Библиографическое описание:

Довгополая Т. В., Мустафаева З. И. Народные сказки как фактор развития чувства прекрасного у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 200-202.



Одной из ведущих составляющих воспитания является формирование нравственно-эстетических чувств, которые являются важной формой переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризуется относительной устойчивостью.

Вместе с чувствами эмоции составляют эмоционально-чувственную сферу человека. Однако, отождествлять эмоции и чувства нельзя (И.Бех, Б.Додонов, Е. Кульчицкая).

Чувства — психические состояния и процессы, в которых отражены эмоциональную сторону духовного мира человека, его субъективное переживание событий и устойчивое эмоциональное отношение к окружающей действительности.

Особую группу чувств составляют высшие чувства, в том числе, и чувства прекрасного. Мораль как ценностно-ориентационное отношение к миру невозможно без чувства прекрасного. Нравственно-эстетическое чувство является эмоциональным отношением человека к социальной действительности, окружающей среды.

Исследования психологов (Л.Божович, Л.Выготский, Д.Эльконина, И. Кон, Костюк, Леонтьев, А.Миронов, А.Петровський, С.Рубинштейн, Б.Теплов, П.Якобсон и др.) раскрывают механизмы формирования чувства прекрасного, потребностей, оценок и т.

Проблема воспитания чувства прекрасного в педагогическом аспекте широко представлена в наследии выдающихся педагогов (Макаренко, Сухомлинский, К. Ушинский, В.Шацька, С.Шацький и др.).

Доказано, что наиболее значимыми для старшего дошкольного возраста есть такие морально-этические чувства: доброты, честности, юмора, общительности, трудолюбия, справедливости, прекрасного, патриотизма, милосердия.

Особое место в воспитании чувства прекрасного, принадлежит средствам народной педагогики, в частности народным сказкам. Их как жанр фольклора исследовали К.Аксаков, А.Афанасьев, А.Никифоров, О.Померанцева, Ю.Соколов.

Следует отметить что, сказка — это своеобразный сплав реальности и воображения, жизненного опыта и желаний народа, содержит правду, но она (правда) органично сочетается с художественными формами сочинения.

Народные сказки делятся на: сказки о животных («звериный эпос»), волшебные сказки (героико-фантастические), социально-бытовые (реалистичные или новеллистические) (В.Аникин).

Важным в аспекте нашего исследования является утверждение В.Аникина о том, что единство общего исторического процесса не предусматривает стандартизации форм развития отдельных фольклорных культур, а наоборот способствует их уникальности, самобытности и колоритности.

Именно сказка выступает одним из средств одушевление чувств, объединение их с умственно волевым процессом, что является залогом воспитания индивида как целостной, гармонично развитой личности. Сказка не учит, как правило, непосредственно нормам и правилам нравственно-эстетической культуры, а организует их силой морально-эстетического чувства, которое доминирует над составляющими духовного мира личности и не позволяет любой из них отделиться от непосредственного бытия индивида. Именно в эмоциональном воздействии на психику человека состоит нравственно-эстетическое воспитательное значение народной сказки.

Широкое использование сказок в начальной школе обусловливается тем, что их содержание презентуется в привлекательной форме. Существует четкое разделение персонажей на хороших и плохих, сущность поступков которых легко понимается детьми и позволяет определить качества каждого действующего лица. Это облегчает правильную оценку детьми моральной ценности поступка.

Для диагностики воспитанности чувств прекрасного у детей старшего дошкольного возраста средствами народной сказки выделены следующие критерии: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностно-практический. К каждому из этих критериев были определены показатели.

Показателем когнитивного критерия является уровень осведомленности дошкольников с народными сказками; представления о нравственно-эстетических ценностях и проявлении эмоций и чувств.

Эмоционально-мотивационный критерий характеризуется отношением к народным сказкам, личной заинтересованностью в их изучении; способностью адекватно оценивать и реагировать на морально-этические ситуации в процессе общения и взаимоотношений со сверстниками, товарищами, взрослыми.

Показателем деятельно-практического критерия являются действия и поступки, демонстрирующие выявления нравственно-эстетических чувств (товарищества, доброты, справедливости и др.); умение контролировать и корректировать собственное поведение в соответствии с нравственно-эстетическими ценностями.

С целью выяснения осведомленности старших дошкольников с народными сказками и отношение к ним нами было проведено диагностирование 40 дошкольников.

Установлено, что: начальный уровень осведомленности с народными сказками и негативное отношение к ним имеют 28,8 %; средний уровень и нейтральное отношение — 51,3 %; высокий уровень и положительное отношение — 19,9 %.

Использование эмпирических методов исследования: анкетирование, интервью, беседы, наблюдение за воспитательным процессом, внеурочной деятельностью с целью определения индивидуально-личностных особенностей дошкольников, анализ психолого-педагогического исследования позволил нам определить уровни воспитанности чувство прекрасного: начальный, средний, высокий.

Начальный уровень воспитанности морально-эстетических чувства прекрасного средствами народной сказки характеризуется: неустойчивым эмоциональным тоном чувств, ситуативностью эмоций; слабой осведомленностью с содержанием сказок и исполнительным (репродуктивным) отношением к ним; нестабильностью эмоциональных состояний, отсутствием устойчивых морально-эстетических чувств.

Средний уровень характеризуется: наличием достаточного эмоционального тона чувств, ситуативных эмоций; фрагментарным творческим отношением к разработке и воспроизведения народных сказок; пониманием их содержания, раскрытием идейно-художественной и нравственно-эстетической силы образов произведения; стабильностью эмоционально-чувственных состояний; способностью руководствоваться чувством прекрасного в собственной жизнедеятельности.

Для высокого уровня воспитанности чувства прекрасного средствами русской народной сказки характерно: интенсивный эмоциональный тон чувств и ситуативных эмоций; знание содержания сказок, жизнерадостные эмоционально-чувственные состояния (настроения), которые возникают перед восприятием сказки. Максимальное проявление творческих возможностей дошкольника, а именно: импровизационное обыгрывание сюжета сказки, внесение новых персонажей в известную сказку, создание разнообразных композиций и др., подчинение своего поведения морально-эстетическим ценностям.

На этапе констатирующего эксперимента были проведены беседы с воспитателям дошкольного учреждения и родителями старших дошкольников, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, внеурочной деятельностью показали, что сказка иногда используется в работе с старшими дошкольниками. Однако отсутствуют попытки вскрыть эмоционально-чувственный мир героев, охарактеризовать их чувства. Вопрос выбора сюжета имеют репродуктивный характер и направлены на установление причинно-следственных связей, совершенствование навыков чтения.

Проведение анкетирования, интервью, наблюдение за изучением народных сказок, представленных в учебниках для чтения и во внеурочной деятельности позволило нам собрать первичный материал о состоянии воспитанности чувства прекрасного учащихся средствами народной сказки.

Начальный уровень воспитанности чувства прекрасного имеют 74,1 % детей; средний — 20,6 %, высокий — 5,3 %.

Установлено, что реальное состояние сформированности нравственно-эстетических чувств (доброты, честности, юмора, общительности, трудолюбия, справедливости, прекрасного, патриотизма, милосердия) на основе народной сказки характеризуется сложностью и противоречивостью.

Литература:

  1. Биева Е. Г. Факторы, влияющие на восприятие художественного текста детьми-дошкольниками: Диссертация канд. филол. наук — М. 1984.
  2. Елисеева М. Б. Особенности восприятия художественного текста ребенком дощкольного возраста // Модернизация начального образования. Саратов, 2003.
  3. Запорожец А. В. Психологическое восприятие ребенком-дошкольником литературного произведения.// Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. — т.1.: Психическое развитие ребенка.- М.: “Педагогика”, 1986
  4. Климашевска,Я. Мвцеевски. — Москва, 2009 // Человек — образование — профессия: V международная научно-практическая конференция 06–08.07.2009 / ред.Л. М. Митина. — Москва: ПИ РАО: МГППУ, 2009. — С. 53–57.
  5. Сказка в детском саду/ М — во образования Респ. Саха (Якутия), Саха гос. Пед. Академия.; [авт-сост.: О. И. Михалева, Е. К. Дмитриева]. — Якутск: СГПА, 2006. — 50 с.
  6. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.А. Дубровская, Т. Г. Казакова, H. H. Юрина и др.: Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle