Результаты констатирующего этапа эмпирического исследования по определению уровня сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петренко, И. В. Результаты констатирующего этапа эмпирического исследования по определению уровня сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / И. В. Петренко, Н. В. Гордиенко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10323/ (дата обращения: 25.04.2024).



Необходимость обращения к проблеме формирования и развития культуры безопасного поведения у дошкольников в данном детском саду вызывается следующими противоречиями:

– между необходимостью формирования культуры безопасного поведения у детей на основе развития познавательных процессов и недостаточностью ее развития у большинства дошкольников;

– между объективно существующей потребностью формирования и развития культуры безопасного поведения у детей на базе знаний основ безопасности жизнедеятельности и существующей организацией учебно-воспитательного процесса в ДОУ, в котором, как правило, происходит «утечка» рефлексии, контроля и оценки безопасного поведения на «полюс» взрослого, ориентация на знания, а компетенции остаются не сформированными 1.

Базой исследования стал МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края. В эмпирическом исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста.

Цель эмпирического исследования — диагностирование, формирование и развитие у дошкольников следующих компетенций: предвидение опасных последствий сложившейся ситуации; психологическая готовность к действиям; адекватное реагирование на ситуацию.

Экспериментальная работа началась с апробации уровневой модели мониторинга культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, которое позволит:

– диагностировать уровни развития культуры безопасного поведения детей;

– разработать методические приемы и подобрать средства поэтапного формирования культуры безопасного поведения детей, которые обеспечат положительную динамику ее развития.

В данной модели выделяется пять компонентов культуры безопасного поведения:

  1. безопасность на улице,
  2. пожарная безопасность и безопасность в быту,
  3. экологическая безопасность,
  4. здоровый образ жизни,
  5. безопасное поведение в общественных местах.

В каждой компоненте выделены на трех уровнях «единицы» знаний, которыми должны обладать дети.

По итогам проведения констатирующего этапа эмпирического исследования составлены диаграммы по всем пяти компонентам: безопасность на улице, пожарная безопасность и безопасность в быту, культура поведения в общественных местах, экологическая безопасность, здоровый образ жизни.

Диаграмма 1 отражает разноуровневость развития компонентов у данной выборки дошкольников.

Рис. 1. Результаты мониторингового исследования сформированности навыков безопасного поведения дошкольников в старших группах МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края

В диаграмме 1 отображено разноуровневое развитие навыков безопасного поведения старших дошкольников, так по компоненту безопасность на улице 42,5 % детей полностью овладели навыками, 45 % не в полной мере, и 12,5 % не овладели.

По компоненту пожарная безопасность и безопасность в быту 52,5 % — овладели, 37,5 % — частично и 10 % — не овладели.

Культурно вести себя в общественных местах смогут 52,5 % детей, 32,5 % — не всегда, и 15 % демонстрируют отсутствие культуры поведения.

Усвоили навыки экологической культуры 50 % детей, 30 % — частично и 20 % не усвоили.

Придерживаются здорового образа жизни 45 % старших дошкольников, столько же не всегда и 10 % не придерживаются.

Средние общие процентные показатели по всем пяти компонентам выглядят следующим образом — диаграмма 2.

Рис. 2. Средние общие процентные показатели сформированости навыков безопасного поведения дошкольников в старших группах МБОУ детский сад № 198 «Белоснежка» г. Минеральные Воды Ставропольского края

На диаграмме 2 видно, что 15 % детей данной выборки не обладают сформированными навыками безопасного поведения. 32,5 % ребят частично ими владеют, и у большей половины — 52,5 % эти навыки сформированы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что используемая нами модель мониторинга позволяет осуществлять диагностику сформированности культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, на основе которой вносить коррективы в деятельность воспитателей, родителей и возможно всего ДОО. Знание основ безопасности жизнедеятельности лежит в основе культуры безопасного поведения детей и является необходимым условием формирования этой культуры.

Литература:

  1. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие — М.: Центр педагогического образования, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, детский сад, безопасное поведение детей, здоровый образ жизни, пожарная безопасность, ребенок, Ставропольский край, старший дошкольный возраст, безопасное поведение дошкольников, экологическая безопасность.

Похожие статьи

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ситуация, правило поведения, игровая деятельность, активный участник.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ситуация, правило поведения, игровая деятельность, активный участник.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

безопасное поведение, детский сад, старший дошкольный...

безопасность, безопасное поведение, опыт безопасного поведения, этапы формирования навыков безопасного поведения.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей... ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст...

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход. Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Ключевые слова: безопасность, основы безопасного поведения...

природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на улице — это одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Работа по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения в...

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ситуация, игровая обучающая ситуация, ребенок, знание, дорога, Незнайка, безопасное поведение.

Похожие статьи

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ситуация, правило поведения, игровая деятельность, активный участник.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, ситуация, правило поведения, игровая деятельность, активный участник.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая деятельность, предмет, главная задача, Словарная работа, формирование основ.

безопасное поведение, детский сад, старший дошкольный...

безопасность, безопасное поведение, опыт безопасного поведения, этапы формирования навыков безопасного поведения.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей... ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст...

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход. Формирование основ безопасности у дошкольников через...

Ключевые слова: безопасность, основы безопасного поведения...

природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения...

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на улице — это одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Работа по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения в...

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ситуация, игровая обучающая ситуация, ребенок, знание, дорога, Незнайка, безопасное поведение.