Библиографическое описание:

Баянова Л. А. Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 36-38.



В статье рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими особенностями компьютера как средства обучения и с применением различных ИКТ-технологий на дистанционных уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы. Также в статье приведены примеры некоторых мультимедийных интерактивных заданий, созданных с использованием различных онлайн сервисов.

Ключевые слова: образование, урок, компьютер, ИКТ-технологии, инфографика, Hot Potatoes, learningapps.

В последнее время происходят кардинальные изменения как в обществе, в целом, так и в системе образования, в частности.

Сейчас предъявляются новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса, что обусловлено и изменениями в стране.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Не вызывает сомнений тот факт, что образование является непрерывным процессом. Лидирующее место в развитии общества занимает информация, поэтому и процесс обучения строится на основе современных информационно-коммуникативных технологий, причем все шире начинают использоваться электронные средства.

Всю большую популярность, как средство обучения получают компьютеры, а при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий они являются неотъемлемой частью учебного процесса, без которого обучение было бы невозможно.

Каково значение компьютера как средства обучения в школе? Компьютер полностью подходит для традиционной системы обучения, его возможности могут применяться на различных по содержанию и направленности учебных и внеклассных занятиях, он способствует активизации деятельности обучающихся и их активному включению в учебно-воспитательный процесс, повышает и поддерживает интерес к обучению.

Каковы особенности компьютера как дидактического средства? Во-первых, данные технические устройства обладают высокой информационной насыщенностью, они способны преодолевать существующие временные и пространственные границы, во-вторых, дают возможность рассматривать изучаемые явления в динамике и реально отображать действительность. В-третьих, к положительным моментам можно отнести выразительность, эмоциональность, насыщенность и богатство используемых приемов.

Таким образом, мы видим, что особенности компьютеров позволяют широко применять их в процессе обучения. С помощью компьютера на вооружении учителя появляется огромное количество ИКТ-технологий, использование которых поможет улучшить процесс обучения, заинтересовать обучающихся.

Рассмотрим, какие современные ИКТ-технологии можно использовать на уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Одним из интересных методов, которым мы чаще всего пользуемся на уроках литературы, является инфографика.

Инфографика (от лат. осведомление, разъяснение, изложение; и пишу) — это способ подачи информации, данных и знаний графическими изображениями. Целью инфографики является максимальная наглядность, доступность и простота. Визуально инфографика может быть представлена в разных формах. Например, в качестве карикатуры, комикса, диаграммы, иллюстрации, эмблем или простых рисунков.

Инфографика — идеальный обучающий инструмент, потенциал ее огромен, так как она сочетает в себе визуальные образы и текст.

Выделяют 4 основных типа инфографики:

1) статичная инфографика — здесь предоставляются факты и числовые данные, их взаимосвязь и зависимость относительно друг друга. Она имеет вид диаграмм, графиков и других простых форм;

2) динамичная инфографика — она отображает динамику развития или прогресс;

3) инфографика-инструкция — она показывает последовательность действий с целью обучения или объяснения каких-либо процессов (идеальное средство для составления алгоритмов);

4) видеоинфографика — помогает наглядно донести до зрителя информацию. Может сочетать в себе разнообразные направления визуализации данных, закрепляя в сознании зрителя данные, благодаря их зачитыванию. Таким образом, более 80 % услышанного и увиденного запоминается с первого просмотра. Это один из самых эффективных в плане восприятия и запоминания информации тип инфографики. Один из ресурсов для создания инфографики расположен по следующему адресу в сети Интернет: http://www.easel.ly/.

При этом в инфографике может одновременно переплетаться несколько её типов. При изучении произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» обучающимся предлагается восстановить хронологию событий романа и представить ее с помощью инфографики. Выполненная работа может выглядеть следующим образом:

Рис. 1. Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Также на уроках литературы могут использоваться различные пазлы, существует огромное количество онлайн-сервисов, где можно создать пазл, соответствующий определенному произведению. Как правило, такой тип задания применяется на уроках-викторинах или уроках-обобщениях по теме. С одним из пазлов можно познакомиться, перейдя по ссылке http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=1f51e08a964f. Данный вид работы нравится обучающимся, особенно в 5–7 классах, как правило, ребята запоминают ресурсы создания пазлов и собирают их и во внеурочное время.

Еще одним из средств обучения, в частности, на уроках русского языка, является инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся, — Hot Potatoes.

Данная программа содержит пять типов различных заданий, которые очень удобно использовать на уроках при дистанционном обучении. При этом различные заданий позволяют чередовать виды деятельности на уроке, что особенно актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Типы заданий Hot Potatoes:

1) Jquiz — вопросы с множественным выбором ответа, предназначенные для создания тестов на выбор альтернатив или коротких ответов; (типа заданий: альтернативный выбор ответов, короткий ответ, смешанный, множественный выбор);

2) Jmatch — установление соответствий (формат заданий: установление соответствий с помощью перемещения элементов мышью; выбор варианта соответствия из раскрывающегося списка; карточки для запоминания соответствий);

3) Jcross — создание кроссвордов;

4) Jmix — восстановление последовательности (можно располагать буквы и слоги в нужном порядке, слова в предложении, восстанавливать последовательность предложений в тексте);

5) JCloze — заполнение пробелов (вопросы закрытого типа, которые требуют вставку слов или букв в оставленные места — пробелы).

Также разрабатываются и широко применяются на уроках русского языка различные задания онлайн-ресурса https://learningapps.org/. Данный сервис позволяет создавать мультимедийные интерактивные упражнения.

Типы заданий различны, среди них можно, например, выделить такие:

1) классификация (http://learningapps.org/display?v=p7nyxnqf201) или (http://learningapps.org/display?v=p7sa7e8k201);

2) пазл «Угадай-ка» (когда все слова распределены появляется собранная картинка http://learningapps.org/display?v=p0ajt1v7201);

3) кроссворд (http://learningapps.org/display?v=pvabpe4z5).

Таким образом, мы видим, что использование ИКТ-технологий позволяет сделать учебный процесс ярким, эмоциональным, интересным, наглядным, красочным, информативным, интерактивным и запоминающимся, что в результате приведет к повышению активизации деятельности обучающихся на уроке и будет способствовать лучшему запоминанию материала, что очень важно при обучении детей с ОВЗ. Становится несомненным, что сегодня каждый учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ-технологий. Урок с использованием новых технологий экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно, дает возможность оперативно проконтролировать результаты обучения, а ученику — самостоятельно их оценить.

Литература:

  1. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 192 с.
  2. Калинова С. Е. Использование информационных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/602227/ (дата обращения 07.04.2016).
  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. выс. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов,И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. — 5-е изд., стер. — М.: издательский центр «Академия», 2004. — 512 с.
  4. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 3-е изд. испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2004. -368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle