Библиографическое описание:

Анкваб М. Ф., Бения Л. Г. Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 248-252.



В статье речь пойдет об идеях и взглядах первопроходцев науки этнопедагогики. Авторы приводят некий обзор суждений таких выдающихся деятелей науки и образования прошлого как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и др. В рамках анализа рассмотрено понятие «этнос». В заключение предпринята попытка представить собственное определение народной педагогики на основании проведенного исследования.

Ключевые слова: народная педагогика, этнопедагогика, этнос, система воспитания, народ, педагогика масс.

В современных условиях актуализация национальной, в том числе традиционной педагогической культуры народов требуют исследовательского внимания к историческому опыту философско-педагогической мысли прошлого. Это необходимо для воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, уважения и понимания друг друга и признания общечеловеческих идеалов и ценностей. Значимость народной педагогики в данном контексте несомненна.

Главное слово в изучении и использовании народной педагогики здесь сказали классики педагогической науки Коменский Я. А., Песталоцци И. Г., Ушинский К. Д., которые рассматривали народную педагогику как источник научной, теоретической педагогики. Но, несколько ранее, в эпоху Возрождения Томас Мор в известной книге «О наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия» наряду с другими выдвинул идеи всеобщего обучения на родном языке, одинакового образования для мужчин и женщин, что должно было привести к формированию новых нравственных убеждений [7].

Педагогика как самостоятельная отрасль теоретического знания, появилась в новое время, когда начался культурный и научный подъем во всех науках, и связано это было с именем Яна Амоса Коменского. Жизненный путь великого педагога тесно переплетен с трагической и мужественной борьбой чешского народа за национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял общину «чешских братьев» — прямых наследников традиций национально-освободительного гуситского движения, и, несомненно, все это нашло отражение во взглядах ученого-гуманиста. Он первым стал разрабатывать педагогику как самостоятельное направление теоретического знания. Обосновал принцип природосообразности, главную цель воспитания видел в раскрытии задатков у воспитуемого, первым осознал наличие объективных законов воспитания и обучения. Но фундаментальной идеей педагогики Коменского Я. А. является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и его донесение через школу на родном языке до учащегося. Работы Коменского уже изначально носили народно-педагогический характер: например, «Мудрость старых чехов», «Чешская дидактика», «Наставление нравов», «О чешской поэзии» и др., в них четко сформулирована миссия педагога — он должен быть патриотом родного языка и родной культуры [8].

Другой великий педагог Иоганн Генрих Песталоцци в своих произведениях «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня» исходил из опыта воспитания в простой крестьянской семье. Движимый гуманистической идеей о возрождении народа путем воспитания, он мыслил себе подготовку детей в тесном сочетании с физическим, нравственным и умственным развитием. По Песталоцци отчий дом — это «школа нравов», где главным воспитателем девочек была сама Гертруда, а средства воспитания педагогика должна черпать из самой жизни [4].

Многие идеи Песталоцци И. Г. нашли продолжение и развитие в деятельности известного немецкого педагога Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега, который выдвинул цель воспитания, имеющую общечеловеческий характер. Дистервег рекомендовал учителям объединить общечеловеческое и национальное воспитание, указывая, что человек — это имя, а нация — прозвище. Отмечая важность привития детям уважения и любви к национальным традициям, обычаям и истории, он в то же время писал, что «нация — не все человечество, а только его часть» [5, c. 237].

Основоположником национального гуманистического направления является К. Д. Ушинский. Он одним из первых в России заявил, что общечеловеческой теории воспитания быть не может, всякая теория есть и может быть только национальной. В реальности существуют два компонента культуры: общечеловеческий и национальный, соответственно и в воспитании должны присутствовать оба элемента.

У всех народов существует своя национальная система воспитания. В основе каждой из этих систем лежит свой особый принцип, определяющий образовательную систему в целом и сообщающий ей специфический характер. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека, который он и осуществляет в национальной системе воспитания: «Основания воспитания и цель его, а, следовательно, и главное его направление различны у каждого народа и определяются народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить и часто переходят от одного народа к другому» [11, с. 271].

Ушинский продолжает свои выводы о том, что национальное образование есть не столько проявление фактически уже существующей в виде готовой данности народной души, сколько приобщение народа к культурному преданию, накопленному в его среде творческими усилиями его сынов.

Лучшим выражением народности являются родной язык, народное творчество, родная история, география Родины — все это в совокупности обеспечивает народность воспитания. Однако, самым главным в принципе народности, по мнению ряда авторов, является национальная идея, которая позволяет этносу сконцентрировать усилия всех его членов для самосохранения в масштабах земной цивилизации. В обучении и воспитании, как утверждает Ушинский, многое зависит от организации педагогического процесса и личности учителя. Влияние учителя на молодую душу составляет «ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником,... ни системой наказаний и поощрений». Народный учитель должен вобрать в себя лучшие черты трудового народа и «озарить эти свойства светом образования» [12, c. 11], утверждавшие, что народный учитель обязан знать потребности народа и его жизнь во всех ее проявлениях: «Пусть искренняя любовь к народу будет в нем воспитана не чтением сентиментальных книжек о народе, а постоянным видом тех бед, которые он переносит...» [1, c. 354].

Поступательное развитие общества на рубеже 19 и 20 веков создавало объективные предпосылки для расширения сферы образования, т. к. стране нужны были грамотные рабочие, техники, образованные люди разных специальностей. Многие педагогические идеи 60-х годов продолжали развиваться в общественно-педагогическом движении конца 19 начало 20 вв. и приобрели несравненно большие масштабы.

Идеи народной школы красной нитью проходят в трудах Пирогова Н. И.: «Все мы... можем сделаться через воспитание настоящими людьми, каждый различно, по врожденному типу и по национальному идеалу человека, нисколько не переставая быть гражданином своего отечества и еще рельефнее выражая, через воспитание, прекрасные стороны своей национальности» [6, c. 17].

В 80-е — 90-е годы XX века в научный оборот было введено понятие «новое педагогическое мышление», согласно которому приоритетными становились общечеловеческие и традиционные национальные ценности, признаны недопустимыми любые крайности: если классовый подход, то с умалением значимости общечеловеческих ценностей, если интернационализм, то сведение на нет роли национального.

Идея народности и национального характера образования рассматривается новым педагогическим мышлением как одно из главных условий духовного здоровья и развития личности. Реализация этой идеи — своего рода «диалог культур» в образовании: национальной, общероссийской, мировой.

В последнее десятилетие проблемами национальной системы образования вплотную стала заниматься относительно молодая наука — этнопедагогика. Волков Г.Н дал определение науке, охарактеризовал национальную и этническую культуру воспитания как общечеловеческий феномен, фактор, методы, средства и приемы народного воспитания указал на связь с современностью [2, c. 4–11].

Таким образом, анализ философского и педагогического наследия зарубежных и отечественных педагогов позволяет утверждать, что народная (национальная) система воспитания существовала во все времена как явление и рассматривалась как важнейшее условие нравственного и духовного развития личности.

Истоки национальной системы воспитания кроются прежде всего в национальных культурно-психологических особенностях этноса. У каждого народа в процессе этногенеза проявлялись и развивались национально-психологические особенности, которые отличали их, делая этнос своеобразным и непохожим на другой.

Национально-психологические особенности людей — явление реально существующее. Оно функционирует в пространстве и во времени, осознается этносом и оказывает большое воздействие на деятельность людей — просветительскую, культурную, социальную и, прежде всего, воспитательную.

В соответствии со своим этническим «Я» любой народ формирует национальную систему воспитания, в которой отражена национальная специфика воспитательных мероприятий с учетом исторического опыта народа, особенности адаптации людей к воспитательным мероприятиям, эмоциональные проявления в процессе воспитательных воздействий, своеобразие проявления конфликтных отношений в ходе всего воспитательного воздействия и др.

В первую очередь необходимо уточнить, какой смысл вкладывается в понятие «этнос», этническая общность.

Этнос (с древнегреческого переводится как народ, национальная общность) рассматривают как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общим языком, культурой, психологией, а также сознанием своего единства и отличия от других этносов (самосознанием), фиксированным в самоназвании народа. Принадлежность к этносу приобретается в процессе формирования личности в определенной культурной среде, по мере усвоения ребенком стереотипов поведения, принятых в данной этнической группе и культуре. Одной из важнейших характеристик этноса является наличие этнического самосознания, или, говоря языком психологии, этнической идентичности.

С позиции психологии можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе признаков, которые отличают данный этнос от всех других этносов (язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, национальный характер, народное искусство).

В современной науке в теорию этноса большой вклад внесли Ю. В. Бромлей, В. Р. Филиппов, Э. Р. Хафиятуллина и А. Л. Сафонов считающий рациональным рассмотрение этносов и наций «прежде всего как социокультурные сообщества. В рамках этого подхода этничность — это разделяемая членами группы культурная общность с объективными характеристиками принадлежности: язык, религия, психический склад, народное искусство, обычаи, обряды, нормы поведения, привычки. При этом признаки принадлежности могут рассматриваться, с одной стороны, как необходимые условия формирования тесной и устойчивой общности, так и объективные следствия существования общности, воспроизводящей себя из поколения в поколение.

Как результат надлежащего исполнения данных функций этнос должен быть устойчивым во времени при стабильном составе его членов. При этом каждый из его представителей должен обладать устойчивым этническим статусом. Отсюда следует вывод о существовании важнейшей функции этноса — его самосохранение.

Для этого всякая новая генерация народа должна вобрать в себя весь материальный и духовный потенциал, наработанный предками. Это образ повседневной и хозяйственной жизни, общий язык, общая духовная культура, определенная религия и традиции, общий менталитет и общее самосознание народа, включающее в себя осознание своей этнической общности, своей принадлежности к данному этносу приверженность к национальным ценностям, языку, территории и др.

Помочь этносу сохранить свою индивидуальность должна была система воспитания народа. Несомненно, категория воспитания является одной из основных в педагогике, и в ее трактовке сложились различные подходы. Зачастую объединяются понятия воспитание и социализация. Однако, ряд исследователей «разводит» их. Под социализацией понимается процесс передачи обществом индивиду опыта вида, а воспитание рассматривается как процесс, включающий в себя социализацию, но не сводится к ней [10].

Национальная система воспитания всякого народа, и абхазская в частности, включала два очень важных момента. Прежде всего, человека воспитывали как «хорошего человека», совершенствовали его индивидуальные черты, проецируя на воспитуемого нравственный идеал народа, стараясь всеми воспитательными мерами приблизить ребенка к совершенному образу. С другой стороны, делался важный акцент на воспитание общественно значимых целей и ценностей, или, выражаясь проще, абхазы воспитывали детей для того, чтобы они стали достойной частью своего народа, и это был своеобразный вклад человека в общество. Подобным образом общество (т. е. этнос) воспроизводило себя, сохраняя свою индивидуальность.

Сущность национальной системы воспитания предполагает внутреннее содержание, смысл данного понятия, сумму глубинных связей, основные черты и тенденции развития.

В 19 веке русский педагог Ушинский К. Д. в работе «О народности в общественном воспитании» писал о том, что каждый народ имеет свою систему воспитания, то «особенное характеристическое понятие, созданное характером и историей народа» [11, c. 198].

В чем же состоит смысл и значение теории национального воспитания?

Очень интересно трактует задачу национального образования Фихте Иоганн Готлиб, немецкий философ, в своих «Речах к немецкой нации». Он призывал народ к моральному возрождению и объединению, а средством возрождения германского народа должна была стать новая система образования, не просто образование, а немецкое национальное образование, и причем оно должно было соответствовать духу немецкого народа, вытекать из самого его существа.

Национальность и всю тайну национальной индивидуальности Фихте переносит в область культуры. Проблему национального воспитания он увидел в отношении народа к предстоящей ему внешней культуре, и подлинно национальный характер заключается в том, как, каким образом народ умеет делать своим все общечеловеческое. По Фихте общечеловеческие ценности и достижения являются той самой внешней культурой, сквозь призму усвоения которой и проявляется самобытность или национальность всякого народа и только стиль творческого усвоения народом культурного общечеловеческого достояния и делает народ нацией, самобытной, отличной от всех других народов.

Следует сразу же заметить, что речь идет не о пассивном, а активном усвоении народом общечеловеческих ценностей. Только в таком смысле народ становится индивидуальностью, занимающей свое особое незаменимое место в общественной культуре, то есть становится нацией [13].

А. В. Костина полагает, что национальная культура первична, а уже затем лишь в таком качестве она восходит до общечеловеческой [9].

Проблемам национального образования много внимания уделил Гессен С. И., который писал: «Образование тогда только подлинно национально, когда оно хорошее образование, когда оно удовлетворяет требованиям научности, художественности и нравственности. Развитие самой народности, которая приобщается к общечеловеческой культуре через чужое, покажет затем, действительно ли данная народность способна выработать свой национальный характер или нет. Если да, то она будет становиться все более национальной [3, c. 357].

В попытке проследить единую нить в суждениях, обобщить мнения вышеупомянутых деятелей науки, нами были сделаны следующие выводы и заключения: народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре.

Литература:

1. Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения — М.: Педагогика, 1958. — 474с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика.- М.: Академия, 1999. -168с.

3. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. — М,: Школа-пресс, 1995,- 448с.

4. Дегтярев Д. А. Рецепция Песталоцци в русской педагогике конца XIX — начала XX вв // Хрестоматия по истории педагогики / составитель Д. А. Дегтярев. Бийск, 2011.

5. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1965.-240с.

6. История педагогики в России. Хрестоматия. Для студ. гуманит. фак. Вузов /Сост. Егоров С. Ф. — М.: Академия, 1999.- 397с.

7. Каутский К. Томас Мор и его утопия // К. Каутский; пер. с нем. М. А. Генкель, А. Г. Генкель. Москва, 2010. Сер. Из наследия мировой философской мысли: cоциальная философия (Изд. 2-е [Репр. изд.]).

8. Коменский Я. А. Учитель учителей // педагогические статьи / Ян Амос Коменский. Москва, 2008. Сер. Педагогика детства.

9. Костина А. В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура // «Баланс интересов» в современном обществе / А. В. Костина. Москва, 2008. 214 c.

10. Смирнов Б. В. Социализация, образование, воспитание: формы взаимодействия //Монография / Б. В. Смирнов, Ю. А. Тюрина; М-во трансп. Рос. Федерации, Федер. агентство ж.д-д. трансп., ГОУ ВПО «Дальневост. гос. ун-т путей сообщ».. Хабаровск, 2005.

11. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти т. Т.1 О народности в общественном воспитании. /Сост. С. Ф. Егоров, — М.: Педагогика, 1988.- 414с.

12. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11-ти т. Т.8. — М.: ИЗД.АПН РСФСР,- 1948.-1952.-719 с.

13. Фихте И. Г. Сочинения // И. Г. Фихте; [А. Г. Ломоносов, сост., примеч., вступ. ст.; А. К. Судаков, пер.]. Санкт-Петербург, 2008. Сер. т. 81 Слово о сущем. 751 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle