Библиографическое описание:

Пардаева З. Д. Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 152-155.



В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

История развития человеческого общества, человеческого мышления, анализ общественных и зарубежных исследований, проведенные за последние десятилетия показали, что в формирование личности, профессиональных навыков специалиста огромное значение имеет самостоятельное обучение. И поэтому одной из главных задач современного образования являются перестройка и адаптация сознания студентов к сегодняшним решениям, привитие им навыков самообразования, творческого использования полученных знаний.

В «Национальной программе по подготовке кадров» Республики Узбекистан предусмотрено также усовершенствование самостоятельной работы студентов как один из стимулирующих факторов активизации мыслительной деятельности обучаемых в процессе вузовского образования, государственные стандарты образования также рассматривает самостоятельную работу как один из необходимых факторов, развивающих мыслительной способности студентов.

Исходя из этого, можем сделать вывод, что эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Но для этого необходимо обеспечить обучающихся эффективными средствами обучения, такими как модуль. Используя это информационное средство, обучаемый сможет самостоятельно организовать усвоение нового материала и приходить на каждое занятие подготовленным, решая проблемные вопросы, участвуя в исследовательской деятельности и т. п.

Модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать преподавателя от выполнения чисто информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции. Модули должны создавать условия для совместного выбора преподавателем и студентом оптимального пути обучения. В процессе модульного обучения преподаватель передает не вторые функции управления модульной программы, в котором они трансформируются в самоуправление.

Одна из особенностей модульного занятия заключается в том, что каждое занятие целесообразно начинать с процедуры мотивации — это может быть обсуждение эпиграфа к занятию, использование входного теста с самопроверкой, прочтение наизусть стихотворения и т. п. В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь — средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

Студенты, работающие самостоятельно, могут принимать конкретные решения, вносить серьёзные предложения, могут выбирать методы работы в процессе самостоятельного обучения. Если учитывать одно из требований для анализа литературного произведения — знание художественного текста, то условия проведения модульного занятия — заранее озадачить студентов тематикой запланированных не только практических занятий, но и лекционных. В обоих случаях идентичность главных требований — индивидуальная работа студентов подсказывает, насколько необходимы навыки организации самостоятельного обучения студентов. И поэтому мы считаем необходимым рассматривать структурирование деятельности студентов, как во время занятий, так и вне учебного процесса, которое предусмотрено технологией модульного обучения. Так как, обучающий модуль — это логически завершенная форма, часть содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательные и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть заверено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.

При изучении художественного произведения модульное обучение является одной из активных форм процесса подачи знаний преподавателем и усвоения материала студентами. Сущность его заключается в том, что обучающийся самостоятельно должен работать над освоением предложенных тем и задач. Преподаватель же контролирует и направляет пути поиска знаний в формировании их теоретических и профессиональных умений рецепции и интерпретации художественного произведения. Направление модульного обучения должно предусматривать принципы динамичности исходя из возможности замены или дополнения элементов модуля, т. к. эта форма предопределяет, прежде всего, изменения тех или иных разделов учебного материала. Это и понятно, потому что наша повседневная жизнь тесно связана с темами научно-технического процесса, что в свою очередь требует постоянного обновления, дополнения учебного материала.

В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, целенаправленные достижению намеченной цели.

При модульной технологии обучения усвоение навыков анализа художественного произведения усовершенствуются благодаря структуре работы над произведением, которая составляет ряд методов, предложенных преподавателем, отвечающих конкретной дидактической цели модуля.

Исходя из возможностей одной статьи, мы предлагаем рассмотреть применение модульной технологии при изучении сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». По государственным стандартам образования Республики Узбекистан творчество И. С. Тургенева изучается на 3 курсе филологических факультетов педагогических вузов. Заранее ознакомленные модулем и примыкающими к нему темами, студенты получают также и задания для самостоятельного усвоения темы. Ниже приведем структуры работы по изучению сборника рассказов «Записки охотника».

Применение модульной технологии в вузовской системе обучения требует технологического подхода ко всем видам работы. Это относительно и составлению календарного плана. Мы предлагаем следующую форму составления календарного плана по изучению данной темы:

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ

Тип занятия

Виды контроля знаний студентов

Отведен. часы

Отведен. баллы

Сведения овыполнении

Подпись преподавателя

Дата проведения

Кол. часов

1

Модуль № 1. Развитие жанра прозы в творчестве И. С. Тургенева.

Тема № 1. Художественное своеобразие сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника».

Лекция

рубежный контроль

4

1

2

Тема № 2. Творческая история создания сборника рассказов «Записки охотника»

Самостоятельная работа

Письменный анализ рассказов сборника и устный коллоквиум

2

Т.к /

р.к.

3

Тема № 3. Жанровое своеобразие рассказов «Записок охотника»

Практическое занятие

2

2

4

Тема № 4. Художественное мастерство И. С. Тургенева в создании образов (на примере рассказов «Записок охотника»)

Семинарское занятие

2

2

5

Тема № 5. Анализ рассказа «Хорь и Калиныч»

Практическое занятие

2

2

6

Тема № 6. Анализ художественного своеобразия рассказа «Бирюк»

Самостоятельная работа

Письменный анализ рассказа и устный коллоквиум

2

Т.к /

р.к.

7

Тема № 7. Анализ структуры сборника «Записки охотника»

Самостоятельная работа

Написание реферата по теме и устный коллоквиум

2

Т.к /

р.к.

8

Тема № 8. Роль пейзажа в рассказах И. С. Тургенева

Самостоятельная работа

Написание реферата по теме и устный коллоквиум

2

Т.к /

р.к.

18

7

Итого: 4 лек., 4 прак., 2 сем., 18 сам.раб.

Заранее ознакомленные и озадаченные технологической картой и технологией проведения занятий студенты, самостоятельно готовятся к усвоению учебного материала.

2. Основы научно-теоретических знаний по модулю «Художественное своеобразие сборника рассказовИ.С.Тургенева «Записки охотника».

2.1. Рекомендуется законспектировать материал по рассказу И. С. Тургенева «Записки охотника» из теоретических источников:

1. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Собрание сочинений в девяти томах, том 8. Издательство «Художественная литература», М., 1982.

  1. История русской литературы XIX века: (Вторая половина): И90 Учеб. для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература» / Н. Н. Скатов, Ю. В. Лебедев, А. И. Журавлева и др.
  2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А. Н. Николюкин. — М.: НПК Интелвак, 2001.
  3. Муратов А. Б. Тургенев-новеллист. Издательство Ленинградского университета, Ленинград, 1985 г.

2.2. Записать в тетрадь литературоведческих терминов значение следующего литературоведческого минимума: проза, рассказ, тема, идея, сюжет, композиция, художественный образ.

3. Вопросы косновному теоретическому материалу (ответить письменно)

  1. Как Вы думаете, до «Записок охотника» в русской прозе звучала тема нравственной значимости людей из народа?
  2. Какова тематика «Записок охотника»?
  3. Чем потряс читателей при своём первом появлении в журнале рассказ «Хорь и Калиныч»?
  4. Почему именно жизнь простого крепостного люда проникнута подлинной поэзией?
  5. Почему «Записки охотника» и поныне остаются одной из светлых книг русской литературы?
  6. В чём заключается антикрепостнический пафос книги Тургенева?
  7. Какова роль книги «Записки охотника» в разоблачении крепостного права?
  8. Ж. Санд писала, что И. С. Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов «Записок охотника». Что именно помог открыть в России рассказы «Записок охотника»?

Литература:

  1. История русской литера туры XIX века (вторая половина). — под ред. проф. Скатова Н. — М.: 1991.
  2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А. Н. Николюкин. — М.: НПК Интелвак, 2001.
  3. Миркурбанов Н., Григорьева О. «История русской литературы XIX века» (2-я половина) — Ташкент, 2008. Учебное пособие. (электронная версия).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle