Библиографическое описание:

Иванова С. С. Экспериментальная работа по формированию координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 203-208.



В статье приводятся результаты экспериментальной работы по развитию координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством проводимой в дошкольном образовательном учреждении оздоровительной работы. Описаны педагогические условия развития координационных способностей, их использование для рационального построения процесса физического воспитания в детском саду. Привдены конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей посредством оздоровительной работы в ДОУ, составлена схема построения комплекса соответствующих упражнений, модель планирование форм работы с родителям.

Ключевые слова: координационные способности, оздоровительная работа в ДОУ, физическое развитие.

Актуальность исследования. ВФедеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования развитие координации выступает одной из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, от уровня проявления которой зависит успешность освоения ребенком различных видов деятельности.

Анализ современных подходов к дошкольному образованию позволил отметить, что содержание работы по развитию координационных способностей и оздоровительная работа ДОУ представлены как отдельные направления, что не учитывает взаимосвязь этих процессов. Значит, имеются достаточные основания для разработки содержания работы, направленной на формирование координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы ДОУ.

Цель статьиописать результаты экспериментальной работы по развитию координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством проводимой в дошкольном образовательном учреждении оздоровительной работы.

Изложение основного материала. Б. В. Евстафьев, Н. А. Бернштейн, В. И. Лях, рассматривают координационные способности как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. И. И. Сулейманов определил совокупность координационных способностей как интегральную способность, формирование которой должно быть главной задачей и конечной целью образования человека в сфере физической культуры [4].

Формирование координационных способностей на базе общего подхода к физическому воспитанию предполагает выработку конкретных путей и средств совершенствования координационных способностей посредством оздоровительной работы в ДОУ.

В рамках исследования был проведен анализ наиболее распространенных образовательных программ ДОУ по разделу «физическое развитие». Всеми авторами образовательных программ признается определяющее значение развития координационных способностей, их многоаспектный характер, позволяющий решать многие проблемы воспитания, вместе с тем не существует единой системы работы по развитию координационных способностей, методисты выделяют лишь некоторые группы упражнений, способствующих развитию координационных способностей.Проведение различных форм занятий физическими упражнениями в режиме дня дошкольников приводится систематично. Однако их потенциал в воспитании координационных способностей, расширении двигательного опыта детей не используется в полной мере: неосуществляется подбор физических упражнений и игр для накопления и обогащения двигательного опыта детей, для воспитания координационных способностей; не хватает методических разработок проведения различных форм занятий физическими упражнениями по развитию координациооных способностей в среднем дошкольном возрасте.

Оздоровительная работа в ДОУ, включающая комплекс оздоровительных мероприятий с использованием природных факторов (воздуха, солнца и воды) проводится в течение года под руководством медицинской сестры, учитывая здоровье детей и местные условия. Вместе с тем, учитывая сензитивность среднего дошкольного возраста, должно начинаться целенаправленное развитие координационных способностей. Только в этом случае можно обеспечить необходимую общую физическую подготовленность ребенка.

К основным педагогическим условиям, способствующим формированию координационных способностей, посредством оздоровительной работы ДОУ относятся:

– осуществление целенаправленного комплексного развития, как отдельных координационных способностей, так и сложных их сочетаний (видов);

– использование специальных средств, методов и приемов развития координационных способностей посредством оздоровительной работы в ДОУ;

– обеспечение систематичности данной работы[4]..

Экспериментальное исследование по реализации педагогических условий для выявления эффективности формирования координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста проводилось на базе Городского бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 70" г. Севастополя. В эксперименте участвовало 50 детей среднего дошкольного возраста 2 группы, 4 воспитателя, 50 родителей.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа. На 1 этапе (констатирующий эксперимент), проводилось выявление актуального уровня развития координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Для этого были определены критерии оценки координационных способностей удетей среднего дошкольного возраста (правильность выполнения двигательного задания; рациональность исполнения действий (выполнение в соответствии с техническими характеристиками двигательного задания), степень проявления двигательной находчивости).

В соответствии с критериями оценки развития координационных способностей были определены уровни качества развития координационных способностей при выполнении различных заданий, определяемые в баллах:

Высокий уровень — все элементы ребенок выполняет в полном соответствии с заданием — 3 балла;

Средний уровень — тест выполнен с большим трудом, имеются значительные ошибки и отступления от заданной модели — 2 балла;

Начальный уровень — упражнение практически не выполнено, однако ребенок делает попытки к его выполнению — 1 балл.

Для изучения координационных способностей дошкольников использовались различные упражнения и тестовые задания:

– комплексное исследование двигательного развития детей, на основе работ В. И. Ляха, включающее изучение состояния: общей моторики (основных движений), ручной и пальцевой моторики, мимической и артикуляторной моторики [2].

– тестовые задания, предложенные М. А. Руновой, а именно: челночный бег 2 раза по 10 метров; упражнение на статическое равновесие; подбрасывание и ловля мяча; отбивание мяча от пола; прыжки через скамейку; бросок мяча в кольцо [3].

методика Н. А. Ноткиной «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста», включающая оценку таких способностей, как: быстрота (бег на 30 метров); сила (метание набивного мяча, прыжки в длину с места и с разбега); ловкость (полоса препятствий); выносливость (непрерывный бег в равномерном темпе на 300 метров, без остановки); гибкость (наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке) [4].

– анкетирование родителей по физическому воспитанию детей.

Общие данные исследования показали, что 21 % экспериментируемых (11 детей) находятся на начальном уровне развития координационных способносей. Для них характерно заступание за линию, несогласованность движения рук и ног, бег с остановками, пружинящие движения без отрыва ног от пола, задевание верёвки, обруча (дуги) и других элементов, частое обращение за помощью к взрослому. Большинство детей (53 %) находятся на среднем уровне развития, выполняют требуемые упражнения, однако допускают в процессе частичные промахи. К примеру, не заступают за линию, но не могут согласовать движения рук и ног; совершая прыжок, отрывают обе ноги от пола, но приземляются на одну ногу и т. п.

В соответствие с установленными критериями на высоком уровне развития координационных способностей находятся 24 % дошкольников. Однако, даже у них были выявлены затруднения, связанные с мимической и артикуляторной моторикой. Не выявлено детей, находившихся бы на высоком уровне развития данного вида координационных способностей.

Для дальнейшего проведения экспериментального исследования, дети, участвующие в констатирующем эксперименте, были разделены на две группы — экспериментальную и контрольную по 25 человек в каждой.

На втором этапе проводился основной формирующий эксперимент, направленный на апробацию описанных педагогических условий. Формирующий эксперимент, являющийся основным этапом экспериментального исследования, проводился в ГБДОУ «Детский сад № 70» города Севастополя с ноября 2015 года по март 2016 года (4 месяца).

Реализация педагогического условияобеспечение систематичности работы по развитию координационных способностей посредством оздоровительной работы в ДОУ — решалась в ГБДОУ в течение всего образовательного процесса. В ГБДОУ проводится систематическая работа по укреплению здоровья детей доступными средствами и методами, проводятся следующие формы работы по физическому воспитанию: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультурные развлечения. Для реализации этого блока имеются все условия: имеется зал, наличия оборудования и спортивного инвентаря.

Занятия по развитию координационных способностей в контрольной группе проводились по традиционной программе воспитания и обучения в детском саду («Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др».).

В экспериментальной группе в комплексе с традиционной программой воспитания и обучения, реализовалась специально подобранная тренировочная технология, согласно составленному плану проводились занятия, направленные на развитие координационных способностей посредством оздоровительной работы в детском саду.

В систему физической культуры в исследуемых группах в первую половину дня были включены: утренняя гимнастика — ежедневно, продолжительностью 15 мин; физкультурные занятия — 2 раза в зале и одно на площадке с оздоровительной направленностью, продолжительностью 30 мин; гимнастика после дневного сна — 15 мин.

Дополнительные занятия в экспериментальной группе были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и обеспечивающие наиболее полное развитие координационных способностей и, что самое главное, порядок их распределения в годовом цикле с учетом физиологии детей среднего дошкольного возраста.

Реализация педагогического условияиспользование специальных средств, методов и приемов развития координационных способностей посредством оздоровительной работы в ДОУ — включало разработку содержания работы, направленной на формирование координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ

Методика развития координационных способностей дошкольников включала: проведение социально-организованной, непрерывной и целенаправленной работы дошкольного учреждения и семьи; логичное и последовательное использование всех основных зарекомендовавших себя в практике путей формирования и развития координационных способностей детей. К ним относятся режим дня, физические упражнения, закаливание, рациональное питание, соблюдение личной гигиены. Данная методика включает также специальные упражнения, основанные на сюжетных занятиях и занятия под ритмическую музыку. Инструментарий развития координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы в ДОУ отобран и сгруппирован по преимущественному воздействию на те или иные двигательные качества

В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «В царстве Нуптуна» применяются упражнения дыхательной гимнастики «Надуваем паруса», «Волны волнуются раз» и др., общеразвивающие упражнения «Ловись, рыбка!", «Русалочка», «Мы — веселые медузы» и др., подвижные игры «Шторм», «Сети», «Водяной и лягушки» и др., танец «Крабики-рачки», круговая тренировка «Пираты в шторм» и т. п.).

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. Идея сюжетного занятия в принципе не нова. Однако к недостаткам многих сюжетных занятий, в том числе опубликованных в специальной литературе и используемых в практике работы дошкольных образовательных учреждений, можно отнести низкую моторную плотность, излишнее подчинение упражнений сюжету в ущерб развитию двигательных качеств, координационных способностей недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего эффекта.

Разработанная нами программа направлена на решение следующих задач: развитие координационных способностей, путем укрепления здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы; развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-физиологическими, психологическими и моторными) особенностями детей. Для решения поставленных задач в программе используются различные физические упражнения, последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре. При этом упражнения, используемые в подготовительной и заключительной частях занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2–3 занятия, варьируя их в соответствии с сюжетом. При дозировке упражнений учитывался уровень подготовленности и индивидуальные возможности детей.

Реализация следующего педагогического условияосуществление целенаправленного комплексного развития, как отдельных координационных способностей, так и сложных их сочетаний (видов) — проходило путем планирования основных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по развитию координационных способностей в привлекательной для обеих сторон форм (см. рисунок 1).

Рис. 1. Модель планирование форм работы с родителями

Активное привлечение родителей к развитию координационных способностей их детей, систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей в рамках тесного сотрудничества детского сада и семьи, являлось неотъемлемым компонентом формирующей части исследования.

Таким образом, продуманная методика проведения занятий по развитию координационных способностей посредством оздоровительной работы в детском саду способствовала раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогала воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Заключительной частью экспериментального исследования явился контрольный эксперимент, проходивший с марта по май 2016 г., целью которого была оценка эффективности апробированых педагогических условий, направленных на развитие координационных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы, проводимой в ДОУ.

Эффективность оценивалась посредством сравнения показателей уровней развития координационных способностей детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения формирующего эксперимента (см. таблицу 1).

Таблица 1

Результаты работы по развитию координационных способностей вэкспериментальной группе на констатирующем иконтрольном этапах

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

начальный

23 %

12 %

средний

53 %

53 %

высокий

24 %

35 %

Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями координационной направленности у детей, участвующих в эксперименте произошли существенные изменения в показателях физической подготовленности. Так, показатели высокого уровня развития координационных способностей в экспериментальной группе выросли на 11 % (с 24 % на констатирующем этапе до 35 % в ходе контрольного), показатели детей со средним уровнем развития координационных способностей не изменились (53 % до и после эксперимента), что объясняется переходом детей с начального уровня на средний и со среднего на высокий. Изменились соответственно и показатели детей с начальным уровнем развития координационных способностей на 11 % (с 23 % на констатирующем этапе до 12 % в ходе контрольного).

Беседы с родителями, консультации по необходимости и важности развития координационных способностей, а также привлечение их к совместным спортивным мероприятиям формирующего эксперимента также дало положительный эффект. Родители стали больше внимания уделять развитию двигательных качеств своих детей, развитию их координации, что подтвердилось результатами повторного анкетирования в ходе контрольного эксперимента

На основе апробированных педагогических условий в экспериментальном исследовании, разработаны практические рекомендации по развитию координационных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством оздоровительной работы, проводимой в ДОУ.

Таким образом, установлено, что существенные различия между исследуемыми показателями у испытуемых экспериментальной и контрольной групп произошли за счет целенаправленной реализации комплексного контроля координационных способностей. Совокупность основных результатов педагогического эксперимента показала высокую эффективность предлагаемых педагогических условий развития координационных способностей дошкольников.

Литература:

1. Евстафьев, Б. В. Понятийный словарь по теории физической культуры. — Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1985. — 132 с.

2. Лях, В. И. Координационные способности школьников [Текст]. / В. И. Лях. -Минск: Полымя, 1989.-169 с.

3. Рунова, М. А. Движение день за днем [Текст]: М. А. Рунова. — Линка — Пресс. — М.: — 2007.

4. Сулейманов, И. И. Основы воспитания координационных способностей [Текст]. / И. И. Сулейманов. Омск: ОГИФК, 1986. — 89 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle