Библиографическое описание:

Свалова Е. В. Формирование у воспитанников представлений о семейных ценностях через знакомство с русским фольклором [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 223-226.



Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям.

Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая. Маленькому ребенку изначально присущи доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение. Усилить эти качества можем при поддержки родной семьи, сохранением и приумножением семейных традиций.

Традиции семьи складываются из духовной культуры, семейной жизни, сознательно передаются от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.

Традиции народа — это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по своему отразившийся в загадках, пословицах, поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Сказка — кладезь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и любовь к ближним. На народных сказках, прибаутках, колыбельных, потешках выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии. Сохранение этого наследия — благородная задача, выпавшая на долю родителей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок ещё во младенческом возрасте, является «народная культура». Воспринимаемая ребенком, через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, прибаутки, плясовые песенки), семейные традиции закладывают фундамент межличностных отношений, доносят в приемлемой форме нормы и правила поведения, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Анализируя работы современных исследователей (Л. В. Кокуевой, Т. Н. Антоновой, Т. Т Зубовой, Е. П. Арнаутовой и др.) можно говорить о том, что формирование представлений о народных, семейных традициях охватывает широкий круг задач:

 формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, поселку, родной природе, культурному наследию своего народа;

 воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей — сверстникам, их родителям и окружающим людям;

 воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, традициям и обычаям.

Очень важна и актуальна задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача образовательного учреждения — актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья сможет обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьёй и народом.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет воспитанникам начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

 корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлого края и страны;

 семья — ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания — развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

Попробуем сформулировать, что же такое семейные ценности. Это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что не правильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только ему.

Чтобы донести до ребенка красоту и духовность народных традиций, необходимо научить их видеть и уважать традиции в собственных семьях. Дети должны осознавать, что семейные традиции живы до тех пор, пока они передаются из поколения в поколение.

Оптимальным для духовно — нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально — игровых праздников: «Кузьминки», «Город мастеров» «Русская ярмарка», «Масленица», «Новый год», «Защитники Отечества», «Наши мамы», «Именины березки» (Троица). При проведении праздников, устраиваются выставки, с помощью которых дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно — прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов (кружок «Волшебная глина»), в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и красивые вещи. Также знакомим с народными костюмами, это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления элементов костюма с духовными традициями. В течении года дети знакомятся с различными народными костюмами, классифицируем их по принадлежности: праздничный для женщин, мужчин, девушек. Дети украшают декором женский и мужской наряд: сарафан, платье, кокошник, косоворотку в рисунках, аппликациях.

В непосредственной образовательной деятельности «Конструирование» дети получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия. Также педагоги дают знания: об архитектуре древнего и современного города (села), о сельском рубленом доме, тереме расписном, деревянной резьбе, культовых сооружениях (церквях, соборах), их внешнем виде и украшениях и др.

Мы всегда в своей работе обращаемся к игре: как к дидактической, тек и народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно — нравственного воспитания дошкольников. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»; хакасская народная игра «Волк в отаре» и т. д.)

Несправедливо будет, если не отметим значение потешек, без которых не обходится ни один режимный момент: «Водичка, водичка» — при умывании, «Ваня, Ваня простота» — при одевании, «Потягушки, порастушки» — при просыпании и т. д.

Цикл дидактических игр по родному поселку помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (памятники поселка), «Так бывает или нет?», «Собери целое» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например игры «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Знакомлю с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

Хочу закончить словами из народной мудрости: «Засушив корни, погубишь росток. Не сумеет ребенок стать деревом».

Литература:

  1. Гаранина Т. П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. — Минск, 1983.
  2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: Творческий центр Сфера, 2006.
  3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование В ДОУ: от теории к практике. М.: Творческий центр Сфера, 2010.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду / ред. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова М.: Мозаика-Синтез. 2008.
  5. Ясева Н. Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников. — Могилёв, 2000.
  6. Беляковская Н. Н., Засорина Л. И., Макарова Н. Ш. Учим ребёнка говорить: здоровьесозидающие технологии. — М.: «Творческий Центр», 2009.
  7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: «Педагогика — Пресс», 1999.
  8. Куликовская И. Э., Чумичёва Р. М. Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира. — М.: «Педагогическое общество России», 2004.
  9. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. — М.: «Амрита-Русь», 2008 г.
  10. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М.: Издательство политической литературы, 1982.
  11. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков: «Фолио», 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle