Автор: Ильина Ирина Владимировна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)

Библиографическое описание:

Ильина И. В. Теоретическая модель формирования социальных компетенций у учащихся учреждений начального профессионального образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 40-43.

Формирование социальных компетенций у учащихся профессиональных училищ   одна из самых острых и мало изученных педагогических проблем В ходе констатирующего эксперимента, в котором участвовало 210 учащихся 1 курса в возрасте 15-16 лет учреждений начального профессионального образования ПУ№28, ПУ№31, ПУ№40 г.Березники Пермского края был выявлен низкий уровень развития социальных компетенций. Для изучения уровня сформированности социальных компетенций у учащихся учреждений НПО использовалась психологическая методика А.П.Гольдштейна.

Результаты проведенной нами диагностики также говорят и о высоком уровне конфликтности у 76% подростков (методика конфликтности К.Н.Томаса), низком уровне эмпатических способностей – у 58% (методика изучения уровня эмпатии В.В.Бойко), низком уровне социальной ответственности   у 68% (шкала социальной ответственности К.К. Муздыбаева), неумении вступать в межличностные отношения со сверстниками и взрослыми – 56% участников исследования (опросник ДМО Т.Лири в адаптации Л.Н. Собчик).

Выявленные показатели говорят о дисгармоничном развитии личности учащихся, низких адаптационных способностях, особенно в сфере поведенческого самоконтроля, что может привести к развитию различных форм девиантного поведения. Демонстрация стойкого асоциального, деструктивного поведения такими подростками в дальнейшем становится причиной нарушения социального взаимодействия с обществом, коллективом, семьей [2,112]. В настоящее время в качестве одной из важнейших причин этих негативных явлений все чаще называют недостаточную подготовленность учащихся к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, низкий уровень развития социальных компетенций.

Это актуализирует задачу разработки инновационных подходов, обеспечивающих формирование социальных компетенций.

В ходе исследования мы будем рассматривать социальные компетенции как умения и навыки, определяющие степень функциональной грамотности и готовности личности к социальному взаимодействию: работать в коллективе и команде, эффективно общаться, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий, ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы, исполнять воинскую обязанность.

Таким образом в теории и практике профессиональной подготовки учащихся учреждений НПО сложились определенные предпосылки для рассмотрения социальных компетенций как педагогической категории, а также для разработки теоретической модели их формирования (Таблица 1).

Теоретическая модель формирования социальных компетенций включает в себя цель – создание педагогических условий для формирования социальных компетенций учащихся; основные комплексные критерии:
- сформированность системы социальных знаний и отношений (понятийно-сущностный уровень);
- сформированность системы социальных умений (практико-деятельностный уровень);
- сформированность опыта продуктивной социальной деятельности (практико-мировоззренческий уровень);
- сформированность личностно-ценностного отношения к самосовершенствованию социальных компетенций (концептуальный уровень).

Оценка этих параметров может выступать в качестве контрольных характеристик в опытно-поисковой работе. Результаты констатирующего этапа показали, что участники опытно-поисковой работы демонстрируют недостаточный уровень проявления показателей (методика А.П. Гольдштейна) по каждому критерию.

Этапами формирования социальных компетенций становятся: диагностический, этап «комплексного сопровождения», этап анализа прогнозируемых результатов; подходы: личностно ориентированный, деятельностный, диалогический; функции: информационная, диагностическая, личностно-развивающая и социально-обучающая.

Педагогическими условиями формирования социальных компетенций учащихся учреждений НПО могут стать следующие:

- субъект – субъектная основа диалогического взаимодействия, которая обеспечивается системой занятий со всеми участниками воспитательного процесса;

- включение учащихся в личностно ориентированные педагогические ситуации;

- использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций);

- организация социально значимой деятельности на основе свободного выбора подростка;

- развитие молодежных социальных инициатив;

- социальное проектирование;

- психолого-педагогическая, методическая подготовка педагогов и мастеров производственного обучения системы НПО к работе по формированию социальных компетенций у учащихся;

- мониторинг развития социальных компетенций.

Механизм формирования социальных компетенций учащихся представлен как последовательная реализация совокупности личностно ориентированных ситуаций (ситуации осознания значимости личных ресурсов как поля успешной жизнедеятельности; ситуации включения в процесс освоения социального опыта, столкновения с событиями, где появляется желание проявить себя; ситуации анализа собственной жизненной позиции), ставящих учащихся перед необходимостью проявления личностных ресурсов. Таким образом, адаптивность учащегося будет выражаться не только в изменении способов действий в определенных ситуациях, но и в изменении самого объективного отношения к ситуации. Это изменение происходит по следующему алгоритму: 1) репрезентация ситуации как значимого события; 2) критическое осмысление жизненного события, когда учащийся попадает в новый класс ситуаций, для которого не хватает знаний или готовой программы поведения; 3) временная инструментальная недостаточность, низкий уровень социальных компетенций, несоответствие социальным требованиям приводит к личностной рефлексии; 4) переосмысление действительности; 5) изменение отношения к ней; 6) изменение мотивов деятельности; 7) освоение новых способов деятельности.

Ожидаемый результат - высокий уровень развития социальных компетенций учащихся учреждений НПО.

Таблица 1


цель

создание педагогических условий для развития социальных компетенций у учащихся учреждений НПО

критерии


сформированность системы социальных знаний и отношений

сформированность системы социальных умений

сформированность опыта продуктивной социальной деятельности

сформированность личностно-ценностного отношения к самосовершенствованию социальных компетенций

уровни

понятийно-сущностный

практико-деятельностный

практико-мировоззренческий

концептуальный

этапы

диагностический

«комплексное сопровождение»

анализ прогнозируемых результатов


подходы

личностно ориентированный

деятельностный

диалогический

Функции

информационная

диагностическая

личностно-развивающая

социально-обучающая


Педагогические условия


субъект – субъектная основа диалогического взаимодействия, которая обеспечивается системой занятий со всеми участниками воспитательного процесса

включение учащихся в личностно-ориентированные педагогические ситуации

использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (дискуссии, тренинги, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций);

организация социально значимой деятельности на основе свободного выбора подростка

развитие молодежных социальных инициатив

психолого-педагогическая, методическая подготовка педагогов и мастеров производственного обучения системы НПО к работе по формированию социальных компетенций у учащихся

социальное проектирование

мониторинг развития социальных компетенций

Механизм формирования социальных компетенций


1)репрезентация ситуации как значимого события

2)критическое осмысление жизненного события

3)личностная рефлексия

4)переосмысление действительности

5)изменение отношения к ситуации

6)изменение мотивов деятельности

7)освоение новых способов деятельности

Ожидаемый результат - высокий уровень развития социальных компетенций учащихся учреждений НПО


Работа с учащимися включает не только обеспечение усвоения ими знаний, умений для возможности эффективного выполнения социальной деятельности, развитие навыков социального взаимодействия, но и развития личностных ресурсов, которые являются необходимыми компонентами успешной социализации личности.

Комплексное сопровождение развития социальных компетенций подростков - это профессиональное взаимодействие педагогических работников и других специалистов, направленное на личностную сферу учащихся с педагогическим преобразованием ситуации развития, обеспечивающее повышение личностных ресурсов, необходимых для социальной деятельности; формирование отношений, проявляемых в личностных качествах, ценностно-мировоззренческих установках, направленности личности; предоставление возможности получения опыта социального взаимодействия, позволяющее человеку быть субъектом социальных действий, адекватно выполняя нормы и правила жизнедеятельности в обществе.

Комплексное сопровождение построено на создании личностно ориентированных ситуаций, связанных с проектированием такого способа жизнедеятельности подростков, который адекватен природе личностного развития индивида и основывается на технологиях активного социального обучения (дискуссии, тренинги, деловые игры, круглые столы, часы вопросов и ответов, акции); социального проектирования с целью формирования растущего человека как субъекта социального действия. Интерактивное взаимодействие обеспечивает формирование нового опыта и его теоретическое осмысление через практическое применение. Позволяет осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт социального взаимодействия.

Ценностью современного личностно ориентированного образования является социально компетентная личность, разносторонне развитая и успешно социализирующаяся в изменяющемся мире. Низкий уровень развития социальных компетенций учащихся в ситуации взаимодействия может повысить риск возникновения девиантного поведения[1,82].

Личностно ориентированные педагогические ситуации обеспечивают включение учащегося в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях, вариативное проектирование своего поведения в стандартных и нестандартных жизненных ситуациях.

В качестве концептуальной основы комплексного сопровождения выступают принципы непрерывности, интегративности, диалогического взаимодействия, системности.

Теоретическая модель формирования социальных компетенций учащихся учреждений НПО позволяет комплексно рассмотреть изучаемую проблему, выявить основные педагогические условия, способствующие формированию высокого уровня социальных компетенций. Это и станет главной целью нашего исследования на этапе формирующего эксперимента.


Литература:

1. Пономарев, М.С. Социальная компетентность у подростков с дезадаптивным поведением: дис. …канд.психол. наук. М., 2006. 131 с.

2. Марасанов, Г.И. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте / Г.И. Марасанов, Н.А. Рототаева. М.: Когнито-Центр, 2003. 171 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle