Автор: Топилин Владимир Сергеевич

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Библиографическое описание:

Топилин В. С. Преимущества использования технологии медиаобразования на занятиях по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» в учреждении СПО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 130-132.



Одним из наиболее значимых слагаемых информационной среды современного образования является медиакоммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача, от лат. medium — промежуточное, посредствующее, посредник) — распространение с помощью технических средств между различными группами и индивидами специально подготовленных сообщений, представляющих социальную и личную значимость [5]. Историко-культурное понимание медиакоммуникации связано с идеей о медиасредствах «расширения человека» Маршалла Маклюэна и его четырехступенчатой моделью медиакоммуникации («устная», «рукописная», «книгопечатное общество», «электронная эра») [3; с. 10]. Каждую ступень характеризует особенный когнитивно-коммуникативный стиль — медийно-опосредованная совокупность способов восприятия действительности человеком.

Понимание «медиаобразования» (media education) предполагает выделение в качестве ведущего принцип Маклюэна«средство коммуникации есть сообщение» (англ.the Medium is the Message), означающий, что средства коммуникации сами по себе должны рассматриваться как сила формирования человека, культуры и общества [3; с. 10–13].

Автор большого количества статей по проблемам медиаобразования, основатель одноименной научной школы профессор А. В. Федоров (Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)»), ссылаясь на Оксфордскую энциклопедию 2001 года, подчеркивает, что медиаобразование как изучение медиа, отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания, понимания процесса массовой коммуникации и воздействия медиа на индивидуумы и общество, обусловленного социокультурным и политическим контекстом функционирования медиа в современном мире. Жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью [7; с. 7].

Таким образом, обобщает А. В. Федоров, медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [7; с. 6–7].

В резолюциях и рекомендациях ЮНЕСКО неоднократно подчеркивалось, что медиаобразование — часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получение информации, что оно способствует поддержке демократии.

«Парижская программа или 12 рекомендаций по медиаобразованию» (Paris Agenda or 12 Recommendations for Media Education), принятая по итогам международного симпозиума ЮНЕСКО (21–22 июня 2007), фиксирует три основополагающие задачи медиаобразования:

1) предоставлять доступ ко всем видам медиа, являющимся потенциальным инструментарием для понимания общества и участия в демократической жизни;

2) развивать умения критического анализа получаемых сообщений как новостных, так и развлекательных программ для развития способности быть независимыми и активными пользователями;

3) поощрять производство, творчество и интерактивность в различных сферах медийной коммуникации [4].

Указанные задачи можно в полной мере назвать универсальными. В то же время, Министерство образования и науки Российской Федерации усиливает значимость умелого взаимодействия с медиасредой в деятельности рабочего, служащего, специалиста любой сферы, закрепляя освоение соответствующих компетенций в качестве требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ любого уровня [1]. Медиаобразование включено в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [6].

Возникая как педагогическая необходимость там, где есть свобода восприятия и интерпретации информации (т. е. в мире свободных СМИ), медиаобразование как педагогическая технология сопряжено с рядом специфических особенностей:

во-первых, медиаобразование предполагает, что у преподавателя должна быть сформирована высокая культура использования современных средств обучения, в т. ч. и мультимедийных ТСО, потому что только высочайшая культура предъявления информации может стать основой формирования комплекса информационных умений;

во-вторых, обучающийся может опережать преподавателя в знании технических аспектов современных масс-медиа, что преподаватель также обязан уметь использовать в интересах оптимизации и повышения эффективности обучения.

Трудности, возникающие на пути преподавателя, прибегающего к использованию технологии медиаобразования, преодолеваются с последовательным соблюдением следующих дидактических принципов:

 социокультурное развитие личности в процессе обучения (активный диалог, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с окружающей действительностью, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный эмоциональный фон);

 систематичность и доступность;

 наглядность;

 проблемность;

 научность;

 связь теории с практикой.

Эффективность применения технологии медиаобразования обеспечивается богатым разнообразием способов учебной деятельности:

 дескриптивным (пересказ медиатекста);

 личностным (описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает медиатекст);

 аналитическим (анализ структуры медиатекста, языковых особенностей, точек зрения);

 классификационным (определение места произведения в медиа-контексте);

 объяснительным (формирование суждений о медиатексте в целом или о его части);

 оценочным (заключение о достоинствах медиатекста на основе личностных, нравственных или формальных критериев).

Общеобразовательная учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее — дисциплина ОБЖ) предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке рабочих и служащих, а также специалистов среднего звена.

Дисциплина ОБЖ изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека, как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и социального характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности и обеспечении комфортных условий жизнедеятельности. Основными содержательными темами программы являются: введение в дисциплину, обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, государственная система обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность, основы медицинских знаний [2, с. 5].

При использовании материалов современных медиа в учебном процессе по дисциплине ОБЖ помимо умений собирать и проверять информацию развивается критическое мышление — умение анализировать тексты и видео-сюжеты о различных ЧС, выделять типическое в допущенных ошибках, делать выводы и вырабатывать индивидуальную степень доверия к информации, работать со скрытыми смыслами информационного сообщения.

Примером использования технологии медиаобразования в ходе изучения дисциплины ОБЖ в ГБПОУ РО «Волгодонский техникум общественного питания и торговли» служит занятие по теме «Ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации». Обучающимся для просмотра и анализа предлагаются: фрагмент художественного фильма «Живые и мертвые» (1964 год, киностудия «Мосфильм», режиссёр А. Столпер, по одноимённому роману К. Симонова; сцена выноса Боевого знамени части одним из бойцов во время выхода из окружения летом 1941 года) и документальный фильм «Боевое знамя Вооруженных сил Российской Федерации» (2008 год, ФГУП «ЕТРС ВС РФ», производство «БАРГУЗИН ПРОДАКШН»; цикл «Символы России»). В ходе группового обсуждения и обмена мнениями преподаватель заостряет внимание обучающихся на таких понятиях как «долг», «честь», «защита Отечества», «боевые традиции и ритуалы», неизменных для настоящего патриота в любые времена. В то же время, руководя групповой дискуссией, преподаватель подводит слушателей к осознанию смены исторических реалий, появления новых задач укрепления обороноспособности России, а значит, и новых задач воспитательной работы с кадровым и рядовым составом ВС РФ. Преподаватель способствует уяснению важности армейских традиций и ритуалов в данном процессе, обращает внимание обучающихся на новые возможности и проблемы идеологического воздействия на население в целом в условиях современного медиапространства.

Таким образом, технология медиаобразования содержит мощный ресурсный потенциал для использования в образовательном процессе СПО по дисциплине ОБЖ, что в свою очередь способствует повышению качества профессионального образования, развитию у будущих выпускников общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с преодолением рисков производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека.

В заключении необходимо отметить, что педагогическая концепция медиаобразования шире узкопрофессиональных задач преподавателя какой-либо дисциплины. Медиаобразование — это «идеология педагогической деятельности», наиболее общая стратегия формирования информационных умений на материалах СМИ, причем в равной степени — как преподавателя, так и обучающегося.

Литература:

  1. В качестве примера могут быть названы ФГОС СПО 19.01.17 Повар, кондитер и 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, в соответствии с которыми осуществляется подготовка рабочих и служащих в ГБПОУ РО «Волгодонский техникум общественного питания и торговли».
  2. Косолапова Н. В. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для рофессиональных образовательных организаций / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. — М.; Издательский центр «Академия», 2015. — 22 с.
  3. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешнее расширение человека / Пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова — М.; Кучково поле, 2014. — 464 с.
  4. Парижская программа или 12 рекомендаций по медиаобразованию (Париж, ЮНЕСКО, 21–22 июня 2007) — URL: http://mediaeducation.ucoz.ru/.
  5. Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А. А. Бодалева — М.; Когито-Центр, 2011. — 2280 с. — URL: http://vocabulary.ru/dictionary/1095/
  6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» — Информационно-правовой портал «Грант» — URL: http://base.garant.ru/.
  7. Федоров А. В., Новикова А. А. 3 Медиаобразование в ведущих странах Запада. — Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. — 270 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle