Автор: Семенова Наталья Вениаминовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Библиографическое описание:

Семенова Н. В. Актуальные проблемы образования в СПО: организация самостоятельной работы обучающихся [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 122-124.



Задачи развития народного хозяйства страны, которые возникают на современном этапе, предъявляют высокие требования к знаниям и умениям выпускников средних профессиональных образовательных учреждений. Специалисты, окончившие колледжи, техникумы должны понимать социальную значимость своей будущей профессии и представлять те задачи, которые им предстоит решать на производстве. Важнейшая задача заключается в построении системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы рынка труда, работодателей различных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники. Подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, одной из которых является быстрая информатизация общества и необходимость постоянного обновления знаний, как студента, так и преподавателя. Исследования показали, что в настоящее время знания обесцениваются очень быстро.

Цель образовательного процесса сегодня состоит не только в том, чтобы дать студенту новейшие знания, ознакомить с последними достижениями в данной отрасли, но и научить учиться, самостоятельно пополнять багаж своих знаний, привить вкус к учению. Решению этой задачи способствуют Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ.

Концепция модернизации образования в Российской федерации нацелена не только на достижение обучающимися высокого качества образования, но и предполагает, что большая часть учебного времени отводится различным формам самостоятельной работы студентов. Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с навыком организации самостоятельной работы, приобретенным в процессе обучения.

Экономическая теория — это предмет, который дает обучающимся представление о том, как функционирует рыночная экономика, каковы законы управляющие рынком. Студенты с самого начала должны понимать важность экономических знаний в настоящее время и их прикладное (практическое) значение для каждого человека, тем более для будущего руководителя производства. В процессе изучения курса Экономической теории значение самостоятельной работы студентов на уроке и дома очень велико.

Под самостоятельной учебной работой понимают организованную преподавателем активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.

Как дидактическое явление, самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить обучающийся, объект его деятельности, с другой — форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого выражения при выполнении обучающимся учебного задания, которое, в конечном счете, приводит обучающегося либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

С целью наиболее эффективной организации самостоятельной работы студента необходимо, чтобы преподаватель обеспечил курс методическими разработками по организации самостоятельной работы, отразил эту работу в рабочей программе курса и в календарно-тематическом плане.

Основные виды самостоятельной работы студентов это:

Работа спечатными источниками

Книга безусловно остается основным источником знаний. Поэтому развитию навыков самостоятельной работы с книгой, учебником следует уделять особое внимание. При объяснении учебного материала учебник всегда используется очень активно.

Если урок проблемного характера, то обучающиеся сначала знакомятся с вопросами после параграфа, а затем, читая материал, ищут ответы на них. Возможен другой подход: обучающиеся сначала самостоятельно изучают предложенную тему, а затем ставят вопросы к изученному материалу.

Необходимо учить разделять текст на смысловые части и выделять в них главное, подводя тем самым обучающихся к умению создавать различные планы (простые, развернутые), а так же работать над написанием конспектов. Важно учить выделять материал, характеризующий какие-либо признаки, понятия, положения.

Например, выяснить причины возникновения рынка.

Учить проводить сравнительный анализ, например, сравнить два типа экономических систем — плановую и рыночную экономику и представить результаты в виде таблицы, где учащийся должен показать плюсы и минусы двух систем.

Составление аналитических схем

Овладению материалом способствует также представление его в виде схем или выделение в нем иерархических связей, главного и второстепенного. Использование этого приема помогает обучающимся чётко понимать и визуально представлять систему отношений между частями и всю систему в целом. Графические схемы способствуют умению абстрагироваться. Например, самостоятельно составить и представить на занятии схему «Консолидированный бюджет государства».

Особое значение имеет работа синтернет-материалами, справочной литературой

При изучении экономической теории учебник уже не является единственным и главным источником получения знаний.

Одной из задач обучения на этом этапе становится расширение познавательной самостоятельности учащихся, развитие умений инициативного поиска информации, ее анализа, синтеза, сравнения, формирование исследовательских компетенций.

На уроках чаще используются статистические материалы, дополнительная литература, которые учащиеся привлекают из Интернета для углубления знаний по темам. Учитывая все эти соображения, преподаватель не может пройти мимо такого важного источника обществоведческой информации, как газетные публикации.

Можно назвать две основные методики применения таких источников: изучение фрагмента статьи обучающимися непосредственно на уроке и их дальнейшее обсуждение, а также самостоятельный анализ публикации обучающимися как задание на дом.

Вариант домашней работы особенно эффективен при подготовке к семинарскому занятию или круглому столу. В этом случае заблаговременно определяется тема занятия. Обучающимся дается задание подобрать соответствующие теме, более полно ее раскрывающие или уточняющие публикации. Желательно при первом опыте такой работы, отобранные обучающимися статьи, согласовать с учителем.

Такая работа обучающихся способствует развитию исследовательских умений, познавательного интереса, инициативности и самостоятельности. Обучающиеся изучают и анализируют источник, выделяют основные проблемы, отбирают новые факты(в зависимости от темы статьи) в свои сообщения на семинаре.

Использование технических средств — даст дополнительные возможности для повышения эффективности обучения и расширения самостоятельной работы обучающихся. Студенты могут представлять результаты самостоятельной работы в виде презентаций.

Практические работы

Обучающиеся активно проявляют свою самостоятельность при выполнении практических заданий. Практическая работа по экономической теории — это закрепление изученного материала с помощью решения задач, составления опорного конспекта, схем, глоссария, подготовки интервью на заданную тему и т. д.

Некоторые виды этих заданий выполняются на уроке, а некоторые — дома. В дальнейшем они используются в виде наглядных пособий или для проверки знаний.

Итак, выполняя практические задания, обучающиеся демонстрируют такие уровни самостоятельной деятельности, как реконструктивно-вариативные, эвристические и частично творческие.

Исследовательская работа

Исследовательская работа обучающихся — это их самостоятельная творческая работа.

Формы творческих работ различны, одна из них написание реферата. Здесь нужно выбрать цель, а именно: сделать обзор и анализ одной или нескольких работ на интересующую тему, сделать самостоятельный анализ какого-то конкретного текста с привлечением комментариев и научной литературы. В данной работе обучающемуся придется выполнить ряд самостоятельных операций:

 самостоятельно сформулировать вопросы, которые он считает важными; исходя из своего опыта познания жизни; составить план будущей работы;

 выбрать 2–3 авторов или несколько источников;

 самостоятельно сравнивать, сопоставлять и систематизировать как данные источников, так и другой литературы;

 грамотно делать выводы, правильно применять термины и понятия;

 самостоятельно составлять диаграммы, графики для наглядного подтверждения изучаемого материала.

Если все это представлено в работе обучающегося, то его реферат является полноценной научной работой по экономической теории.

Более высоким уровнем самостоятельной деятельности обучающихся является исследовательская работа по выбранной теме. Написание исследовательской работы включает следующие этапы: подбор источников литературы, чтение и конспектирование, анализ источников и литературы, написание плана, согласование его с преподавателем, написание работы, выступление на уроке или студенческой конференции.

Метод проектов

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой — предполагает необходимость интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии.

Результаты выполненных проектов должны быть определенными. Обучающиеся могут предлагать конкретные методы решения той или иной проблемы.

Согласно основным требованиям к методу проектов, работа обучающихся строится следующим образом:

1) выявляется группа обучающихся, которая желает заниматься данной работой;

2) выбор темы происходит с учетом интересов самих обучающихся;

3) методом «круглого стола» или «мозгового штурма» определяется проблема, которую обучающиеся и должны будут разрешить в ходе проекта, а также предполагаемые практические результаты. Например: «Помощь мирового сообщества экономически отсталым странам», «Экономика и экология: проблемы взаимодействия», «Результаты приватизации в РФ» и др.

4) структурируются задачи, действия каждого участника, обсуждаются методы их действий.

Намечается время подведения итогов и оформление результатов.

Таким образом, участие в подобных творческих проектах показывает высший уровень самостоятельной работы студентов.

Формирование навыков самостоятельной работы обучающихся — одна из важнейших задач в повышении эффективности обучения. Используя различные методы и приемы обучения, формы организации деятельности обучающихся на уроках, учитывая индивидуальные качества обучающихся, преподаватель может достичь положительных результатов в обучении.

Литература:

  1. Петухова Т. П., Глютова М. И. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции. //высшее образование в России 2008. № 12 с.121–126
  2. Головина Н. И. Проектные технологии в самостоятельной работе студентов. [электронный ресурс]UKL: http:festival.1september.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle