Библиографическое описание:

Чебулаева Е. Е. Реализация идей тьюторства в работе центра поддержки и сопровождения проектов с молодыми педагогами [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 83-87.



В статье представлен опыт работы центра поддержки и сопровождения проектов Мордовского республиканского института образования с молодыми педагогами, рассматриваются вопросы использования идей тьюторского сопровождения в рамках республиканского проекта «Школа молодых педагогов».

Ключевые слова: тьютор, тьюторство, тьюторское сопровождение.

В последнее время в педагогической среде все чаще мы слышим понятия «тьютор», «тьюторство», «тьюторское сопровождение». В российском образовании понятие «тьютор» имеет различные определения в соответствующих работах ученых (Л. В. Бендова, Г. А. Гуртовенко, Ю. Л. Деражне, С. И. Змеев, Т. М. Ковалева, Ю. А. Павличенко, Н. В. Рыбалкина, Н. Д. Хатькова, С. А. Щенников и др.). Тьютор — tutor в переводе с английского — педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor — заботиться, оберегать) связана с понятиями — «защитник», «покровитель», «страж». Тьютор — педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т. М. Ковалева); педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий; тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности. Тьюторство в современном образовании — педагогическая позиция, которая связана со специальным образом организованной системой образования.

С введением ФГОС второго поколения, одной из приоритетных задач которого является индивидуализация учебного процесса, разработка индивидуальной образовательной траектории, идеи тьюторского сопровождения приобретают все большую актуальность. Тьюторство как инновационная практика в образовании находит применение в учреждениях массового образования. Потребность в тьюторском сопровождении возникает в том числе и в системе дополнительного профессионального образования. Поднимая проблему тьюторского сопровождения в системе дополнительного профессионального образования, мы говорим о совершенно новом этапе в профессиональном развитии как о возможности приобретения новых видов деятельности в образовании.

МРИО как одному из ключевых субъектов региональной системы образования, как организатору инновационной деятельности в регионе, совершенно очевидно, свойственна функция методической службы, а значит и идеи тьюторского сопровождения находят свое применение при реализации направлений деятельности и задач центра поддержки и сопровождения проектов Мордовского республиканского института образования. Целью работы Центра является содействие повышению качества образования, реализация современных принципов и методов эффективного управления инновационными процессами системы образования в условиях ее модернизации, исследование состояния республиканской системы образования, качественных и количественных изменений в ней. Значимым направлением работы Центра является, в том числе формирование банка инновационных процессов, передового педагогического опыта по результатам реализации проектов и программ, а также организация наблюдений, измерений, получение достоверной информации о ходе реализации проектов. Центр оказывает поддержку, которая может быть представлена различными видами ресурсов (информацией, методическими рекомендациями и т. д.), набором услуг (образовательные, исследовательские, экспертные).

Так, одним из ключевых направлений деятельности Центра является организационное научно-методическое и организационно-информационное сопровождение проектов по приоритетным направлениям развития региональной системы образования. Подробнее остановимся на некоторых аспектах работы Центра по одному из значимых республиканских проектов. Работа с молодыми специалистами традиционно является одним из приоритетных направлений развития образовательной системы. В первые годы работы молодой педагог сталкивается с необходимостью ежедневно решать вопросы учебного и воспитательного характера, самостоятельно принимать важные решения. Он испытывает трудности с планированием своей деятельности и распределением ресурсов, в общении с детьми. Для успешной адаптации молодых специалистов, оказания наставнической поддержки опытными учителями, создания инновационного организованного молодого профессионального ядра с 2012 года на базе ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» реализуется республиканский проект «Школа молодого педагога Республики Мордовия» (далее — ШМП).

Занятия республиканской ШМП проводятся по специальной программе с частотой один раз месяц. Данная программа содержит актуальные для молодых педагогов вопросы: нормативно-правовое, учебное и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности; современные педагогические технологии и предусматривает различные формы очного и дистанционного образования (семинары, конференции, мастер-классы, проекты, конкурсы и многое другое). На Мордовском республиканском образовательном портале организованно педагогическое сообщество и функционирует сайт республиканского проекта «Школа молодого педагога Республики Мордовия» shmp.edurm.ru, на котором осуществляется информационная поддержка проекта.За период существования республиканской ШМП работа с молодыми учителями постоянно совершенствуется и обновляется. Говоря об использовании практики тьюторства в реализации проекта «Школа молодого педагога», мы имеем в виду такой тип сопровождения, который позволяет создавать условия для эффективного осуществления ее деятельности.

Основными подходами в работе Школы молодого педагога считаем:

 прагматический, предполагающий практическую направленность занятий с опорой на ресурсы лучших образовательных организаций и практик лучших педагогов, участников и победителей муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов профессионального мастерства, таких как «Сердце отдаю детям», «Учитель года», «Воспитатель года» и др.

 формирование и развитие новых компетенций педагогов с учетом изменений деятельности педагога в рамках требований Профессионального стандарта педагога.

Предшествующий опыт выявил недостаточную эффективность традиционных, стандартизированных форм и востребованность активных форм в работе с молодыми педагогами. Расширяют образовательные возможности использование актуальных форм, основными из которых являются проблемные семинары, мастер-классы учителей-наставников, педагогическая мастерская и др. Так, в рамках деятельности республиканской ШМП участники другого республиканского проекта «Клуб Учитель года» — победители и лауреаты различных этапов конкурса «Учитель года» — ежегодно проводят для молодых педагогов мастер-классы. Перечислим некоторые из них, состоявшиеся в рамках одного из заседания ШМП в 2015г.: мастер-класс «Свой среди чужих, чужой среди своих» (И. В. Маскайкина, учитель биологии и экологии МОУ «Лицей № 7» г.о. Саранск; мастер-класс «Учу читать продуктивно» (Е. А. Кочетова, учитель начальных классов МОУ «Лицей № 4» г.о. Саранск); мастер-класс «Интересные проекты создают интересные люди» (Т. Н. Разумова, учитель русского языка и литературы МОУ «Большеелховская СОШ»). Тьюторская компетентность опытных педагогов, транслирующих свой опыт, а также реализация коммуникативной функции педагога-тьютора, способствует созданию эффективной коммуникативной среды, без которой невозможно успешное функционирование деятельности республиканской ШМП. Профессионализм и мастерство опытных педагогов и инициатива молодых, сочетание традиционных методов работы и передовых идей — всё это создает возможности для личностного и профессионального роста молодого педагога. Возникновение тьюторской позиции в рамках деятельности республиканской ШМП продиктовано также необходимостью методического сопровождения молодых педагогов школ с целью освоения инновационного опыта и внедрения его в профессиональную деятельность. Учитывая это, для молодых педагогов разрабатываются и издаются методические рекомендации и памятки, организуется конкурсное движение молодых специалистов образования. Впервые в 2015 году был организован и проведен конкурс «Старт в профессию», цель проведения которого заключается в формировании общественной, профессиональной и научно-исследовательской активности молодых учителей, создания единого пространства общения и обмена опытом и профессионального роста молодых педагогов Республики Мордовия. В первый год проведения конкурса участие приняли 43 молодых педагога республики. Заключительным мероприятием республиканской Школы молодых педагогов является форум «Моя образовательная инициатива». По итогам проведения Форума выпускается сборник материалов, включающий сценарии уроков учителей разных предметных областей, разработанных с учетом новых требований к уроку в рамках ФГОС, сценарии внеклассных мероприятий, а также статьи. Актуальность сборника заключается в том, что представленные материалы затрагивают разнообразные темы и могут быть интересны как начинающим, так и опытным учителям.

Таким образом, представленный нами в некоторых аспектах опыт работы с молодыми педагогами дает возможность полагать, что в условиях внедрения профессионального стандарта педагога наиболее актуальными становятся, по-нашему мнению, такие механизмы профессионального развития как: развитие сетевых сообществ; деятельность региональных координаторов, оказание ими консультационной поддержки учителям, расширение сообщества через привлечение новых участников; организация неформальных встреч (семинаров) по интересующим учителей проблемам; обмен новостями, методическими разработками, методической литературой. В создании такой научно-практической среды и заключается перспективная цель работы центра поддержки и сопровождения проектов ГБУ ДПО «МРИО». А использование идей тьюторства — один из способов достижения этой цели, позволяющий наиболее эффективно осуществлять реализацию различных направлений деятельности Центра, в том числе педагогическую поддержку молодых специалистов в рамках деятельности республиканской Школы молодого педагога Мордовского республиканского института образования.

Литература:

  1. Жижина И. В. Современные подходы к организации работы тьютора в системе дополнительного профессионального образования // Концепт. — 2014. — № 09 (сентябрь).
  2. Конобеева Т. А. Тьюторство в системе дополнительного профессионального образования, http://net-edu.ru/node/68051
  3. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. М. — Тверь: СФК-офис, 2012. — 246 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle