Автор: Слесаренко Илья Александрович

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Библиографическое описание:

Слесаренко И. А. Управление самостоятельной работой студентов с использованием облачных сервисов [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 124-127.



В системе современного профессионального образования делается акцент на развитие у студентов опыта самостоятельной деятельности.

Квалификационные характеристики по всем специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью получения знаний.

В учебном процессе используется два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа выполняется во время проведения занятий под руководством преподавателя, или в его отсутствии, но согласно методическим указаниям. Внеаудиторная самостоятельная работа — это работа студента по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. [1]

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

− систематизации и закрепления теоретических знаний и практических навыков;

− углубления теоретических знаний;

− формирования компетенций и информационной культуры (умение найти и использовать информацию в целях обучения);

− развития познавательных способностей и активности студентов;

− формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию.

Затруднения преподавателей по организации самостоятельной работы студентов, прежде всего, состоят в том, что в учебных пособиях, дано содержание материала и практически нет заданий, требующих от студентов самостоятельной познавательной деятельности, что заложено в концепции профессионального образования.

В связи с чем, большую роль в организации деятельности студентов играют дополнительные средства обучения.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается необходимость реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. [2]

Интернет-технологии, согласно Н. Н. Василюк представляют собой «...сервисы сети Интернет, но при этом толкуются как более широкое понятие: не только как сами услуги, но и способы использования этих услуг в различных отраслях человеческой деятельности, а также разработка и обслуживание этих услуг.»... [3]

Применительно к обучению можно выделить следующие Интернет-технологии:

− компьютерные обучающие программы;

− обучающие системы на базе мультимедийных технологий;

− интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

− распределенные базы данных по отраслям знаний;

− средства телекоммуникации;

− электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы;

− облачные технологии.

Рассмотрим одно из направлений Интернет-технологий — облачные технологии и вычисления в организации самостоятельной работы студентов. Облачные технологии (облачные вычисления Cloud Computing) — это сервис, который подразумевает удаленное использование средств обработки и хранения данных. С помощью «облачных» сервисов можно получить доступ к информационным ресурсам любого уровня и любой мощности.

Применение облачных сервисов имеет ряд преимуществ:

− экономия средств на специальные помещения их оборудование и персонал;

− программное обеспечение. Возможность использования технологий Google Apps Education Edition и Office Web Apps для организации работы с документами, презентациями, электронными таблицами и т. д.;

− сервисы позволяют выполнять многие виды учебных работ в онлайн режиме дают возможность осуществления контроля и оценки работ обучающихся преподавателем;

− облачные технологии позволяют сохранять информацию;

− благодаря облачным технологиям люди с ограниченными возможностями могут получать доступ к образовательной среде.

К недостаткам облачных вычислений на сегодняшний день можно отнести:

− необходимость постоянного высокоскоростного соединения с сетью интернет;

− риски технических сбоев;

− отсутствие законодательной базы облачных вычислений [4].

На основе облачных технологий возможно создавать различные комплексы по управлению самостоятельной работы студентов.

Облачные сервисы позволяют получить доступ к образовательным материалам различного вида:

− Текстовым;

− Визуальным;

− Мультимедийным;

− Интерактивным и т. д.

Они дают возможность выполнения заданий индивидуально, совместно с преподавателем или с группой (презентаций, таблиц, текстовых документов, блогов, сайтов, контроль знаний обучающихся с использованием анкет, тестовых заданий).

Для того чтобы более эффективно организовать самостоятельную работу студентов целесообразно комбинированное использование разных ресурсов.

Как уже говорилось выше, на основе облачных технологий существует множество возможностей организовать самостоятельную работу студентов. Это электронные дневники, журналы; личные кабинеты для студентов и преподавателей, интерактивная приемная и другое.

Эффективно работают тематические форумы, блоги, сайты, что позволяет студентам осуществлять обмен информацией.

В настоящее время широко используются сервисы, построенные на основе технологии облачных вычислений, которые можно применять в образовательном процессе, например Microsoft Live@edu и Google Apps Education Edition, Edmodo.

Рассмотрим возможности, которые предоставляют данные сервисы для образовательных учреждений (преподавателей и студентов):

  1. Электронная почта — позволяет обеспечить обмен информацией и документами студентов с преподавателями. Службы Google и Microsoft Live@edu содержат и другие средства коммуникации, такие как обмен мгновенными сообщениями, а также управление контентом.
  2. Календарь используется как сервис составления расписания самых разнообразных мероприятий. Студенты, преподаватели, а так же администрация образовательного учреждения могут совместно использовать возможность данного сервиса для составления расписания занятий, выполнения графика самостоятельных заданий, размещать время работы кружков/секций, проведения мероприятий и календарное планирование работы над проектами. С помощью сервиса «календарь» студенты, а так же преподаватели могут отслеживать изменения в расписании, можно установить напоминания о важных событиях в жизни учебного заведения и т. д.
  3. Приложения как сервис по созданию документов (позволяющие работать с текстами, электронными таблицами и презентациями, наглядными пособиями), а также создавать веб-сайты и блоги. Что позволяет студентам и преподавателям удаленно работать над общими документами и проектами, при этом преподавателям предоставляется возможность контроля знаний и управления самостоятельной работой студентов. С помощью веб-сайтов возможно организовать единое Интернет-пространство, где будет происходить обмен информацией. Служба веб-сайтов позволяет размещать самую разнообразную информацию (календари, видео, изображения, документы и др).
  4. Студентам и преподавателям предоставляется возможность хранения документов всех типов, которыми они могут пользоваться не только в образовательном учреждении, но и после его окончания, восстанавливая проделанную работу.

Хочется обратить внимание на возможности сайта Uztest.ru. Он организован в виде виртуального кабинета преподавателя, где размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий. На сайт можно добавлять группы со списком студентов, затем добавляются тренинги, задачники, учебная литература и др. Студенты заходят на сайт, где выполняют добавленные преподавателем задания. Результаты выполненных заданий сразу же отражаются в журнале.

На примере учебной дисциплины «Инженерная графика» рассмотрим возможность управления самостоятельной работой студентов используя облачные технологии.

В ходе изучения дисциплины «Инженерная графика» по теме «Основные сведения и требования ЕСКД к оформлению чертежей» студентам необходимо зарегистрироваться на сайте Google.com и самостоятельно изучить тему (рисунок. 1). Преподаватель выкладывает материал для самостоятельного изучения по принципу от простого к сложному. Если студентам надо повторить тему, то можно возвращаться к пройденному материалу для его повторного изучения.

Лекция.png

Рис. 1. Размещение лекции в облачном сервисе

После того как студенты прочитали и проанализировали материал предложенный преподавателем для самостоятельного изучения им предлагается выполнить тест по пройденному материалу, тест составляется с использованием интернет сервисов, где результаты теста автоматически отображаются в электронной таблице (рисунок 2).

Тест.png

Рис. 2. Выполнение теста по изученной теме занятия

Результаты теста преподаватель сообщает студентам, и подводит общую статистику изучения темы.

Обучение с применением облачных сервисов формирует у студентов навыки самообразования, умение анализировать и структурировать полученную информацию. Дает возможность дистанционного обучения и контроля, автоматизирует организацию самостоятельной деятельности, способствует закреплению знаний, полученных на занятиях в аудитории, формирует творческий подход к решению поставленных задач, а так же практические навыки решения ситуационных задач.

Литература:

  1. Алексанян Г. А. Модель организации самостоятельной деятельности студентов СПО с использованием ИКТ/ Г. А. Алексанян // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2012. — № 5.
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Гарант: информационно-правовая система. — 19.04.2016.
  3. Василюк Н. Н. Блог-технологии как средство формирования сетевой компетенции при обучении информатике / Н. Н. Василюк: диссертация 2014.
  4. Широкова Е. А. Облачные технологии / Е. А. Широкова // Современные тенденции технических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 30–33.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle