготовке к игре «Ученые Санкт Петербурга» учащиеся самостоятельно ищут информацию об ученых Санкт-Петербурга, работавших в области есествознания, выбирают для себя наиболее интересную личность и делают газету, в которой рассказывается об этом ученом. Такой подготовки достаточно, чтоб ребята во время игры чувтвовали себя успешными. Повысить эмоциональный накал игры, возможно предлагая подготовить песню о Санкт-Петербурге. В игре участвуют по 8 учащихся 9 и 10 классов.

Игра состоит из нескольких этапов

БЛИЦ-ТУРНИР — Это короткие вопросы об ученых с выбором одного ответа из четырех возможных. По команде учащиеся поднимают карточки с соответствующими номерами.

карта — Командам раздаются полуслепые карты Калининского района Санкт-Петербурга. Учащиеся должны за определенное время подписать улицы, названные в честь ученых.

КРОСВОРД — Кросворд составлен по следующим вопросам:

  1. Мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие на паруснике «Мирный».
  2. Ученый, получивший Нобелевскую премию за изучение рефлекторной деятельности мозга. Его питомцам поставлен памятник.
  3. Физик, именем которого назван институт в Санкт — Петербурге.
  4. Кто получил первый синтетический каучук?
  5. Адмирал, погибший во время Русско-Японской войны, по его проекту построен l-й в мире ледокол «Ермак», его именем названы набережная и мореходное училище в Санкт-Петербурге.
  6. «Широко простирает химия руки свои...» — кому принадлежит это высказывание?

Ассоциации

Необходимо выяснить, ассоциацию, с каким ученым вызывают определенные предметы

Черный ящик

Описывается предмет (например, рентгеновский снимок), который находится в ящике. Даются последовательно 2 подсказки.

Узнай ученых

Командам по очереди показывают портреты ученых, ребята должны узнать, кто это и коротко рассказать об этом ученом.

В промежутках между конкурсами комады исполняют песни о Санкт- Петербурге.

Игра «Космическое путешествие» проходит по подобию телевизионной игры «Своя игра». Команды по очереди выбирают категорию и количество баллов. Категорий пять: Физика и космос; Химия и космос; География и космос; Биология и космос; История космонавтики. На этапе подготовки командам дается задание найти информацию о роли определенной науки в освоении космоса. Ребята делают в классах на соответствующих уроках сообщения об этом. Также предлагается подготовить песню о космосе.

Предполагаемые результаты в накоплении учащимися знаний, умений и навыков:

‒ Коммуникативная грамотность: грамотно формулировать ответы, участвовать в публичном выступлении,

‒ Компетенции: общекультурная, социальная,

‒ Формирование: навыков критического мышления, умений получать интересующую информацию и работать со справочной и дополнительной литературой, использовать информационные технологии.

Осознавая важность обновления содержания школьного образования в соответствии с ФГОС второго поколения нам необходимо опережающее освоение методики, направленной в частности на реализацию таких планируемых результатов, как метапредметные результаты.

В настоящее время важно и необходимо развитие познавательной активности учащихся и поскольку объем необходимых знаний, умений и навыков всё больше и больше возрастает, важно научить универсальным учебным действиям, которые помогут учащимся самостоятельно учиться на протяжении всей жизни (что требует современное общество и экономика). Без интеграции в содержании образования в настоящее время нельзя рассчитывать на качественные результаты в данном направлении педагогической деятельности. Интеграция предполагает не только пролонгацию одного предмета в область других знаний (предметов), но и реализует в максимальной степени функции воспитания в образовании.Осознание учащимися взаимосвязи учебных предметов в формировании всего спектра ожидаемых от образовательного процесса результатов. Интеграция на уровне содержания учебного материала различных школьных предметов и методики преподавания обеспечивает формирование метапредметных результатов.

Литература:

  1. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140–146.
  2. Игровые технологии // Рыбина Людмила Леонидовна Персональный сайт учителя-предметника. URL: http://rybinall.ucoz.ru/load/igrovye_tekhnologii/1–1-0–1 (дата обращения: 18.01.2016).
Основные термины: ФГОС второго поколения, образовательного процесса результатов, учащимися взаимосвязи учебных, учебно-исследовательских умений, взаимосвязи учебных предметов, познавательной активности, формирование учебно-исследовательских умений, содержания образования, метапредметных результатов, формирования учебно-исследовательских умений, Интеграция содержания образования, познавательной деятельности нестандартна, формой проведения игры, интеграции содержания образования, счёт интеграции знаний, предложение игры учащимся, проведения интеллектуальной игры, практическую значимость игры, познавательной активности учащихся, процесс использования игры

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle