Библиографическое описание:

Ерилова В. В. Хорошему поведению можно научить. Но как? [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 246-248.



Черты характера личности и соответственно её манера вести себя складываются в процессе познания окружающего мира, в процессе взаимодействия с ним.

Мы накапливаем жизненный опыт ежедневно. Однако вряд ли кто-нибудь задумывается над тем, как это происходит, почему одно накрепко запоминается, в то время как другое тотчас и навсегда забывается. Очевидно, только потому, что в нашем мозгу все жизненные впечатления делятся на «достойные сохранения», «важные» и «неважные» [1].

Но почему остаётся в памяти именно это, а не другое? Или, применительно к нашей проблеме, как удаётся нам добиться того, что наши дети не пропускают мимо ушей наши наставления, считают их достойными запоминания на всю жизнь? Целый ряд ценных указаний для ответа на этот вопрос дают разработанные психологами теории обучения. Но прежде рассмотрим один пример.

Допустим, вы хотите, чтобы ваш сын в разумных пределах принимал участие в ведении домашнего хозяйства и тем самым заранее готовился к жизни. Как можете вы воспитать у него эту привычку?

Возможность А.

Вы даёте ему поручения. Если они не выполняются, вы наказываете сына. Тем самым невыполнение поручения ассоциируется у него с отрицательной эмоцией, возникающей у него всякий раз, как он намеревается ослушаться вас.

Возможность Б.

Выполнение поручения всегда сочетается с удовлетворением какой-либо потребности вашего ребёнка (например, потребности получения поощрения за выполненную работу). Вы выражаете свою радость, показываете, что высоко цените получаемую от сына помощь, одобряете его труд, иногда вознаграждаете. Тем самым ваш сын обучается правильному поведению посредством поощрения.

Возможность В.

Всей семьёй обсуждается вопрос о нагрузке, которую несут её члены, и в итоге делается вывод о необходимости равномерного распределения между ними домашней работы. Разумеется, в соответствии с возможностями каждого. В результате ваш сын приходит к выводу, что он также должен вносить вклад в общее дело.

Здесь не имеет смысла углубляться в большую и сложную область теории обучения. Пример наглядно демонстрирует по крайней мере три основные формы обучения: обучение посредством создания временных связей; обучение посредством успеха (успех у людей в большинстве случаев является успехом социальным, то есть признанием правильности поведения со стороны окружающих); обучение посредством развития понимания необходимости того или иного образа поведения.

Последовательность, в которой стоят эти формы обучения, не случайна. Маленький ребёнок открывает законы окружающего его мира посредством личного опыта (хватаясь за раскалённую печь, выполняя просьбы матери или не слушаясь её и соответственно ощущая на себе последствия своего поведения) и именно таким путём научается вести себя должным образом. Манера поведения ребёнка постарше, духовный мир которого постоянно обогащается, в значительной степени вырабатывается путём априорного познания закономерностей природы и общества. Это не означает, конечно, что другие формы обучения утрачивают своё значение, они лишь обогащаются новыми.

Рассмотрим первую форму обучения на отдельных примерах. При этом надо, конечно, помнить, что на практике такое чёткое разграничение имеет место лишь в исключительных случаях.

Обучение посредством создания временных связей, или как может возникнуть страх.

Страх возникает в результате связи тех или иных явлений с отрицательными эмоциями, поэтому для его преодоления необходимо связать данное явление или ситуацию с положительной эмоцией. С этой целью психологи, как правило, создают у ребёнка хорошее настроение и при этом шаг за шагом приближают к нему объект, вызывающий страх. Насколько постепенны и осторожны их действия, хорошо видно на примере устранения страха перед собакой. Сначала ребёнку показываются самые маленькие, затем всё большие и большие изображения собак, потом ему приносят игрушечных животных, несколько позже ребёнку предоставляется возможность увидеть живых собак сначала издали, затем вблизи, но в конуре и т. д., пока ребёнок не привыкнет к животному.

Сходным образом устраняется страх перед водой и другие всевозможные страхи. Главное — это создание нужной связи между ситуацией и объектом и положительными эмоциями. Попытки победить страх силой, например, в прямом или переносном смысле снова бросить в воду ребёнка, не только не уменьшают страх, а наоборот, в большинстве случаев усиливают его.

Другая возможность преодолеть страх — предотвращение закрепления соответствующей связи между ситуацией и вызванными ею отрицательными эмоциями. Предположим, ваш ребёнок сделал свой первый небольшой доклад перед классом. Поскольку у него отсутствует соответствующий опыт и он был очень взволнован, выступление получилось неудачным. Возникла связь между выступлением и чувством позора. Нормальная реакция ребёнка: «Никаких больше докладов! Любым способом избегать поручений подобного рода!» Однако было бы значительно разумнее как можно скорее снова, на этот раз лучше подготовившись, снова сделать сообщение перед классом, чтобы возникшая связь не успела закрепиться на всю жизнь. Сказанное означает, что родители и учителя должны всячески предупреждать подобные случаи, сознательно подготавливать и обеспечивать первый успех.

Мне представляется, что дети вообще делали бы многое значительно лучше, если бы только знали как. Ведь им поначалу неизвестно, на что следует обратить особое внимание и чем в конечном счёте измеряется успех. Например хорошо, если дети с ранних пор приучаются принимать участие в дискуссиях и выступать с докладами. Мои дети поначалу считали, что для успешного выступления вполне достаточно, если то, что ты говоришь, – правильно. Это, конечно, верно, но ведь большое значение имеет и умение думать об аудитории, понимание необходимости и способность объяснить ей, почему то, о чём ты говоришь, имеет для неё первостепенное значение. Докладчики должны думать и о том, как сделать выступление более наглядным и т. п. Мы обсуждали с детьми все эти тонкости и репетировали дома выступление, чтобы обязательно был обеспечен успех. К решению новых задач, таких, как, например, вытирание пыли, мытьё посуды, влажная уборка помещения, приготовление пищи и т. д., детей целесообразно подводить постепенно. Эти виды домашней работы мы с детьми какое-то время делали вместе и объясняли им при этом, на что следует обратить внимание в первую очередь. Постепенно они становились более самостоятельными.

О применении наказания.

Наказывая ребёнка, мы даём ему понять, что оно нарушил принятые нормы поведения. Преследуемая при этом цель — локализовать и предотвратить подобное поведение в будущем. Эта воспитательная мера тоже основывается на создании связи, в данном случае между нежелательным действием и отрицательной эмоцией, вызываемой наказанием. Психологи утверждают, что если процесс приобретения знаний был эмоционально насыщен, то они лучше сохраняются в нашей памяти, нежели безразличные нам факты, не вызвавшие у нас никаких эмоций. Наказание как раз и придаёт нашим распоряжениям необходимую силу.

Конечно, в нашей воспитательной работе мы никогда полностью не обходимся без наказания. Поэтому проблема состоит в его «правильной дозировке» и способе применения. Однако ещё и сегодня существуют родители, желающие добиться от своего ребёнка положительного, отвечающего существующим нормам поведения исключительно посредством вызывания отрицательных эмоций. Но как гласит известный физический закон, «действие рождает противодействие», и эти родители не только не добиваются успеха, а получают результаты прямо противоположные желаемым. Наилучшим является такое наказание, которое позволяет провинившемуся непосредственно ощутить последствия своего неверного поведения. К сожалению, этот вид наказаний не всегда можно применить. В большинстве случаев отрицательные эмоции возникают в результате лишения ребёнка какого-либо удовольствия, радости, кратковременного(!) лишения доброжелательного отношения и т. д. Главное здесь — ощущение человеком на себе осуждения со стороны коллектива, будь то семья, класс или бригада. Наказание должно разрешать конфликты и не создавать новые. Наказание должно быть соразмерным вине и целесообразным [2].

Характерным для этой формы обучения является то, что человек сначала действует, а лишь затем узнаёт, правильным или неправильным было его поведение. Его поступки получают положительную или отрицательную оценку. Применение подобных форм воспитания оправдано в работе с совсем маленькими детьми и иногда со школьниками младших классов.

В последующих моих статьях мы рассмотрим две другие формы обучения хорошему поведению.

Литература:

  1. Ефремов К. С. Трудные дети, трудные люди / К. С. Ефремов// Народное образование.- 2004.-№ 3.-с.117–124.
  2. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика.-Избр.пед.соч.в 3-х т., т.3. М., 1998.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle