Библиографическое описание:

Кучманова Е. Г., Воронова С. В., Дмитренко Ю. М., Маслова И. В., Карпова И. Н. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 57-59.



«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье», — писал великий немецкий поэт Г.Гейне. Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, а в первую очередь, люди, его населяющие. Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся.

Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

В числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:

‒ недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушения здоровья школьников;

‒ перегруженность учебных программ, вызывающая у учащихся переутомление и стресс;

‒ слабая материально-техническая база ОУ (нет возможности обеспечить уч-ся соответствующей мебелью, недостаточная освещенность классов и др.);

‒ невозможность (неспособность) многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

‒ недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Таким образом, каждому учителю необходимо понимать, что присутствующий на уроке ребёнок, как правило, нездоров.

Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.

I. Образовательный процесс должен носить творческий характер.

Включение ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления. Это достигается использованием:

‒ игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков (КВН, викторина, игра);

‒ сценок литературных сюжетов;

‒ подвижных игр на переменах;

‒ наглядности;

‒ занимательных упражнений;

‒ фантазирования;

‒ творческого характера домашних заданий (составить задачу, пример, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать загадку на тему). При этом объем домашнего задания и его сложность необходимо соизмерять с возможностями каждого ученика.

Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и даже оставлять за ними право выбора в соответствии

с собственными силами.

II. Уучащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:

а) чередование различных видов учебной деятельности:

‒ фронтальный опрос с использованием мяча;

‒ письмо;

‒ чтение;

‒ слушание;

‒ рассказ;

‒ проектная деятельность;

‒ творческие задания;

‒ ответы на вопросы;

‒ решение задач.

б) использование различных форм работы:

‒ работа в группах (статическая, подвижная)

‒ работа в парах сменного состава

‒ фронтальный опрос с использованием предмета

‒ использования элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников

‒ пальчиковая гимнастика

‒ использование сигнальных карточек разного цвета и формы

‒ деятельность с элементами соревнования;

в) использование игровых методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:

Это игры на:

‒ развитие внимания

‒ развитие памяти и восприятия, наблюдательности

‒ развитие произвольных достижений и самоконтроля

‒ развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации — игры, способствующие снятию страхов в общении

‒ развитие мышления и речи

Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

г) проведение физкультурных минуток:

‒ двигательные упражнения;

‒ расслабление кистей рук;

‒ массаж пальцев перед письмом;

‒ дыхательная гимнастика (дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках);

‒ предупреждение утомления глаз (таблицы для глаз, карточки с буквами и цифрами по классу, точка на окне и др.)

Недостаток двигательной активности — одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Физминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

III. Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:

‒ «хороший смех дарит здоровье»;

‒ мажорность урока;

‒ эмоциональная мотивация в начале урока;

‒ создание ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности.

IV. Создание экологического игигиенического пространства:

‒ проветривание помещений согласно графику;

‒ соблюдение температурного режима в классе;

‒ озеленение кабинета;

‒ освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник — растения, наши молчаливые друзья и помощники. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями, они приучаются бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

V. Воспитание общей культуры.

Занятия внеклассной деятельностью. Важно, чтобы у детей воспитывалась любовь к земле, где родился и вырос, чувство гордости за русский народ, вместе с тем, воспитание у детей терпимости, отсутствие негативного отношения к окружающим детям других национальностей.

VI. Внеклассная работа:

‒ экскурсии;

‒ участие в спортивных соревнованиях;

‒ спортивные секции, кружки, бассейн;

‒ досуговые оздоровительные мероприятия с родителями (Дни именинника, Новый год, День Матери и др.);

‒ беседы с учащимися и родителями по вопросам здорового образа жизни;

‒ конкурсы рисунков;

‒ участие детей и родителей в проектной деятельности;

Большое внимание уделяем исследовательской и проектной деятельности. К такой работе активно подключаются и родители. (Вараксина В., Титяков М.) В этом учебном году мы подготовили и провели в рамках городского семинара соцпедагогов агитбригаду «Мы выбираем спорт и ЗОЖ»

Создать условия для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни — задача каждого учителя.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Критерием успешного использования здоровьесберегающих технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через формирование у них заинтересованного отношения к обучению. Мы можем смело сказать, что здоровье наших учеников в норме, если:

в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане — он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в нравственном плане — он признает основные общечеловеческие ценности.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически.

«Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми». Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор Сергей Михайлович Громбах.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle