Библиографическое описание:

Щемелёва В. Н. Словесные игры на уроках английского языка как способ формирования лексических навыков учащихся 3-го класса [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 18-22.



Предметом исследования выступает словесная игра как способ формирования лексических навыков у учащихся 3-го класса на уроках английского языка.

Ребенок появляется на свет и начинает познавать окружающий его мир: мир предметов, явлений, взаимоотношений. Познание окружающего мира ребенка идет через называние и узнавание всего того, что его окружает. По словам известного лингвиста Колкера Я. М., слова — это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть в действительности. Если имя непонятно для слушающего, оно пусто — такого предмета нет. Любая вещь, даже воображаемая, к какой бы области сенсорики она не относилась, может стать заметной, если имеет имя. [5, c. 211].

Лексика –это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Мы учим слова не для того, чтобы их знать, а для того, чтобы, используя их, осуществлять общение. Поэтому обучение лексической стороне речи неразрывно связано с формированием и развитием лексических навыков. [1, c. 123].

Как отмечают психологи, обучение лексике на начальной ступени вызывает на практике проблемы, связанные преимущественно с запоминанием и употреблением слов в речи. Дети младшего школьного возраста в силу своих возрастных психолого-физиологических особенностей как быстро запоминают языковой материал, так быстро его забывают.

Обучающая функция игры в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию языковых навыков.

Подтверждение теоретических положений проводилось нами на практике. Анализ теоретического исследования стал основой для практического исследования в работе с детьми младшего школьного возраста, обучающихся английскому языку на базе МБОУ «СОШ № 14» г. Ангарска. Поставленная нами задача заключалась в том, чтобы отобрать и апробировать словесные игры для формирования лексических навыков у учащихся 3-го класса на уроках английского языка. Уроки проводились с подгруппой 3«А» класса в составе четырнадцати человек с периодичностью 3 часа в неделю по 45 минут.

Констатирующее исследование проводилось нами на базе МБОУ «СОШ № 14» города Ангарска с младшими школьниками, учащимися 3 «А» класса в составе 14 человек. Целью данного исследования было выявление отношения детей к изучению английского языка и определение уровня развития у них лексических навыков. Для проведения констатирующего исследования нами использовались следующие методы:

Наблюдение за учащимися с целью определение их уровня лексических навыков на уроках английского языка.

– Анкетирование учащихся с целью определения их интереса к изучению английского языка по заранее подготовленным вопросам.

– Тестирование с учащимися с целью определения их уровня развития лексических навыков.

– Беседа с учителем английского языка с целью планирования словесных игр.

Для наблюдения была выбрана подгруппа учащихся 3 «А» класса, состоящая из 14 учащихся. По результатам наблюдения можно отметить, что у большинства учащихся присутствовал низкий и средний уровень развития лексического навыка, и лишь у трех — высокий.

Анализ результатов анкетирования показал, что в данном классе 84 % учащихся нравится играть на уроках иностранного языка, 14 % учащиеся указали, что им нравятся словесные игры, 70 % учащихся хотят участвовать в играх на уроках английского языка, у 38 % учащихся возникают трудности в процессе игры на английском языке.

С целью конкретизации уровня развития лексических навыков учащихся данной подгруппы мы проводили у них тестирование. Для этого мы составили тест по лексическому содержанию предыдущей темы «Animals».

Проанализировав результаты выполнения теста, мы определили уровни развития лексических навыков в данной подгруппе согласно выделенным нами критериям:

А — низкий уровень развития лексических навыков характеризуется тем, что учащийся не справился с тестом. При ответе на вопросы допускает более 50 % лексических ошибок

Всредний уровень развития лексических навыков характеризуется тем, что учащийся допускает не более 30 % лексических ошибок в тесте

Свысокий уровень развития лексических навыков характеризуется тем, что учащийся допускает не более 10 % лексических ошибок в тесте.

В соответствии с указанными уровнями, использованными в ходе тестирования, мы получили следующие соотношения:

у трех учащихся (21 %) — высокий уровень;

у четырех учащихся (29 %) — средний уровень;

у семи учащихся (50 %) — низкий.

Результаты стартовой диагностики уровней развития лексических навыков представлены в приложении.

Из беседы с учителем мы узнали, что учащиеся работают с учебником английского языка под редакцией М.З Биболетовой. В учебнике предлагаются разные задания, однако количество словесных игр недостаточно. Учитель отмечает, что игра на уроке английского языка оправдана, и необходимость ее проведения диктуется особенностями предмета. Поэтому на уроках английского языка проводятся разнообразные игры, но в основном подвижные и с занимательными заданиями. А вот словесная игра проводится значительно реже.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данной подгруппе 3«А» класса для формирования лексического навыка у учащихся недостаточно используются словесные игры.

Результаты проведенного констатирующего исследования подтвердили актуальность выбранной нами темы. Перед нами встала задача проведения формирующего исследования.

Формирующее исследование было построено на использовании словесных игр в процессе изучения лексики по теме «AtthePost-office», так как на наш взгляд именно словесные игры должны способствовать формированию лексического навыка. Успешность формированию лексического навыка обеспечивалась не только самими играми, но и определенной их последовательностью.

Целью формирующего исследования было спроектировать и апробировать комплекс словесных игр, способствующих развитию лексических навыков у учащихся 3-го класса при обучении английскому языку.

Начиная работать с подгруппой 3-го «А» класса, мы проанализировали темы для текущего изучения, предложенные в учебнике английского языка («EnjoyEnglish» под редакцией М.З Биболетовой), и выбрали тему «AtthePost-office». Мы посчитали, что при прохождении данной темы использование словесной игры с целью формирования лексического навыка будет оправдано, так как с одной стороны удовлетворяется потребность учащихся на уроках в использовании игр, а с другой стороны отвечает потребности учителя в осуществлении образовательной задачи серии уроков английского языка.

На этапе подготовки мы определяли ситуацию, затем составляли план проведения игры, описание процедуры игры

На этапе разъяснения мы формулировали цель игры, предъявляли учащимся тему, необходимые материалы и правила.

Этап проведения включал саму игру.

На этапе анализа мы с учащимися обменивались мнениями, отмечали ошибки и формулировали результат игры.

Для того чтобы приступить к работе с играми, нам было необходимо сначала познакомить учащихся с новой лексикой по этой теме и актуализировать ее.

На этапе введения лексики (letter, postcard, envelope, address,paper, postman, poster, pen, pencil, letter-box, stamp) мы использовали иллюстративную наглядность как способ семантизации лексических единиц и тренировочные упражнения.

На этапе ознакомления с лексикой, нами была проведена словесная игра «Whatismissing?» (Что исчезло?). (Приложение № 5). На доске прикреплены карточки с изображением почты и предметов, которые относятся к теме «AtthePost-office». Учащиеся в течение определенного времени рассматривают картинки, затем закрывают глаза, а учитель в это время убирает одну из картинок и спрашивает: «Whatismissing?» (Что исчезло?). Учащиеся смотрят на доску и называют по-английски исчезнувшую картинку (подсматривают слова в учебнике). Затем роль учителя выполняют учащиеся.

Это игра способствует запоминанию тематической лексики и соотнесению значению слова с ее звуковым и графическим образом.

Для второго урока нами была выбрана словесная игра «Magic square»с целью дальнейшей активизации лексики. Подгруппа учащихся была поделена на три команды, каждой команде даются листы с «Магическим квадратом», который представляет собой сетку с разбросанными в ней буквами. За определённое время (7 минут) учащимся нужно найти слова, спрятанные в «Магическом квадрате». После того как время выйдет, командам читают те слова, которые они нашли. Команда, которая нашла больше всех слов, выигрывает в игре.

Это игра способствует запоминанию тематической лексики и соотнесению значению слова с ее звуковым и графическим образом.

На третьем уроке учащимся была предложена словесная игра «Bodystretcher»с целью развития рецептивного лексического навыка. Подгруппа учащихся была поделена на две команды. Один ученик из первой команды называет два слова по этой теме, а ученик из другой команды должен коснуться картинок (на доске) в названном порядке. За правильное выполнение задания дается 1 балл. Если учащийся ошибается, он выбывает из игры. Затем команды меняются местами. Это игра способствует запоминанию тематической лексики.

На основании полученных данных мы можем сделать следующий вывод: качественно улучшился лексический навык, так как учащихся проявляли успешное ситуативное использование слов в иноязычной речевой деятельности, допускают при этом меньшее количество ошибок.

В данной работе мы рассмотрели одну из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам — это проблема организации обучения с использованием игр. Нужно отметить, что еще задолго до того, как игра стала предметом определенных научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств обучения и воспитания детей.

Использование словесных игр на уроках иностранного языка имеет большое значение для формирования речевых умений и языковых навыков в том числе и лексических. Игра имеет большое значение для развития мотивационных потребностей учащегося, поскольку помогает учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное занятие. Более того, слабый по языковой подготовке ученик, может стать первым в игре, так как находчивость здесь порой оказывается более важной. Таким образом, в атмосфере увлеченности, ощущение посильности заданий незаметно усваивается языковой, в том числе и лексический материал, формируются лексические навыки. Учащиеся, играя с удовольствием, усваивают именно тот учебный материал, который учитель планирует для запоминания на данном уроке.

Литература:

  1. Аникеев, Н. П. Воспитание игрой [Текст]/ Н. П. Аникеев. — М.: Знание, 2005. — 28с. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Мы учим слова не для того, чтобы их знать, а для того, чтобы, используя их, осуществлять общение.
  2. Биболетова, М. З. Книга для учителя к учебнику англ. яз. Для начальной школы «EnjoyEnglish — 4» [Текст]/ М. З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская. — Обнинск: Титул, 2001. — 80с. Учащиеся, играя с удовольствием, усваивают именно тот учебный материал, который учитель планирует для запоминания на данном уроке.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle