Библиографическое описание:

Кладова Е. В. Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 26-29.

В современных условиях, когда происходит реальная замена учебно-дисциплинарной модели образования на модель личностно-ориентированную, принципиально важным является понимание того, что учащийся вне зависимости от его возраста неизбежно оказывается полноценным субъектом образовательного процесса. В то же время в современной, и прежде всего в отечественной, педагогической психологии одним из наиболее активно развивающихся направлений как теоретических, так и непосредственно прикладных разработок является область исследования, которая условно может быть названа «проблема готовности к школе» [2].

Как правило, готовность к школе определяют лишь через диагностику уровня развития познавательных процессов и определенного набора знаний, умений и навыков, которые могли бы стать опорой для педагога в рамках его профессиональной деятельности в работе с первоклассниками. Несомненно, этот компонент готовности к школе крайне важен, но совершенно очевидно, что он никоим образом не исчерпывает психологически содержательную сущность понятия «готовность к школе».

Можно сказать, что «готовность к школе» является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, личностный и социально-психологический (Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, Л.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова и др.) [5].

1. Личностная готовность, включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов, а именно дифференцированное восприятие, аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец), рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов, развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

При поступлении ребенка в школу родители и учителя зачастую акцентируют внимание только на интеллектуальном и личностном уровне развития ребенка, игнорируя при этом его социально-психологическую готовность к обучению в школе.

В настоящее время школьные классы в основном состоят из 20–25 учеников, поэтому особенно важным становится умение ребенка учиться в групповой атмосфере. Для очень многих детей групповое обучение создает дополнительные трудности: сложно сосредоточивать внимание, отстаивать свою точку зрения, чувствовать себя худшим или лучшим в чем-то, говорить перед большим количеством людей и многое другое. Ребенку необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения [1].

Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма», особенно актуально. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре [3]. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь (Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова).

Дошкольники с ОНР используют и понимают более «простые» средства невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды), характерные для детей более раннего развития. В репертуаре невербальной коммуникации у них превалируют мимика и визуальное взаимодействие (взгляды) [4].

Исследование особенностей социально-психологической готовности детей с ОНР к школе с помощью анкетирования родителей «Отношение ребенка к чужому взрослому», рисуночных тестов «Мой воспитатель», «Моя семья», социометрического метода «Секрет», методики «Рукавички» - изучение коммуникативных навыков и «Лесенка» - изучение самооценки дошкольников, показывает, что дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в общении в конкретной ситуации (45%), например, на занятии, если задают вопрос, который требует быстрого решения, вследствие этого они раздражаются, нервничают, иногда могут плакать из-за неправильного ответа. Они не просят помощи у взрослого, не задают уточняющих вопросов.

В окружающих взрослых (педагогах, воспитателях) дети видят только личностные качества, не интересуются их профессиональной деятельностью. Изучение мотивов общения показывает, что только в 15% у детей с ОНР преобладает деловой мотив общения, т.е. способность к сотрудничеству, игре, общей активности. Коэффициент благополучия взаимоотношений в группах детей с ОНР составляет 45%, т.е. такие дети находятся в неблагоприятной статусной категории. У них реже встречается взаимный выбор, что свидетельствует о социально - психологическом неблагополучии, неумении строить доброжелательные отношения со сверстниками. Достаточно низкие показатели дети с ОНР имеют по таким критерия как умение договариваться, взаимопомощь и отношение к результату совместной деятельности. Это говорит о том, что дети с общим недоразвитием речи в процессе деятельности не оказывают друг другу помощь, работают в основном самостоятельно и мало общаются друг с другом. Все это затрудняет адаптацию ребенка к школе, а значит, указывает на социально-психологическую «неготовность» ребенка с ОНР к школе.

Таким образом, в период подготовки детей с ОНР к школе необходимо создание коррекционно-педагогических условий для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Особое значение для формирования социально – психологической готовности к школе детей с нарушениями речи имеет развитие эмоциональной сферы.

Педагоги и воспитатели должны всегда помнить, что в специальном дошкольном учреждении должен быть в первую очередь установлен здоровый эмоциональный климат – спокойный, доброжелательный, радостный. Надо опираться на личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, проявлять любовь и ласку, окружать их настоящим вниманием. Положительный эмоциональный фон, необходимый для правильного развития личности ребёнка, требует от педагогов большого внимания к своему собственному поведению, терпения, гибкости. Ребенку с общим недоразвитием речи необходимо привить умение радоваться достижениям, радоваться тому, что помог товарищу, принял участие в общем труде, правильно выполнил определённые требования и получил заслуженную похвалу. Конечно, такая радость сопряжена с преодолением препятствий, с умением подчинять свое поведение определенным требованиям, т.е. с волевыми процессами.

В качестве руководства для педагогических наблюдений и формирования взаимоотношений детей с ОНР со сверстниками предлагаются следующие показатели:

  1. Предпочтения, симпатии, сочувствие, отзывчивость, особо проявляющееся между отдельными детьми, но не в ущерб другим. Радость совместного общения.

  2. Интерес к деятельности сверстников, доброжелательное к ней и сверстникам отношение, желание и умение справедливо договаривать о пользовании игрушек, о совместной игре, о выполнении какого-либо дела, подчиняться интересам другим.

  3. Помощь и взаимопомощь (стремление и умение делать что-нибудь приятное для отдельных детей, для группы), забота о товарище, общем деле, игре, готовность выручить друга, товарищей.

  4. Известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться при необходимости собственным желанием в пользу товарища по внутреннему убеждению, а не указанию или настоянию взрослых.

  5. Особенности детских взаимоотношений в различных условиях – в присутствии воспитателя и без него, при одном и другом воспитателе.

Для развития коммуникативной сферы необходимо включать дошкольников с ОНР в коммуникативные ситуации. Под коммуникативной ситуацией, понимается стихийно возникающие или специально организованные педагогом ситуации в общении, вызванные потребностями вербального взаимодействия воспитанников в ходе совместной деятельности и требующие определенного уровня сформированности коммуникативных умений и навыков для их разрешения [6]. Для этого необходимо:

  • Формирование социального доверия дошкольников друг к другу;

  • Развитие социальных эмоций;

  • Формирование умения отстаивать собственную позицию в процессе общения;

  • Развитие коммуникативных умений и навыков.

Для усвоения и закрепления дошкольников норм и правил поведения в процессе взаимодействия используются различные формы работы: инсценировки, конкурсы, построение - диалогов детей и др.

Необходимо создавать условия для формирования у дошкольников стремления реализовывать конструктивное общение с партнерами в совместной деятельности. При этом имеет место стимулирование стремлений детей согласовывать свои действия с требованиями других участников, включенных в различные ситуации.

Для преодоления отчуждения между детьми, педагогам можно использовать игры, помогающие поднять ребенка выше в глазах сверстников и наладить эмоциональный контакт между ними.

1 группа игр: сюжетно-ролевые игры, в которых партнеры принимают на себя равноправные роли;

2 группа игр: игры-драматизации, цель которых психологическое сближение ребенка с другими героями;

3 группа игр: с помощью этой группы игр, можно переключить внимание на сверстников. Эти игры формируют умение замечать конкретного ребенка, выделять его среди других по признакам, устанавливающим контакты. Например: «Чей голос?», «Картонные башни», «Тропинка».

Проводя эти игры, нужно поручать «непринятым» и «изолированным» детям с речевыми недостатками роль ведущего в игре, похвалить ребенка перед всей группой, отметить, насколько хорошо он справился с ролью ведущего.

Существует еще один способ оптимизации общения ребенка в группе сверстников - научить его понимать эмоциональные состояния других и свои собственные и правильно на них реагировать. Для этого используют специальные упражнения, игры, этюды.

Развитие эмоционально - коммуникативных умений у дошкольников происходит через:

  • знакомство детей с различными эмоциональными переживаниями;

  • обучение распознаванию эмоций;

  • обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний;

  • игры для развития коммуникативных умений («Клубочек», «Ладонь к ладони», «Дотронься до …», «Сиамские близнецы», «Слепой и поводырь»).

Дети с общим недоразвитием речи должны постоянно чувствовать себя самостоятельными и полезными окружающим. Это становится возможным, если каждый ребенок включается в работу по достижению общей цели, благодаря чему у него вырабатываются навыки общественной деятельности. Очень важно, чтобы педагог и воспитатель, изучив личность ребенка, правильно выявили его возможности и достоинства, те положительные черты, на которые, прежде всего надо ориентироваться в педагогическом процессе, обратили на них внимание коллектива, формируя, таким образом, у ребенка уверенность в своих силах, адекватную самооценку, коммуникативные навыки.

Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной линией системы образования, реализации личностно – ориентированного подхода обучения.
Готовность к школе детей является результатом всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой дошкольным учреждением и семьей на протяжении всего дошкольного возраста. Недостатки готовности к школе по-разному могут отражаться на учебной деятельности будущего первоклассника. У детей, не имеющих достаточного опыта взаимоотношений, к концу дошкольного возраста не формируются навыки социального сотрудничества с взрослыми и сверстниками, которое является основой формирования учебной деятельности.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 - 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Чтобы ребенок, с общим недоразвитием речи, имел высокий уровень психологической готовности к школе, родителям необходимо сделать акцент на мотивационное развитие ребенка, а именно - развитие социально - психологических качеств. Задача педагогов заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие личности ребенка. Главное при этом осознавать, какие занятия с ребенком в наибольшей мере способствуют развитию значимых для школьного обучения качеств, обеспечивающих необходимый уровень школьной готовности.


Литература:

  1. Азарова, Т.В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе [Текст] / Т.В. Азарова, М.Р. Битянова // Мир психологии, № 1,1996. - С. 147 - 170.

  2. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева // Дошкольное воспитание, № 6, 2006. - С. 13 - 15.

  3. Дубова, Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] / Н.В. Дубова // Логопед в детском саду, № 3, 2006. – С. 36-38.

  4. Дудьев, В.П. Развитие невербальных коммуникаций у дошкольников с ОНР [Текст] / В.П. Дудьев // Логопед в детском саду, №2, 2006. - С. 16-20.

  5. Ильина, М.Н. Подготовка к школе [Текст] / М.Н. Ильина. С.-Пб.: Дельта, 1999. - 224 с.

  6. Капчеля, Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе [Текст] / Г.И. Капчеля, М.И. Лисина. - Калинин, 1987. - 132 с.

Основные термины: общим недоразвитием речи, социально-психологической готовности детей, компонент готовности, ОНР друг, коммуникативных умений, развития ребенка, школе детей, Интеллектуальная готовность ребенка, ребенка готовности, способами установления взаимоотношений, развития познавательных процессов, умение ребенка, гибкими способами установления, совместной деятельности, оптимизации общения ребенка, уровне развития ребенка, мотивационное развитие ребенка, развитие личности ребенка, социально-психологическую «неготовность» ребенка, общего развития ребенка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle