Библиографическое описание:

Калаева Т. Н., Калаева О. Н. Виртуальная олимпиада в реальной школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 121-124.

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Большинство современных школьников активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании. Поэтому, наряду с традиционными формами проведения олимпиад всё активнее используются Интернет-олимпиады. [2]

Дистанционное образование – образование, которое осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет. [1]

Дистанционные олимпиады и конкурсы решают такие проблемы воспитания как, развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся. В результате получаем:

- воспитание инициативности у учащихся;

- повышение нравственной сознательности учащихся;

- успешное функционирование методической системы работы с детьми;

- создание организационно-методических документов, обеспечивающих эффективную деятельность воспитательных систем;

- развитие воспитательной системы, в которой будут взаимосвязаны учебная и внеклассная деятельности учащихся, интегрированы воспитательные усилия школы.

Любой год богат на памятные и юбилейные даты, связанные с определенными историческими событиями. Не исключением является и 2011 год. В 2011 году исполняется 50 лет первому полету человека в космос, который был совершен советским космонавтом Юрием Гагариным. В связи с этим 2011 год Указом Президента РФ Дмитриевым Медведевым объявлен Годом российской космонавтики.

Этому памятному событию посвящен Интеллектуальный Марафон «Космическая Одиссея». Марафон это сложный и длительный путь, похожий на тот, который прошло человечество от мечты подняться за облака до выхода на орбиту космического корабля «Восток» с первым космонавтом на борту. Именно поэтому наша «Одиссея» это не одномоментное событие, а растянутое во времени.

Целью Марафона является популяризация среди школьников знаний о космонавтике, истории освоения космического пространства.

«Космическая Одиссея» рассчитана на учащихся 5-11 классов. Участие может быть как индивидуальным, так и в составе группы (не более 3-х человек).

Дистанционная образовательная олимпиада состоит их четырех эпизодов (этапов), каждый из которых представлен разнообразными заданиями, как по форме, так и по содержанию. Сейчас, когда интернет стал главным источником информации, нам хотелось предложить участникам такие виды работы, которые позволили бы им, с одной стороны, прикоснуться к этим событиям, с другой, проявить свои информационно-технологичекие способности.

Какие же задания предлагались участникам?

Эпизод I – это серия разнообразных заданий на установление соответствия, работу с картой, датировку событий.

  • «Первопроходцы космических далей» - необходимо определить кто изображен на фотографии и установите соответствие между фотографий космонавтов и эмблем их космических кораблей; ответить на вопрос, почему каждого из них достоин звания «пионер космоса».

Ответ оформляется в табличном виде.

№ фото

ФИО космонавта

«Пионер космоса», потому что…

Эмблема космического корабля (буква)

1




2




3




4




5





  • «Космическая эра: вехи большого пути» - задание придется по душе филателистам. По маркам следует определить дату события, представленного на них, а так же людей, внесших вклад в изучение космоса;

Пример:

  • «Космическая мозаика» - здесь придется «поломать голову» над непростыми вопросами.

Пример: ОН и ОНА используются людьми, как в повседневной жизни, так и в искусстве. НАСА израсходовало миллионы долларов, чтобы ОНА заработала в космосе. Русские же использовали в космосе ЕГО, не прибегая к имениям в конструкции. Что такое ОН и ОНА?

  • «Космос начинается с Земли» - По картам-схемам необходимо определить названия географических объектов и с какими событиями из истории космонавтики они связаны.

Пример:1)

2) В таблице приведены координаты объектов, располагающихся в пределах СНГ. Определите их, указав названия и область (или край, республика, государство), на территории которых они расположены.

Что объединяет эти объекты?



Объект

Координаты

А


45,6&#;с.ш. 63,3&#; в.д.

Б


62,7&#; с.ш. 40,3&#; в.д.

В


51,5&#; с.ш. 128,5&#; в.д.

Г


48,5&#; с.ш. 45,8&#; в.д.

Что объединяет эти объекты?




Эпизод II представляет собой криптограмму «Земля прекрасна!», разгадав которую вы получите высказывание, принадлежащее Ю.Гагарину.

Следующий эпизод «Сын земли чувашской» проходит в форме викторины, посвященной уроженцу Чувашии, космонавту А.Г. Николаеву.

Пример:




ВОПРОС 4.
Скульптор Чувашии, автор памятного знака на улице космонавта А.Г. Николаева.

а) В.П. Нагорнов
б) А. К. Брындин
в) С.Н. Федоров
г) А.К. Смирнов

ВОПРОС 6.
Когда начал свою работу ГУК «Мемориальный комплекс летчика – космонавта СССР А.Г. Николаева».

а) 14 декабря 1972 г.
б) 1 сентября 1978
в) апрель 1993 г.
г) октябрь 2006 г.


Марафон завершается Эпизодом IV – кроссворд «Полет к звездам».

Задания размещаются поэтапно на сайте учебного заведения, в течение четырех месяцев (январь-апрель). В начале каждого месяца на сайте появляется новое задание на выполнение которого у участников есть около трех недель. За пять дней до окончания месяца ребята сдают выполненные работы кураторам Марафона. 1-2 числа месяца на сайте публикуется новый эпизод и сводная таблица промежуточного протокола, на который каждый участник может видеть свое положение в общем рейтинге команд. Подросткам свойственны такие качества, как дух соревнования и стремление к поиску чего-то нового. Исходя их этого, организаторам необходимо строго в установленное время предоставлять участникам Марафона промежуточные протоколы. В обратном случае интерес к такому виду соревнования может постепенно ослабиться.

Последний Эпизод проводится в очной форме в начале апреля. Итоги интеллектуального марафона подводятся в апреле и объявляются на мероприятии, приуроченном ко Дню российской космонавтике (12 апреля). Победителями являются участники, показавшие лучшие результаты и набравшие наибольшее количество баллов. Определяются победители (Диплом I степени) и призеры (Дипломы II и III степеней) как в индивидуальном зачете, так и в групповом. Все участники получают сертификаты.

Не все участники преодолевают марафонскую дистанцию до конца. Кто- то сдается на полпути, кто то, когда до финиша остается совсем чуть-чуть. Некоторые команды присоединяются к Марафону начинают свой путь не с первого эпизода. Так как баллы за все туры суммируются, шансы этих команд на победу оказываются невелики, но захватывающие задания, ажиотаж и бурные обсуждения участников Марафона в начале каждого месяца оказываются сильнее. В ходе проведения Марафона мы были приятно удивлены высокой активности и любознательности пятиклассников. Именно они чаще всего очень качественно, полно выполняли задания.

Если обратиться к мнению ребят, с которыми проведен блиц-опрос по итогам Марафона, то, что он им дал: почти все отмечали новые знания, которые они получили. Другие отмечали умение работать в команде, общение со взрослыми. В выполнении заданий не было никаких ограничений в использовании информационных ресурсов и хотя, главным источником информации стал интернет, многие отмечали, что в поиске информации им помогали родители. Так наш проект смог собрать у мониторов компьютеров как детей так и их родителей.

Основная цель таких Интернет-олимпиад – дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к предмету, науке и познанию. Олимпиады призваны содействовать профессиональному самоопределению учеников; расширению возможностей подготовки школьников к поступлению в высшие учебные заведения; развитию навыков использования дистанционных Интернет-технологий в образовательном процессе; развитию инфокоммуникационной культуры учеников и педагогов[3].


Литература:

  1. Иванова,В.А., ПЕДАГОГИКА / Иванова В.А., Левина Т. В.//электронный учебно-методический комплекс – электронный доступ: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/glos.html
  2. Подопригора,Е.В. Интернет - олимпиада как элемент дистанционного физического образования/Подопригора Е.В.//Сборник статей Проблемы и перспективы использования инновационных технологий в учебном процессе школы и вуза.- Н.Тагил. -2010
  3. Рунов, А.В.Интернет как форма дистанционного обучения /Рунов А.В.// Сборник статей Русский гуманитарный интернет университет . – 2002

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle