Библиографическое описание:

Дергач В. В. Организация педагогического процесса при изучении дисциплины «Специальные технологии художественной обработки материалов давлением» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 70-71.

Предложена методика организации учебного процесса со студентами старших курсов в форме научного исследования. Изложены основные аспекты организации проблемной лекции.

A method of organizing the educational process with the students of the senior courses in the form of scientific investigation is offered. The main aspects of the problem-oriented lecture organization are narrated.

Основные принципы университетского образования, как высшей ступени научного образования – «полнота научного образования, свобода преподавания и учения и самоуправление – характеризуется идеальное существо университета как очага научного знания, обеспечивающего непрерывность научного творчества через организацию преподавания и вместе с тем школы, дающей высшее научное образование через приобщение учащегося к исследованиям, проведения практических и лабораторных занятий, регламентированными министерскими программами. Такая постановка низводит процесс образования к обыкновенному школярству. Полнота знаний должна зиждется на выражении преподавателем своего видения проблемы, отражающей колебания научной мысли, т. е. представить проблемы в ее живом виде, а не в виде законченных догматов. Преподаватель должен передать метод открытия научной мысли, основанного на исследовании, поэтому изложение того или иного вопроса должно проходить через исследование.

На первых курсах при изучении систематических курсов студенту необходимо привить навыки научного метода познания: умение формулировать постановку задачи, работать с литературой, работать самостоятельно и самое главное выработке собственного мнения. Здесь необходимо предоставлять возможность студентам влиять на ход учебного процесса и в какой-то мере самим оценивать результаты своей работы [1, 2]. Необходимо, чтобы студент приобщился к методом научного исследования.

На старших курсах он должен показать эти способности ибо последняя цель научного образования – овладение методом научного исследования. Эта цель может быть достигнута путем вовлечения студента в самостоятельную исследовательскую работу.

В данной статье рассмотрены методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом при изучении дисциплины «Специальные технологии художественной обработки материалов давлением» студентами специальности «Технология художественной обработки материалов давлением».

Чтение лекции проходило в виде проблемной, при которой «перед студентами создается ряд последовательных проблемных ситуаций и их максимально самостоятельное решение через активное взаимодействие всех субъектов учебного процесса друг с другом и материалом» [3 , с. 286]. Организация самой лекции на высшем уровне продуктивности – студент должен самостоятельно формулировать проблему решать ее, тем самым показывая стремление и потребность открыть новые знания, проявляя творческий подход. Возможность организации такой лекции было обусловлено малым количеством студентов в группе (четыре человека), что позволило создать научную группу людей, под руководством преподавателя, проводивших научные изыскания по данному предмету.

Перед студентами ставится задача разработки технологического процесса изготовления изделий, имеющих как прикладное, так и художественное назначение (например, разработать технологию изготовления кольчуги). Данный вопрос может охватывать не только широкий круг технологических моментов, но и выходить за их пределы. Студенты должны рассмотреть технологические аспекты, связанные с массовым или единичным производством, вопросы, связанные с прикладным и художественными вопросами данного вопроса.

На первой лекции преподаватель в общих чертах очерчивает суть проблемы, касаясь самой технологии и придерживаясь учебной программы курса. Предлагается студентам самим составить план лекций.

На первом практическом занятии преподаватель совместно со студентами составляет план лекций, лабораторных и практических занятий. Преподаватель ориентируется на учебную программу, а студенты на те знания, которые они получили при изучении предыдущих курсов. Таким образом, уже в начале всего изучения курса студенты имеют возможность планировать свои действия при изучении всего курса и тем самым заблаговременно подготовиться не только к практическим, лабораторным, но и лекционным занятиям.

В соответствии с принятым планом на лекциях преподаватель излагает свое видение того или иного вопроса, а студенты выступают в роли критиков. Причем лекции имеют порой фрагментарный характер, очерчивающий круг проблем. Преподаватель должен стремиться поставить как можно больше вопросов и показать возможные решения их. В ходе лекции преподаватель должен побудить студента к самостоятельному изучению вопросов, так как значение лекции «не в том, что она заменяет чтение книг, а побуждает к чтению и к самостоятельному исследованию прослушанного» [4 с.318].

Лабораторные занятия проводятся целенаправленно, а не отвлеченно. Встают проблемы овладения методами исследования, связанные с фазовым анализом, измерения физико-механических свойств и т. п.. Причем, лабораторные работы не укладываются в рамки академических часов и те или иные исследования проводятся не только в лабораториях кафедры, но и всего университета.

Лабораторные работы по технологическим вопросам выходят за рамки университета и студентам приходится посещать кузницы города и мастерские, связанные с обработкой металлов давлением, тем самым приобретая практические навыки.

Свое видение вопросов, излагаемых на лекции, и навыков полученных на лабораторных занятиях, студенты излагают на практических занятиях, а преподаватель выступает в роли критика.

Наконец, оценка знаний студента основывается не на его способности к умению приспособиться к требованиям того или иного преподавателя, а к оценки овладения методом научного исследования так как: «Только наблюдение за тем, как учащийся в повседневной работе пользуется методом научной мысли, как он ставит вопрос, как отклоняет предлагаемые решения вопроса, как сам решает его и обосновывает свое решение, как использует его для постановки новых вопросов, — одним словом только близкое знание ученика, для чего случайное однажды сорвавшееся замечание его может играть иногда решающую роль, а не экзамены и не письменные задачи в состоянии установить степень его научной зрелости.» [4. c. 249]

Такая организация учебного процесса требует большого количества времени и стала возможной благодаря тому, что курс рассчитан на два семестра, причем промежуток между семестрами приходился на летнее время, когда студенты проходят технологическую практику.

Таким образом, предложенная методика преподавания курса требует от студента не просто учиться, а заниматься наукой, развивает такие важные способности как самостоятельность, способностей к правильной постановке задачи и самое главное самооценки своего труда и его результатов.

Литература:

1. Дергач В. В. Оценка знаний в условиях кредитно-рейтинговой системы обучения / Педагогические науки М.: Спутник+, № 1(34) 2009 с. 146-150.

2. Дергач В. В. Тестирование как одно из средств обучения / Педагогические науки М.: Спутник+, № 2(30) 2008 с. 156-158.

3. Коловская Л. В. Педагогика и психология педагогических технологий: Учебн. Пособие. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2001. 464 с.

4. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. Ред. И сост. П. В. Алексеев. – М.: «Школа-Пресс», 1995.   448 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle