Автор: Лукаш Оксана Александровна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)

Библиографическое описание:

Лукаш О. А. Модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 49-52.

В настоящее время формирование конкурентоспособной личности, адекватно ориентирующейся в социуме, невозможно без освоения ею комплекса правовых знаний. Современное общество всё больше осознаёт свою зависимость от качества правового образования, поскольку уровень и система юридических знаний существенным образом влияют на эффективность деятельности человека в социуме. Начиная с 90-х годов XX века в России происходит переоценка значимости права в общественной жизни. Об этом свидетельствуют повышение престижа юридических специальностей, возрастание количества правовой литературы, повышение интереса к значимой юридической информации. В научной литературе доминирует подход к праву как важнейшему социальному феномену.

Вместе с тем следует отметить, что в российском обществе встречаются массовые проявления правового нигилизма, нередко возникают настроения социально-правовой незащищённости. В современных условиях остро ощущается необходимость правовых изменений, способствующих преодолению негативных проявлений. Успех проводимых в России преобразований во многом предопределяется уровнем правовой компетентности и правовой культуры общества, которые, в свою очередь, формируются в процессе правового образования. От качества правового образования в стране зависит не только состояние правовой культуры общества в целом, но и результат правовой деятельности, в которой эта культура находит своё отражение. Правовая культура личности определяется знаниями в области права, уважением к закону, сознательным соблюдением правовых норм, пониманием юридической ответственности, непримиримостью к правонарушениям.

Традиционно в образовательных учреждениях, в том числе средних профессиональных учреждениях культуры приоритет отдаётся специальным дисциплинам. Такая ситуация вполне понятна, поскольку обучение осуществляется с учётом профиля учебного заведения. Вместе с тем следует отметить, что недооценка значимости правовых дисциплин в профессиональной подготовке студента способна повлечь негативные последствия. Низкий уровень правовой компетентности, формирующейся в том числе при изучении права в колледже, может поставить выпускника в условия социальной незащищённости, сложной адаптации к дальнейшей профессиональной деятельности. Так, выпуск­ник колледжа культуры с присвоенной квалификацией «преподаватель» нередко оказывается неспособным решать правовые вопросы в сфере своей профессиональной деятельности. В то же время к числу обязательных требований к педагогическому работнику относятся не только знание предмета, методики, педагогики, но и основ права, нормативных правовых актов в сфере образования [5].

Качественная правовая подготовка специалиста любого профиля, в том числе социокультурного, имеет большое значение ещё и потому, что в настоящее время в обществе идёт процесс формирования личности нового типа – «правосознательного гражданина», для которого характерен высокий уровень правовой компетентности и правовой культуры. Огромная роль в становлении такой личности принадлежит образовательным учреждениям.

Современный этап развития профессионального образования характеризуется процессом модернизации, суть которого заключается в переводе студентов с репродуктивного уровня усвоения знаний на уровень формирования компетенций. Ведущей идеей образования является компетентностный подход. В настоящее время назрела необходимость в качественно иной подготовке специалиста, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным подходом к решению конкретных задач в сфере профессиональной деятельности. Как справедливо отмечает Н.Л. Гончарова, «компетентностный подход – попытка привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью» [4, с.21]. В современных условиях уровень образованности не определяется объёмом знаний. Времена энциклопедистов, обладающих обширным, но константным багажом знаний, прошли. В век информационных технологий особо ценятся такие специалисты, которые способны оперативно находить и анализировать быстро меняющуюся информацию. В связи с этим одной из главных задач образования должно являться не предоставление большого объёма фактического материала, подлежащего запоминанию, а обучение эффективным способам получения и анализа доступной информации. Одной из важнейших задач преподавателя становится правильная организация деятельности студентов, а не просто передача готовых знаний. Это особенно актуально с позиции компетентностного подхода, который не отрицает значения знаний, но акцентирует внимание на способности использовать их на практике, на умении самостоятельно решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

При изучении правовых дисциплин необходимость применения компетентностного подхода ощущается наиболее остро, так как право представляет собой один из самых динамичных регуляторов общественных отношений. В связи с изменением тех или иных нормативных правовых актов ранее освоенная информация не только утрачивает актуальность, но может стать принципиально неверной. Один из основоположников гуманистической педагогики Мишель Монтень ещё в XVI веке писал: «ничто в нашей жизни не подвергнуто столь многочисленным изменениям, как законы и право, а потому обучение кого-нибудь их премудростям может превратиться в сложную и невыполнимую задачу» [6, с. 25]. С учётом быстрого роста объёмов правовой информации, её нестабильности задачи правового образования не должны сводиться только к изучению действующего законодательства или «юридическому ликбезу». В этой связи компетентностный подход, направленный прежде всего на приобретение выпускником компетенций в различных сферах, приобретает особую актуальность.

Понятие и сущность компетентности, возможности использования компетентностного подхода в образовании изучались разными исследователями [1, 2, 3, 4]. Знакомство с указанными работами позволяет сделать вывод о том, что в науке пока нет однозначного толкования понятия «компетентность». В связи с этим имеет место плюрализм подходов и к понятию «правовая компетентность».

С нашей точки зрения, правовая компетентность представляет собой совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений, навыков, готовности и способностей, необходимых для решения правовых вопросов в сфере профессиональной деятельности.

Для разработки модели формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры необходимо не только выявить суть правовой компетентности, но и охарактеризовать её структуру. Исходя из данного определения правовой компетентности, в её структуре можно выделить следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, деятельностный, личностный.

Когнитивный компонент правовой компетентности отражает усвоение важнейших юридических знаний, правовой терминологии, содержания различных нормативных правовых актов.

Мотивационный компонент включает в себя эмоционально-чувственные проявления личности по отношению к правовым нормам, фактам, явлениям, правонарушениям и правонарушителям; мотивацию правового поведения.

Деятельностный компонент отражает умение применять полученные правовые знания на практике, ориентировать своё поведение на правовые нормы, проявлять правовую активность в различных сферах деятельности.

Личностный компонент непосредственно связан с личными качествами студентов: восприимчивостью к правовой информации, коммуникативностью, умением планировать свою деятельность, способностью критически оценивать её результаты и т.д.

При разработке модели формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры нами учитывались структурная и содержательная характеристики правовой компетентности, а также особенности восприятия права студентами ССУЗа культуры и искусства.

Следует отметить, что в педагогической науке и практике моделирование как метод научного исследования используется достаточно часто. Оно позволяет глубже вникнуть в сущность объекта исследования, в качестве которого в данном случае представлен процесс формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры. Результатом моделирования является модель. В работе А.М. Новикова и Д.А. Новикова «Методология научного исследования» дано следующее общее определение модели: «модель – это образ некоторой системы» [8, с. 196]. При построении модели формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры в процессе их профессиональной подготовки мы исходили из общепринятого в педагогической и философской науке представления о модели как системе, включающей в себя цель, содержание, способы и средства, а также результат образовательного процесса.

Разработанная нами модель имеет вид, представленный на рисунке 1:

Рисунок 1. Модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры

Представленная модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры включает в себя четыре блока:

1) блок целеполагания отражает планируемый результат обучения, представление об уровне правовой компетентности, который должен быть достигнут студентами. В представленной модели целью является формирование правовой компетентности как составной части профессиональной компетентности будущего специалиста;

2) содержательный блок включает в себя когнитивный, мотивационный, деятельностный и личностный компоненты правовой компетентности. Формирование правовой компетентности студента колледжа культуры рассматривается нами как процесс, направленный на самого обучаемого с целью развития его личности как профессионала. В связи с этим в содержание данного процесса должно входить не только получение студентами правовых знаний, но и формирование мотивации, развитие у них интереса к закону и праву в целом, умения применять полученные знания в практической деятельности, формирование ценностного отношения к профессии и её правовому регулированию;

3) организационный блок представлен рядом педагогических условий, реализация которых, с нашей точки зрения, может значительно повысить эффективность формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры;

4) результативный блок отражает эффективность протекания педагогического процесса, характеризует достигнутые изменения в соответствии с поставленной целью. В качестве оценки результативности обучения выступает диагностика уровня сформированности компонентов, входящих в состав правовой компетентности.

Таким образом, представленная нами модель формирования правовой компетентности студентов имеет определённую структуру, нацеленную на совершенствование правовой подготовки специалистов социокультурной сферы и учитывающую основные направления модернизации профессионального образования, потребности практики и особенности восприятия права студентами неюридических специальностей. Как справедливо отмечает М.В. Немытина, «чтобы ясно представлять себе, чему и как учить, надо постараться понять современного студента, его социальные и профессиональные ориентиры» [7, с. 13]. Предложенная модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры позволяет более чётко представить процесс подготовки студентов к дальнейшей профессиональной деятельности и её правовому регулированию.


Литература:
  1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября. – http://www.eidos.ru / journal / 2005 / 0910.

  2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. - № 10. – С. 8-14.

  3. Веселовская Н.С. Компетентностный подход в образовании – основа подготовки высококвалифицированного специалиста / Н.В. Веселовская // Интернет-конференция «Повышение квалификации специалистов в условиях модернизации образования». – 2006. // http://www.auditorium.ru

  4. Гончарова Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме / Н.Л. Гончарова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». – 2007. - № 5. – С. 21-25.

  5. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н // http://www.ed-union.ru.

  6. Монтень М. Опыты / М. Монтень / [Перевод]. В 3-х книгах / Изд. подгот. А.С. Бобович и др. – 2-е изд. 1 и 2 книги. – М.: Наука, 1980. – 703 с.

  7. Немытина М.В. Эффективные модели обучения праву / М.В. Немытина // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Современные формы и методы обучения праву». – Саратов: Научная книга, 2008. – 98 с. – С. 13-18.

  8. Новиков А.М. Методология научного исследования: Учебно-метод. пособие / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.

  9. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие / В.Д. Пурин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle