Библиографическое описание:

Ходеева С. Ф., Белоусова Е. Ю., Клевцова М. Н. Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 232-234.



Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в дошкольном учреждении должны закладываться первые основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытий, стремление узнавать много нового рождается в детстве. Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие способности — это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Развитие творческих способностей у детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Педагоги дошкольного учреждения уделяют особое внимание развитию творческой одаренности по средствам воображения. Воображение — это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. В жизни детей большую роль играет воображение, чем в жизни взрослого человека. Ребенок может создавать в своем воображении разнообразнейшие ситуации. Неустанная работа воображения является важнейшим способом познания окружающего мира, психологической предпосылкой развития способности к творчеству. При помощи воображения ребенок стремится выйти за пределы личного практического опыта и освоить нормативы социального пространства. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

Именно в игре, ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, вводить в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет.

Через игровые действия дети пытаются удовлетворить активный интерес к окружающей жизни и формируют при этом свои комбинации различных жизненных ситуаций, где как бы перевоплощаются во взрослых, в героев художественных произведений, в животных. Создавая таким образом игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Творческие игры, какого бы вида они ни были, должны выполнять свою основную функцию — развивать ребенка во всех направлениях, в том числе и в творческом. А чтобы результативность их была эффективной, необходимы материалы и атрибуты, тогда игры будут проходить весело и интересно. Творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. С помощью игр познается окружающий мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, активизируется мышление. Игра влияет на интеллектуальное, эстетическое, духовное, нравственное развитие ребенка, учит соотносить свою позицию с позицией другого человека.

Чтобы развить творчески одаренную личность с детьми можно поиграть в творческие игры, такие как:

1. Игра «Волшебные кляксы» на развитие творческого воображения; умения находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

2. Игра — «Неоконченный рисунок», в которой развивается творческое воображение.

Детям раздать листы с изображением недорисованных предметов. Предложить дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

3. Игра «Поможем художнику», в которой развивается умение детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека, цветные карандаши или краски.

Рассказать, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Совместно с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

Затем предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

4. Игра «Волшебные картинки» на развитие умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздать карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение размещено на карточке так, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки. Дети рисуют цветными карандашами.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети превращают в любую картинку. Для этого надо дорисовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

5. Игра «Разные сказки» на развитие воображения различных ситуаций, используя в качестве плана наглядную модель.

На демонстрационной доске выстраивается любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предложить придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

6. Игра «Придумай и свой конец сказки» на развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…»

7. Игра «Сказочное животное (растение)» на развитие творческого воображения.

Дети придумывают и рисуют фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, даёт название нарисованному. Другие дети находят в его рисунке черты настоящих животных (растений).

Творческие игры детей заключают в себя потенциал, который оказывает большое влияние на развитие одаренности у детей.

Складываясь в игре, воображение передаётся в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок, стихов. Так же, как и в игре, дети вначале опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге. Сочиняя сказки, стихи, дети отображают знакомые образы и нередко воспроизводят запомнившиеся фразы. При этом младшие дошкольники обычно не осознают, что это они не придумали, а просто запомнили. Они искренне верят, что сочинили это сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, не включая работу воображения.

Подобных игры можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Развитию же одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. В общении с ребенком такие родители выходят за круг бытовых проблем, в общении используют общие игры, совместную работу на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. На основе общих познавательных интересов возникают устойчивые дружеские отношения между детьми и родителями. Здесь для становления личности одаренного ребенка важно, прежде всего, повышенное внимание родителей. В семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Талант — присущие от рождения определённые способности, и нужно раскрыть этот дар природы, чтобы каждый ребёнок знал, на что он способен, нашёл своё место в жизни, был успешен и счастлив в дальнейшем, а это является залогом процветания России!

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
  2. Корзун А. В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.
  3. «Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д. В. Ушакова — М; 2000 г.
  4. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М.: Педагогическое общество России, 2006 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle