Автор: Левандовская Лилия Витальевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Библиографическое описание:

Левандовская Л. В. Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 115-117.



В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чтения художественного произведения, которое, на наш взгляд, является основным источником духовно-нравственного воспитания обучающихся. Помимо этого автор рассказывает о фрагментарном применении технологии проблемного обучения на занятиях литературы, которое призвано разрешить вышеуказанные проблемы.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовность, инновационная «способностная» педагогика, системно-деятельностный подход, технология проблемного обучения, занятия литературы.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И сегодня, как никогда, принцип нравственности, духовности, морали стоит остро перед подрастающим поколением, образованием и государством в целом.

После вступления в действие ФГОС СОО, который ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника как:

– любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

– осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

– креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

– владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

– мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

– готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

– осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

– уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

– осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

– подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

– мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни [3]

Как мы видим, все вышеуказанные характеристики в той или иной мере направлены на духовно-нравственное воспитание личности.

В настоящий момент в повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании. В последнее время в современном научно-педагогическом знании эти понятия стали актуальными и не относятся только к религиозным. Для поиска новых идей в духовно- нравственном воспитании используется понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит своё выражение в мыслях, словах и действиях.

Духовность должна быть постоянно воспитываема и начинать такое воспитание следует с самого рождения. Ребенка нужно окружить атмосферой доброжелательства и любви, внимания и чистоты отношений как в семье, в школе, так и в колледже. В период студенчества — педагоги и, особенно преподаватели литературы, способны воспитать в каждом студенте данные качества через прекрасное творение автора — литературное произведение, так как первостепенная задача преподавателей в данном направлении включает развитие интеллекта, сознательный поиск смысла жизни и своего места в ней, формирование умений управлять своей волей, эмоциями и чувствами.

Нам известно, что в колледж приходят студенты, у большинства которых слабо развита мотивация к обучению, низкий уровень интеллектуального развития. Порой студенты затрудняются излагать свои мысли. Что необходимо сделать для того, чтобы студент полюбил читать книги, делал это с удовольствием? Какие цели должен поставить перед собой преподаватель? Как найти взаимодействие с каждым из студентов, привлечь его внимание к литературе?

Для ответов на поставленные выше вопросы следует сказать, что в большей степени сейчас нам может помочь так называемая инновационная «способностная» педагогика, в основе которой лежит системно-деятельностный подход. Некоторыми признаками данной педагогики является:

Цель — развитие личности;

Характер и стиль взаимодействия — демократичность,диалогичность, открытость, рефлексивность;

Способы усвоения — поисковая мыслительная деятельность, рефлексия;

Функции преподавателя — организатор сотрудничества, консультант,

управляющий поисковой работой студентов;

Позиция студента — активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности;

Методы обучения: проблемные.

Как нам видно из предложенного, что ведущими методами обучения являются проблемные (проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский).

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения имеет следующие цели: активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся; формирование новых знаний и умений путем создания проблемных ситуаций; нахождение нескольких способов решения задания, определения нового понятия; нахождение нового метода решения задания; повышение интереса к предмету; воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; создание условий для самореализации личности; воспитание и развитие исследовательских навыков; формирование учебных навыков работы и коммуникативных навыков; развитие навыков контроля и самоконтроля, умений студентов самостоятельно работать со справочной и научной литературой.

Я в своей педагогической практике использую фрагменты проблемного обучения на занятиях литературы, так как, на мой взгляд, они наиболее эффективны для достижения наших целей.

Общеизвестно, что дисциплину «литература» когда-то М. Горький назвал предметом человековедения, а А. Т. Твардовский уроки литературы, русской словесности определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть — значит увидеть ранее невиданное.

Как говорил Николай Алексеевич Некрасов: «Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели — возвысить общество до своего идеала — идеала добра, света и истины».

Главный предмет познания литературы — человек, его внутренний мир, его отношение к другим людям, к обществу и природе, к действительности вообще. На учебных занятиях литературы рассматриваются такие христианские понятия, как грех, добродетель, смирение, искушение в произведениях разных писателей и поэтов, например, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой, В. Г. Распутин, и др..Ведь содержание материала — текст произведения, затрагивающий вопрос человеческого бытия.

Так, на заключительном уроке по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед обучающимися становится вопрос: «Кто же Раскольников: преступник, фанатик идеи, гуманист?». Также ребятам предлагаются мнения критиков по этому поводу.

«Но особенно ясно неверность и нелепость нравственной „арифметики“ Раскольникова обнаруживается в непредвиденных последствиях преступления для окружающих людей. Разве Раскольников мог думать, что вместе со старухой ему придется убить не повинную ни в чем Лизавету... Нравственно ему собственно так же придется убить и Соню в минуту, когда он признается ей во всем. Такое же неожиданное следствие преступления — попытка самоубийства мужика, случайно заподозренного в убийстве. Дуня, которую он надеялся спасти от Свидригайлова на деньги старухи, оказывается именно благодаря преступлению в руках Свидригайлова... Разве, наконец, мог он предвидеть, что мать его умрет от невыносимого страдания, что сын ее убийца?» [2]

«То была вакханалия, захватывающая, даже «избранное общество», сказавшаяся у молодежи злобными преступлениями, и не только ради корысти, но и во имя «идеи», как, например, у Раскольникова в романе «Преступление и наказание», — торжество социально-философского вывода — «цель оправдывает средства».

«В жанре, так сказать, традиционного романа XIX века Раскольников мог быть изображен как отрицательный персонаж, и в этом сказалось бы авторское к нему отношение. Однако Раскольников вовсе не отрицательный герой, которому противопоставлена положительная героиня — Соня Мармеладова. Наоборот, он необычно привлекательный, и не только силой своего характера и остротой ума, но и высокой человечностью. Он поистине гуманист, болеющий болями человечества? [1]

Каждый обучающийся выбирает то высказывание по данной проблеме, которое ему ближе, тем самым ребята самостоятельно, по своим убеждениям делятся на 3 группы, каждая из которых должна обосновывать свою точку зрения, опираясь на текст.

Очевидна направленность предложенного вопроса на раскрытие полярных позиций участников урока — диспута.

На занятиях применяются всевозможные средства для достижения поставленной цели. К таковым можно отнести подготовку обучающимися рисунков, подготовка вопросов команде-сопернику, вопросы-загадки, инсценировки из пьес.

И именно такие занятия становятся незабываемыми. На них обучающиеся не только приобретают знания, навыки, но и раскрывают свое собственное «Я».

А преподаватель еще и еще раз убеждается, что каждый студент — это чудо и все дети талантливы!

Литература:

  1. Белкин, А. Читая Достоевского и Чехова. — Москва, 1973
  2. Мережковский, Д.С.. Достоевский.- Москва, 1890.
  3. Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle