Библиографическое описание:

Панфиленко Г. И., Кислинская Н. П., Кудрина Л. В. О модели взаимодействия специалистов различного профиля в работе по активизации процесса развития речи [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 215-218.



Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно — психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

Самую многочисленную группу — до 70 % от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Деятельность педагогов ДОО направлена на развитие когнитивных, познавательных процессов, напрямую связанных с речью.

Работа по активизации процесса развития речи представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обыденность и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Компонентами речевой активности, по мнению М. Р. Львова, являются быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, развёртывания синтаксических конструкций, текста, активная реакция на поступок или высказывание других лиц. М. Р. Львов обращает внимание на условия развития речевой активности:

‒ общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;

‒ умение преодолевать скованность, застенчивость;

‒ способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

Тесная взаимосвязь педагогов возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

В работе по активизации словаря большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя — логопеда и воспитателя. Очень значима совместная работа с ними музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию.

Выделение основных направлений взаимодействия помогает более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи.

Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с ОВЗ.

В группах компенсирующей направленности при построении системы работы совместная деятельность специалистов должна быть спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание НОД организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы логопеда по разделам программы.

Модель работы по активизации развития речи представляет собой целостную систему.

Цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольной образовательной организации как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого и психического развития дошкольника.

Содержание работы по активизации развития речи строится с учётом ведущих линий речевого развития — фонетики, лексики, грамматики, связной речи и обеспечивают интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития дошкольника с ОНР. Система работы по активизации развития речи предусматривает индивидуальные, фронтальные НОД, а также самостоятельную деятельность ребёнка с ОНР в специально организованной пространственно-речевой среде.

Все специалисты работают под руководством логопеда, который является организатором и координатором всей работы по активизации развития речи.

Их деятельность направлена на развитие когнитивных, познавательных процессов, напрямую связанных с речью. Выделение основных направлений взаимодействия помогает более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи.

Модель взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОО позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности. Четко сформулировать объективное заключение. Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.

Таким образом, согласованность действий педагогов позволяет эффективно активизировать процесс развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью.

Учёными доказано: если на просьбу ребёнка, выраженную жестом, взрослый не проявляет ответной реакции, то ребёнок скорее начнёт делать попытки выразить просьбу словесно, т. е. будет проявлять речевую активность, несмотря на испытываемые при этом большие трудности.

Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции, развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Занятия воспитателя по заданию логопеда (они проводятся ежедневно во вторую половину дня). Задания для повторения и закрепления материала по изучаемой лексической теме, отработанного с детьми логопедом, например, по совершенствованию навыков грамматического строя речи. Материал, сложный для усвоения детьми: подбор однокоренных слов; подбор глаголов; образование прилагательных; составление описательных рассказов по схеме и т. п. Индивидуальная работа с детьми по автоматизации и дифференциации звуков, а также задания по всем разделам программы, с теми детьми, которым наиболее трудно дается усвоение нового материала. При необходимости работа с ними. Игры и упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики (пальчиковая гимнастика, игры на развитие координации движения с речью).

Однако развитие не всех детей дошкольного возраста соответствует названным условиям. Помехами речевой активности, по мнению М. Р. Львова могут стать неразвитость вышеназванных качеств; речевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребёнка психологически; болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха; неустойчивость внимания, плохая память и т. п. К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся: овладение на определённом уровне системой языка, наличие потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность. Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации основных её компонентов, поэтому большое внимание следует уделять словесным играм.

Взаимодействие всех специалистов ДОО дает возможность наметить коррекционную работу в разных жизненных ситуациях.

Учитель-логопед осуществляет:

Обследование воспитанников ДОО и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

Формирование у педагогического коллектива ДОО и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (в игровую, трудовую, познавательную, в содержание других видов деятельности, а также в режимные моменты.

Педагог-психолог включает следующие направления: коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР по развитию высших психических функций; работа с детьми, имеющих отклонения в поведении; коррекция агрессивности; профилактическая работа по развитию эмоций.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На логоритмике совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма, просодическая сторона речи

Медицинский работник изучает и оценивает соматическое здоровье и состояние нервной системы ребёнка с ОНР в соответствии со средневозрастными критериями.

Инструктор по ФИЗО решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно-развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно-временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Особое внимание обращается на возможность закрепления лексико-грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темой.

Вся работа специалистов направлена на активизацию процесса развития речи, согласованность действий специалистов различного профиля в условиях дошкольной образовательной организации позволяет эффективнее влиять на процесс развития речи.

Взаимодействие всех заинтересованных в работе по активизации процесса развития речи положительно сказывается на качестве работы.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Литература:

  1. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. Под ред. О. А. Денисовой. — М.: ТЦ Сфер, 2012. (Библиотека логопеда). (2)
  2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Издательство «Лань», 2003.
  3. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. — М.: АРКТИ, 2002.
  4. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М. А. Поваляевой. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
  5. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. — Мн.: «Аверсэв», 2005 Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
  6. Detskijdom1kem@mail.ruhttp://detdom1.ucoz.ru «Модель взаимодействия специалистов при коррекции речевых нарушений».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle