Библиографическое описание:

Капунова М. И. Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 143-146.



Стремительное развитие современного общества определяет приоритеты и преобразования в сфере высшего дизайн- образования. Заметно актуальной становится проблема формирования профессиональных способностей студентов--будущих дизайнеров, подготовка их к активной инновационной деятельности для решения профессиональных задач. В связи с этим пересматриваются задачи, содержание, методы обучения. Процесс профессионального становления будущих дизайнеров должен моделировать заданную структуру инновационной деятельности.

В статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: дизайн, профессиональная деятельность, готовность, дизайн-образование, инновации.

Постановка проблемы.Современная подготовка будущих дизайнеров направлена на формирование профессионала, который, наряду с традиционными, должен обладать и инновационными формами, методами и технологиями творческого процесса. Готовность к инновационной деятельности является основой профессиональной позиции будущего дизайнера, основой его саморазвития и самосовершенствования.

Реализация целей и педагогических задач профессионального дизайн-образования позволяет обеспечить качество профессиональной подготовки в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Анализ практического опыта функционирования дизайн-образования ставит необходимость решения научных проблем, связанных с применением образовательных моделей подготовки дизайнеров. Качественное обновление и совершенствование профессиональной подготовки будущих дизайнеров ставит задачи по созданию условий для освоения личностью новых способов деятельности и моделей мышления, развитие у неё как критического, таки творческого отношения к миру, формирование способности к саморазвитию, к рефлексии, к активизации собственных проектно-творческих способностей.

Формулировка цели статьи. Рассмотреть задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности.

Анализ исследований ипубликаций позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования профессиональной компетентности и готовности к инновационной профессиональной деятельности будущих дизайнеров рассматривалась с различных позиций: уточнялась сущность ключевого понятия, выявлялись его существенные признаки как интегративного личностного качества, анализировались особенности этого процесса.

Концептуальные основы теории и практики профессионального образования нашли отражение в ряде научных работ Ю. К. Бабанского, Б. С. Гершунского, В. В. Краевского, В. П. Беспалько, И. Я. Лернера, С. Я. Батышева, В. А. Сластенина, А. П. Беляевой, С. И Архангельского.

Концепции и теоретические основы дизайн — образования разработаны В. Р. Ароновым, Н. П. Вальковой, Е. Н. Ковешниковой, С. М. Кожуховской, Р. Ф. Мухутдиновым, В. Ф. Сидоренко, Т. А. Третьяковой.

Различные аспекты процесса развития и формирования профессиональной культуры будущих специалистов рассмотрены в научных исследованиях В. В. Бабушкиной, Э. Х. Башкаева, Н. В. Блохина, З. А. Исаевой, С. Б. Капелевой, Д. А. Махотина, А. А. Молдажановой, Т. А. Новиковой, Т. А. Полякова, Г. Н. Синициной, И. В. Соловьевой, А. И. Сухарева.

Дизайн-образование в высшей школе исследовали В. Р. Аронов, В. Г. Бандорин, А. Л. Дижур, А. Н. Лаврентьев, Л. Б. Переверзев, В. И. Пузанов, С. И. Серов, А. Г. Устинов, С. О. Хан-Магомедов. Профессионально значимые качества и способности, необходимые дизайнеру, изучали исследователи И. В. Афанасьева, Е. М. Базилевич, И. М. Верткин, В. П. Зинченко, И. С. Каримова, Т. М. Кауда, В. Ф. Колейчук, В. Т. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. Д. Полтавская, Н. А. Федорова, Ю. А. Фильчакова. Некоторые вопросы подготовки дизайнеров отражены в работах О. В. Арефьевой, У. В. Аристовой, С. Г. Мизевича, Р. Ф. Мухутдинова, В. В. Соловьевой, И. П. Постникова.

Ведущие специалисты различных областей дизайна признают актуальность проблемы модернизации и повышения эффективности дизайн-образования.

Изложение основного материала. Область дизайна представляет всё более популярную сферу в жизни общества, творческая деятельность дизайнеров является инновационной по своей сути, поэтому профессиональное владение современными технологиями в области дизайна — важнейшее условие обучения будущих специалистов. Необходимо так организовать учебный процесс, чтобы учесть большое количество требований, критериев, нюансов данной специальности [4, с. 208].

Процесс формирования готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности осуществляется последовательно, поэтапно: основной целью первого этапа является формирование устойчивой положительной мотивации, ценностных ориентации на применение инноваций в профессиональной деятельности; второй этап представляет собой освоение знаний о сущности, содержании и структуре инновационной профессиональной деятельности, целью третьего этапа является формирование исследовательских и рефлексивных умений и навыков студентов [6, с. 107].

Формирование готовности будущих дизайнеров к инновациям в профессиональной деятельности осуществляется главным образом через формирование готовности к восприятию, освоению творческих разработок; переносу инновационного опыта других дизайнеров и его адаптации к новым условиям; разработке собственных новшеств, передаче собственного инновационного опыта; организации и проведению творческих экспериментов

Педагогу при формировании готовности студентов к профессиональной деятельности необходимо развивать в будущих дизайнерах навыки самостоятельного решения профессиональных задач [7, с. 13].

Таким образом, задачами педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования профессиональных способностей должны стать:

1) подготовка востребованных специалистов;

2) подготовка специалистов к новым профессиональным условиям;

3) формирование умения пользоваться инновационными разработками;

4) формирование навыков понимания обязанностей, задач, значимости, знания средств достижения цели;

5) формирование навыков самостоятельной работы, самообразования и самосовершенствования [1, с. 34].

Деятельность дизайнера не может сводиться только к художественно-творческим умениям. Профессиональные качества дизайнера определяются и его личностными качествами. Это — целеустремленность, амбициозность, постоянное самосовершенствование, самообразование, креативность, ответственность, коммуникабельность. Задача педагога развивать и поощрять эти качества у будущих дизайнеров. Сильная личность, способна к самообразованию и саморазвитию, лучше приспосабливается к новым условиям и справляется с профессиональными задачами [5, с. 177].

Реализация процесса формирования готовности будущего специалиста-дизайнера к инновационной деятельности требует, прежде всего, создания инновационно-ориентированной учебно-творческой среды, представляющей собой специально организованную творческую среду, направленную на решение студентами профессионально-ориентированных задач, оказывающую активное влияние на учебно-познавательный процесс посредством использования современных технологий и инструментария [2, с. 16].

Основное назначение профессионального образования — научить студентов решать творческие задачи. Процесс профессионального становления будущего дизайнера должен, по возможности, моделировать заданную структуру инновационной деятельности.

В основу построения концепции подготовки будущего дизайнера к инновационной профессиональной деятельности положены системный, рефлексивно-деятельностный и индивидуально-творческий подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности дизайнера.

С позиций системного подхода все звенья профессионального образования должны максимально стимулировать проявление всех компонентов инновационной деятельности в их единстве [3, с. 57].

Выводы. Формирование профессиональных способностей, определяющих готовность будущих дизайнеров к инновационной профессиональной деятельности в процессе обучения, является одной из актуальных проблем, стоящей в сфере высшего профессионального образования. Использовать только традиционные приемы и методы обучения уже недостаточно, чтобы подготовить современного специалиста-дизайнера. Перед современными педагогами встает вопрос о повышении уровня развития профессиональных способностей и развитии креативности, формировании особого вида мышления дизайнера. Решение поставленных педагогических задач требует создания определенных психолого-педагогических условий и построения соответствующей модели процесса подготовки будущих дизайнеров.

Эффективность формирования инновационного потенциала будущего специалиста-дизайнера в процессе профессиональной подготовки может быть существенно повышена, если сущность, структура и содержание инновационного потенциала будущего дизайнера, а также его включение в инновационную деятельность в процессе профессиональной подготовки рассматриваются в качестве основных целей учебно-воспитательного процесса.

Литература:

  1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко. — науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
  2. Глазычев В. Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе / В. Л.Глазычев. –М.: Искусство, — 1970. — 191 с.
  3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. –М.: ИНТОР, 1996. –188 с.
  4. Лесняк В. Графический дизайн (основные профессии) / В. Лесняк. –М.:ИндексМаркет, –2011, — С.208
  5. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. — Изд-во Казанского ун-та, 1989. — 205 с.
  6. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А Сластенин, Л. С. Подымова — М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  7. Чибирева Е. М. Развитие творческого стиля деятельности будущих педагогов-художников: автореф. дис. кандидата пед.наук: 13.00.08 / Е. М. Чибирева. — Казань,1998. — 16 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle