Библиографическое описание:

Динасилова А. А. Эффективность использования интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 4-6.



Среди большого разнообразия педагогических методов, приемов, технологий, в последнее время особый интерес вызывают интерактивные методы обучения. Эта форма организации занятий находится в центре исследования, как ученых-педагогов, так и учителей школ. Вопросам интерактивного обучения посвящены работы многих ученых и специалистов: С. Ю. Курганова, В. Х. Шейне, М. В. Кларина и др. Для осуществления обучения с применением интерактивных методов педагог должен обладать педагогическим мастерством. Должна быть доведена до высокой степени обучающая и воспитательная умелость, отражающая особую отшлифованность методов и приемов, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность УВП.

Чтобы применять интерактивные методы, учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающегося обучения. Освоение проблемно-поисковых методов- основа организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а, следовательно, и основа интерактивного обучения. При интерактивном обучении практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Под интерактивным методом обучения понимаются, «...все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика». [1] При этом результат, полученный самостоятельно, имеет для ребенка большую ценность, чем сообщенный ему учителем.

Спектр интерактивных методов чрезвычайно широк. По целевой ориентации среди них могут быть выделены: дидактические, позволяющие сформировать познавательные, практические умения, организовать различные виды учебной деятельности; воспитывающие, направленные на развитие нравственно — этических, волевых и других качеств обучаемых; контролирующие, ориентированные на реализацию контрольно — оценочной функции. [2] Применение интерактивных методов обучения позволяет решать многие проблемы: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять индивидуальность в процессе. В методике интерактивного обучения учащиеся обучают друг друга, уважают альтернативное мнение, моделируют различные ситуации, способствуют оздоровлению психологического климата на уроке, создают доброжелательную обстановку. Подобная методика принципиально меняет схему коммуникации учебного процесса. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта. Он ни в коем случае не должен замыкать учебный процесс на себе. Главными в процессе обучения становятся связи между учениками, их взаимодействие и сотрудничество. Результаты обучения достигаются взаимными усилиями участников обучения, учащиеся принимают ответственность за результаты обучения.

Говоря об активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ, необходимо помнить о внедрении в процесс обучения современных методик и технологий. В Послании президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана (январь 2012 года) говорится: «…В наш век высоких технологий все большее значение приобретают современные технологии преподавания школьных предметов в рамках общего образования, которые предполагают более широкое использование новых форм и методик». [3] Развитие общества, науки полностью зависят от знаний, умений и навыков сегодняшних учащихся. Поэтому задачей каждого учителя является накопление серьезной методической базы по использованию современных технологий в учебном процессе. Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные познания, но и умения использовать их в различных ситуациях, апробировать опыт решения проблем самостоятельно. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. Принцип активности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Поэтому, применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы -это не дань моде, а необходимость.

В своей педагогической практике я использую следующие интерактивные технологии. «Шаг за шагом» — используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т. д. из изученного ранее материала. Каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь термина из правила. На уроках ученики вполне могут вышагивать, склоняя слова по падежам, называя имена персонажей или авторов произведений, орфограммы, слова по теме «Семья» и т. д. «Послушать — сговориться — обсудить» — данный метод способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу. «Лови ошибку» — учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них- неверны. Найти и доказать ошибочность. «Морфологический ящик» — используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах. На уроках русского языка — сбор частей слов для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками-конференциями, уроками-практикумами. Разделив ребят на группы, предлагаю им, в зависимости от учебной ситуации, выступить в роли редакторов, корректоров, оформителей стенгазет, составителей рекламы, экскурсоводов и другие. Такая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах. Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. «Письмо литературному персонажу» — ученики должны написать «письмо» литературному персонажу, в котором поддержать его или, наоборот, осудить, помочь советом, выразить свое отношение к его поступкам. Например: при изучении романа М. Сервантеса «Приключения Дон Кихота» учащиеся пишут письма поддержки Дон Кихоту, при изучении трагедии Шекспира «Гамлет» помогают решить Гамлету его проблему «Быть или не быть». «Коллективный рассказ» -учитель предлагает ученикам составить коллективно рассказ на заданную тему. Каждый говорит одно предложение, связывая его с предыдущим. Например, учащиеся сочиняют коллективно рассказ о приключениях героя в фантастическом мире по заданным началом: «Не за синими морями, не за высокими горами, а в нашем...» «Таинственный чемодан» — работа в группах. Учитель предлагает группам угадать, какому литературному герою предстоит чемодан, называя вещи, которые в ней лежат. Например, изучая тему «Приключенческие романы», находим, кому принадлежат чемоданы с вещами. Компас, карта морей и океанов, учебники по океанографии (Дик), лупа, засушенные насекомые, очки (кузен Бенедикт), вырванный зуб, засушенная крыса, огрызок яблока, нитки черные и белые (Том Сойер). «Встреча литературных героев» — ученики называют своих любимых литературных героев, представляют их встречу, о чем бы они говорили, какие советы дали бы друг другу. Например, о чем бы говорили при встрече Том Сойер и Пеппи Длинныйчулок, Гобсек и Плюшкин, Наташа Ростова и Татьяна Ларина? [4]

Как показывает практика, интерактивные методы обучения, при условии их правильной подачи, являются одними из самых успешных педагогических технологий, активизирующих учебно-воспитательный процесс, обеспечивающих не только формирование коммуникативной компетенции, но и воспитывающих языковую личность, способную к профессионально-деловой межкультурной коммуникации, диалогу культур, стремящуюся к саморазвитию и самообразованию, умеющую творчески мыслить и находить эффективные пути решения различных ситуаций будущей деятельности.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе — М.: Просвещение, 2003г.
  2. Васильева Ф.И, Лихошерст Н. В. Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2006.
  3. Послании президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана (январь 2012 года)
  4. Зобернюс О. П. Парная и групповая работа на уроках русского языка. //Русский язык в школе// 2008, № 7.
  5. Коротаева Е. В. Психодидактика интерактивного обучения. //Русский язык в школе// 2008, № 8.
  6. Решеткина И. В. Интерактивное обучение в контексте современных тенденций развития школьного и вузовского образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle