Библиографическое описание:

Иванова Ю. С. Сущность и модели социального сопровождения одаренных детей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 252-253.



Развитие современного общества невозможно без человеческих ресурсов с высоким потенциалом возможностей. В этой связи возрастает роль обучения и развития одаренных детей как «лидирующей» группы и ресурса высококвалифицированных кадров.

Одаренные дети — это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным и/или физическим развитием, которое является следствием, как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания [1].

В науке выделяют три категории одаренных детей:

  1. Дети с ускоренным умственным развитием характеризуются проявлением показателей интеллекта, качеств ума, опережая своих сверстников на 2–3 года (вундеркинды — дети с высоким уровнем IQ);
  2. Дети обычного умственного развития, но ярко проявляющие способности к какому-либо предмету (дети, достигшие каких-либо успехов в определенном виде деятельности);
  3. Дети обычного умственного развития, но с особым качеством отдельных психических процессов (дети с высокой креативностью мышления) [2, с. 86].

Развитие одаренных детей в рамках психо-социального становления индивида может проходить по гармоничному и дисгармоничному типу развития.

Дети с гармоничным типом развития отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. В большинстве случаев, именно эти дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

Одаренность в рамках дисгармоничного типа развития выступает как один из факторов риска психо-социального развития ребенка, так как происходит нарастание конфликтов внутреннего порядка, обусловленных развитием самооценки, требовательности к себе и способности к интрапсихической переработке. Процесс становления личности одаренных детей данного типа развития почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, обеспечивающих зачисление одаренных детей в «группу риска» [3, с. 52].

В связи с этим, очевидно, что важным аспектом в области социальной работы с одаренными детьми является, как и с категориями «группы риска», помощь и поддержка, т. к. одаренные дети с дисгармоничным типом развития нуждаются в особом воспитании, специальных программах и формах работы, реализуемых специально подготовленными специалистами.

Социальное сопровождение является одним из основных средств современной социальной работы с представителями групп риска. Социальное сопровождение − это комплексный консультативный патронаж, основанный на социальном посредничестве и межведомственном взаимодействии, в котором ведущая роль отводится технологии консультирования и процедурам согласования решении̌ с заинтересованными и уполномоченными лицами, органами, учреждениями, организациями, в ходе которого происходит удовлетворение медицинских и социальных потребностей клиентов, оказание помощи в преодолении трудностей доступа к необходимым услугам [4].

Сопровождение семьи с одаренными детьми развернуто во времени и включает в себя ряд этапов, на каждом из которых ставятся определенные задачи, требующие соблюдения ряда принципов:

  1. Сопровождение семьи как целостной системы, имеющей собственные закономерности развития;
  2. Ориентация на динамику системных процессов в воспитании и развитии одаренных детей;
  3. Определение формы сопровождения, его содержания и интенсивности, а также характера взаимодействия с другими учреждениями в соответствии с потребностями семьи, воспитывающей одаренного ребенка;
  4. Опору при сопровождении на эффективные семьи как на группу психологической поддержки;
  5. Поддержку объединения родителей в целях расширения возможностей и видов помощи семьям, воспитывающим одаренных детей, включая вовлечение родителей в реализацию программ сопровождения семьи; создание условии̌ для непрерывного профессионального роста сотрудников службы и расширения области их компетентности [5].

В качестве основных моделей социального сопровождения семьи с одаренным ребенком за рубежом выделяют модель «Консалтинг», модель «Патернат», модель «Риск-Эдвайзер» и др.

Модель «Консалтинг» («Сonsulting» англ. − совещаться, принимать во внимание) − направлена на оказании высококвалифицированной информационно-консультационной помощи одаренным детям и их ближайшему окружению с применением мультимедийных технологий в режиме очно/заочных консультаций. Эта модель предполагает оказание помощи одаренным детям, находящимся в социально благополучной среде при возникновении проблемной ситуации, в случае, когда ближайшее окружение одаренных детей не способно самостоятельно преодолеть сложившуюся проблемную ситуацию. Помощь в рамках данной модели оказывается независимыми экспертами, профессионально подготовленными специалистами в определенной области, основной задачей которых является анализ сложившейся ситуации и определение перспектив ее развития, выработке решения, обеспечивающего контакт ребенка и его ближайшего окружения с необходимыми инстанциями (учреждениями образования, социальной защиты, медицинскими учреждениями, психологическими центрами, государственными и частными организациями). В данной модели взаимоотношения между специалистом по социальному сопровождению и ребенком ограничены, поскольку задача специалиста состоит лишь в определении потребностей обратившегося и направлении его к поставщикам услуг.

Модель «Патернат» (лат. pater − отец, отцовский) — модель полной поддержки, реализующая патернализм в отношениях между специалистами и одаренными детьми. Данная модель гарантирует развернутое во времени комплексное сопровождение развития личности одаренных детей и представляет собой профессиональные согласованные действия различных специалистов, включенных в единую организационную модель, с единой системой форм и методов работы по созданию оптимальных условий для развития личности и формирования оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, позволяющих личности определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Работа с одаренными детьми в рамках модели «Патернат» организуется по нескольким направлениям: диагностическое, координационное, развивающее, профилактическое, кадровое, информационное, профориентационное направления. При осуществлении социальной работы в рамках этой модели учитывается тот факт, что почти любая проблемная ситуация в развитии личности одаренных детей создаётся несколькими участниками: самим одаренным ребёнком, его семьёй, педагогическим коллективом, ближайшим социальным окружением. В связи с этим сопровождение реализуется непрерывно в течение всего времени обучения и развития ребёнка с целью предотвращения возникновения проблемных ситуаций.

Модель «Риск-Эдвайзер» («Risk-adviser» англ. − консультант по нестандартным ситуациям) − направлена на предоставление возможности одаренным детям получить любую экстренную квалифицированную помощь от комплексной службы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения. В основе социальной работы в рамках данной модели лежит единство четырех функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях ее решения; консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы; первичная помощь на этапе реализации плана решения. Деятельность специалиста направлена на преодоление барьеров, которые мешают ребенку самостоятельно решать актуальные для его развития проблемы. Решения носят рекомендательный характер, т. е. ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами, их заменяющими, педагогами, близким окружением [6].

Таким образом, социальное сопровождение одаренных детей основано на взаимодействии государственных образовательных учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, учреждений социальной населения, организаций культуры, спорта и науки.

Литература:

  1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. — М.: Знание, 1991. — 80 с.
  2. Вяткина Л. Б. Психологические характеристики и видовое многообразие одаренности // Пермский педагогический журнал. — 2012. — № 3. — С. 86.
  3. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. — 2004. − № 2. — С.52.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156558 (дата обращения: 11.04.2016).
  5. Дети в трудной жизненной ситуации: Новые подходы к решению проблем / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. − М., 2010. − С. 6.
  6. Регламенты взаимодействия моделей социального сопровождения // Государственный контракт № 03.P20.11.0087 от 26 октября 2011 г. «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе центров при крупных университетах» // НИЯУ МИФИ. URL: http://school.mephi.ru/netchair/uum/03-p20–11–0087 (дата обращения: 11.04.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle