Библиографическое описание:

Фаттахов А. Х., Ишмуратова Г. И. Применение исследовательских учебных действий в малых группах на уроках химии [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 67-70.



Скажи мне — и я забуду, покажи мен — и я запомню дай мне действовать самому — и я научусь.

Конфуций

Основной целью Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования научить ученика учиться, т. е. добывать знания самостоятельно [1]. ФГОС требует от учителей новаторский и творческий подход к изучению предметов, в частности химии.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Развитию познавательной деятельности и формированию исследовательских умений обучающихся способствует учебный эксперимент.

Его особенностью является возможность отработать с учащимися такие элементы познавательно-исследовательской деятельности, как планирование, проведение, обработка и анализ результатов.

Что дети больше всего помнят с уроков химии? Конечно то, что проделали сами. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.

Одним из инструментов универсальных учебных действий является организация на уроках химии проблемно-исследовательской деятельности.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Необходимо организовывать учебно-познавательную деятельность и исследования (эксперимент) на каждом уроке химии. При проведении урока-исследования, практических работ в первую очередь проводится инструктаж по технике безопасности.

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь „открыть». Поэтому на своих уроках часто приходится проводить фронтальные опыты — мини исследования.

В своей практике в основном использую уроки проблемно-исследовательского характера. Т. е. каждый урок начинается с постановки проблемы, не зависимо от того какой тип урока. Стоит подчеркнуть [2], что школьники по-разному реагируют на затруднения. Одни ищут внешние причины — непосильные задания, необъективность учителя (учащийся может озлобиться, замкнуться в себе, стать неуверенным). Другие, а их большинство, стремятся справиться с проблемой. Я считаю, что идеальной проблемной ситуацией является, когда ученик сам эту ситуацию создает исходя из темы урока, но это происходит крайне редко. Поэтому для активизации мысли учащихся существуют проблемные вопросы. Часто на своих уроках использую групповую форму обучения — это одна из форм современного урока — взаимообучение. Создаются 2–3 группы. В группах не должно быть негативно настроенных друг на друга учащихся, должны быть учащиеся с разной успеваемостью. Учителем ставится проблема, которую ученики должны решить в группе.

Для групповой формы обучения характерно:

– взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения.

– социализация личности,

– развитие коммуникативных умений,

– создание условий для развития познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей,

– Развитие чувства ответственности.

Основная работа в группах:

– знакомство с дидактическим материалом,

– планирование работы в группе,

– распределение ролей или заданий, возможно индивидуальное выполнение своей части или совместное всего задания,

– обсуждение полученных результатов, сведение их в общий результат;

– подготовка выступления группы или оформление отчетов.

Например, учащиеся 8-х классов по теме „Реакции замещения» экспериментально выясняют, „открывают» взаимодействие металлов с раствором соляной кислоты. Каждой группе выдаются металлы (Mg, Al, Zn, Cu), раствор кислоты и штатив с пробирками. Ставится проблема: «ребята необходимо выяснить, металлы реагируют с кислотой, если это так, то как они реагируют». Как показывает моя практика, даже слабые ученики справляются с этой ситуацией. Эта форма организации интересна, все ребята активно участвуют. Некоторые ученики, не дожидаясь следующего задания, сами выстраивают металлы согласно их активности.

Фронтальные наблюдения убеждают ученика в том, что каждый может „сделать» открытие, толчок которому дает опыт. На каждом уроке химии должен быть исследовательский компонент [3], который сводится к:

– развитию умений находить причинно-следственные связи,

– прогнозировать результаты эксперимента,

– осваивать технику лабораторных работ

В своей педагогической практике я использую групповой метод проведения практических работ. При проведении практических работ в группах учащиеся испытывают положительные эмоции, а эти эмоции являются основой для развития такой основой личности, как познавательная активность.

В работе обратила внимание на то, что при проведении проблемно-исследовательской деятельности в группах создаются условия в изменении позиции ученика из пассивной в активное.

При выполнении лабораторных работ в сильном классе предлагаю ребятам самим предложить порядок выполнения работ и необходимое оборудование. Если ученику трудно выполнить работу, то он может воспользоваться учебником, картой — инструкцией. Считаю, что это учит самостоятельно мыслить.

В 9 классе были проведены практические уроки по теме «Получение, собирание и распознавание газов» в традиционной форме (эксперимент показывает учитель, а ученики наблюдают и записывают увиденное) и в малых группах (3 группы по 5,5,6 человек).

Таблица 1

Качество успеваемости.

Форма, проведения практического урока

Кол-во человек

«3»

«4»

«5»

Качество, %

традиционная

16

9

4

3

43,7

групповая

16

6

6

4

62,5

На следующем уроке была проведена небольшая самостоятельная работа на усвоение и закрепление знаний при проведении практических работ. Результаты приведены в таблице 2

Таблица 2

Форма проведения входного контроля

Кол-во человек

«3»

«4»

«5»

Качество, %

Самостоятельная работа

15

6

5

4

60

В 11 классе проводился практический урок по теме «Распознавания неорганических веществ», так же в малых группах. Всего 13 человек, 3 группы по 4,4 и 5 человек. Задания у групп разные.

Ребята с интересом проводят работу в группах, дискуссируя над планом проведения, распределяя работу и самое главное время урока.

Таблица 3

Качество успеваемости.

Форма, проведения практического урока

Кол-во человек

«3»

«4»

«5»

Качество, %

групповая

13

1

6

6

92,3

В данном классе практику проведения уроков и практических занятий в малых группах веду с 9 класса. Результаты применения исследовательских учебных действий в малых группах на уроках химии

– повышается качество успеваемости,

– работа в группах стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии

– повышается усвояемость предмета,

– уроки стали проходить более оживленно, более эмоционально насыщенными учащиеся с нетерпением ожидают момент начала работы,

– изменилась реакция на звонок.

– Ученики считают себя значимыми на уроке,

– у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;

– Обсуждение пройденного урока на перемене и после вместе с учителем.

– Увеличилось число учеников, сдающие химию в 9 классе.

Основные проблемы при организации ученических исследовательских работ (в малых группах в том числе):

  1. Организация исследования (практические работы, демонстрационный, фронтальный опыт) требует больших временных затрат. Я с этим согласна, но считаю, что лучше потратить время, что бы получить тот положительным эффект, который дает использование исследовательского метода обучения: он позволяет осуществлять максимальную самостоятельность и творческую активность учащихся.
  2. Отсутствие необходимого оборудования и приборов, реактивов в школьной лаборатории.
  3. Дефицит времени учителя в связи с необходимостью выполнения им в школе во внеурочное время заданий, несвойственных для учителя химии.

Таким образом, как показывает практика, групповая деятельность способствует формированию у учащихся, умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, целенаправленной деятельности, готовности к сотрудничеству и взаимодействию.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., «Просвещение», 2011г.
  2. Садайло Э. В. Исследовательская деятельность в школе как способ развития личностных качеств учащихся, «Первое сентября. Химия» № 4, 2013г.
  3. Никоненко Е. Н. Вебинар от издательств «Дрофа», «Вентана-Граф», «Астрель» — «Формирование опыта исследовательской деятельности в курсе химии». 19.04.2016

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle