Библиографическое описание:

Свалова Е. В., Талужина О. Н. Роль экологического воспитания в дошкольном детстве [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 222-223.



Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница жизни, а впереди — взросление и самостоятельная жизнь. Мы, воспитатели, стремимся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками. Для этого в своей работе применяем различные виды деятельности: игра, наблюдение, экспериментирование и т. д.

Одним из видов деятельности является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, т. е. экологическое воспитание. Дошкольникам прививаем такие ценности как: родная земля, заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. Проблема экологического состояния природы в настоящее время очень актуальна. Эта проблема обострилась вследствие экологически неграмотного ведения хозяйства и безответственного отношения к природе.

Главной задачей в дошкольном экологическом воспитании зародить семя правильного, бережного отношения к окружающему миру. Природа — эта живая, чувствительная, очень сложная система: даже самый тихий наш шаг для неё ощутим. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям. Дети — это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за все живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в любой экосистеме, а значит бесценно и для всей природы. Человек — сам часть природы.

Сущность экологического воспитания состоит не только в том, чтобы передать знания о природе и человеке как субъекте окружающего мира, но и формирование мотивов, ориентирующих действия о природе и поступки человека на гуманистические отношения с природой и самим собой. Экологическое воспитание направлено на осознанную деятельность по сохранению жизни на Земле для настоящих и будущих поколений.

Оптимальным для экологического воспитания детей в детском саду «Малыш» является проведение экологических проектов «Здравствуй дерево!», «Чтобы слышалось пение птиц!»; создание экологической тропы «Хозяева леса»; совместные экологические игры с родителями «В гостях у Берегини»; акция «Сделаем свой посёлок цветущим». В познавательной деятельности воспитанники получают представления об окружающем мире, заповедниках родного края. При проведении экологических праздников («Именины березки», «Поём вместе с птицами») устраиваются выставки рисунков, поделок, плакатов, с помощью которых дети получают представление о масштабности экологического движения.

Мы всегда в свое работе обращаемся к игре: как дидактической, так и исследовательской. Они являются неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников. Они по своему содержанию доступны, выразительны и поучительны. Эти игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, повышению экологической грамотности. Экологические игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности. Важно понимание уникальной ценности природной среды и формирования экологической ответственности. Детский сад необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создаёт необходимые условия для экологического, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития воспитанников.

Литература:

  1. «В союзе с природой» / Л. И. Грехова — М.: Сервисшкола, 1999 г.
  2. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — М.: ВАКО, 2005 г.
  3. Ковинько Л. В. Секреты природы — это так интересно! — М.: Линка-Пресс, 2004 г.
  4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.
  5. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. — 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2008 г.
  6. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006.
  7. Казаручик Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. — 2005. — № 2.
  8. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. — 2002. – № 10.
Основные термины: экологического воспитания, экологического воспитания дошкольников, Роль экологического воспитания, экологического образования, экологического воспитания детей, Сущность экологического воспитания, экологического образования дошкольников, Система экологического воспитания, экологическом воспитании, экологического состояния природы, детском саду, масштабности экологического движения, экологического образования детей, окружающем мире, воспитание ценностного отношения, дошкольном экологическом воспитании, воспитании старших дошкольников, экологическому воспитанию дошкольников, средство эколого-эстетического воспитания, детском саду «Малыш»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle