Библиографическое описание:

Петренко И. В., Гордиенко Н. В. Результаты констатирующего этапа эмпирического исследования по определению уровня сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 218-220.



Необходимость обращения к проблеме формирования и развития культуры безопасного поведения у дошкольников в данном детском саду вызывается следующими противоречиями:

– между необходимостью формирования культуры безопасного поведения у детей на основе развития познавательных процессов и недостаточностью ее развития у большинства дошкольников;

– между объективно существующей потребностью формирования и развития культуры безопасного поведения у детей на базе знаний основ безопасности жизнедеятельности и существующей организацией учебно-воспитательного процесса в ДОУ, в котором, как правило, происходит «утечка» рефлексии, контроля и оценки безопасного поведения на «полюс» взрослого, ориентация на знания, а компетенции остаются не сформированными 1.

Базой исследования стал МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края. В эмпирическом исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста.

Цель эмпирического исследования — диагностирование, формирование и развитие у дошкольников следующих компетенций: предвидение опасных последствий сложившейся ситуации; психологическая готовность к действиям; адекватное реагирование на ситуацию.

Экспериментальная работа началась с апробации уровневой модели мониторинга культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, которое позволит:

– диагностировать уровни развития культуры безопасного поведения детей;

– разработать методические приемы и подобрать средства поэтапного формирования культуры безопасного поведения детей, которые обеспечат положительную динамику ее развития.

В данной модели выделяется пять компонентов культуры безопасного поведения:

  1. безопасность на улице,
  2. пожарная безопасность и безопасность в быту,
  3. экологическая безопасность,
  4. здоровый образ жизни,
  5. безопасное поведение в общественных местах.

В каждой компоненте выделены на трех уровнях «единицы» знаний, которыми должны обладать дети.

По итогам проведения констатирующего этапа эмпирического исследования составлены диаграммы по всем пяти компонентам: безопасность на улице, пожарная безопасность и безопасность в быту, культура поведения в общественных местах, экологическая безопасность, здоровый образ жизни.

Диаграмма 1 отражает разноуровневость развития компонентов у данной выборки дошкольников.

Рис. 1. Результаты мониторингового исследования сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в старших группах МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края

В диаграмме 1 отображено разноуровневое развитие навыков безопасного поведения старших дошкольников, так по компоненту безопасность на улице 42,5 % детей полностью овладели навыками, 45 % не в полной мере, и 12,5 % не овладели.

По компоненту пожарная безопасность и безопасность в быту 52,5 % — овладели, 37,5 % — частично и 10 % — не овладели.

Культурно вести себя в общественных местах смогут 52,5 % детей, 32,5 % — не всегда, и 15 % демонстрируют отсутствие культуры поведения.

Усвоили навыки экологической культуры 50 % детей, 30 % — частично и 20 % не усвоили.

Придерживаются здорового образа жизни 45 % старших дошкольников, столько же не всегда и 10 % не придерживаются.

Средние общие процентные показатели по всем пяти компонентам выглядят следующим образом — диаграмма 2.

Рис. 2. Средние общие процентные показатели сформированости навыков безопасного поведения дошкольников в старших группах МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края

На диаграмме 2 видно, что 15 % детей данной выборки не обладают сформированными навыками безопасного поведения. 32,5 % ребят частично ими владеют, и у большей половины — 52,5 % эти навыки сформированы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что используемая нами модель мониторинга позволяет осуществлять диагностику сформированности культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, на основе которой вносить коррективы в деятельность воспитателей, родителей и возможно всего ДОО. Знание основ безопасности жизнедеятельности лежит в основе культуры безопасного поведения детей и является необходимым условием формирования этой культуры.

Литература:

  1. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие — М.: Центр педагогического образования, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle