Библиографическое описание:

Сычева Л. А. К вопросу об истории формирования знаний и умений о сохранении здоровья в педагогике и методике обучения биологии [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 59-61.

Впервые о здоровом образе жизни заговорили в Древней Греции и Древнем Риме. Несмотря на строгую систему физического воспитания, государственные законы об обязательных занятиях физическими упражнениями, многие именитые граждане не исполняли «гимнастическую повинность», а проводили время на бесчисленных празднествах и пирах. Древние мыслители били тревогу. В VI в.до н.э. Феогнид писал: « Сытость чрезмерная больше людей погубила, чем голод». Гиппократ (V-IV в. до н.э.) считал, что «праздность и ничего неделание влекут за собой порочность и нездоровье». Слова Аристотеля «…ничто так сильно не разрушает организм ,как физическое бездействие» могут принадлежать сегодня любому из наших современников.
Проблема формирования здоровья затрагивалась в работах Плутарха (I в. до н.э.), Галена (131-201 гг.до н.э.), Ибн Сины (IX в.н.э.) и др. философы обращали внимание на необходимость чаще заниматься физическими упражнениями, бегом, осуществлять прогулки на свежем воздухе. В средние века положение ухудшилось. Медики тех времён увлеклись поисками «магического камня»- эликсира жизни и предали забвению методы профилактики древнегреческой и древнеримской медицины.
В XVIII-XIX вв. в связи с развитием естествознания вновь появился интерес к вопросам здоровья и здорового образа жизни.
Первые упоминания о важности вопросов здоровья, в том числе и вопросов гигиены, мы находим в трудах основоположника отечественной методики преподавания естествознания В.Ф. Зуева. Учебник «Начертание естественной истории. Изданное для народных училищ Российской империи» (1786 г.), написанный им, содержал сравнительно мало сведений о строении, функциях и гигиене человеческого тела: им было посвящено всего несколько параграфов. Слабое освещение вопросов гигиены в учебнике объяснялось тем, что в училищах, где преподавалась естественная история, изучался курс «О должностях человека и гражданина», написанный И.И.Фельбигером [2], включавший достаточно обширные сведения санитарно-гигиенического характера. Начало первой главы, нацеленное на формирование ценностных ориентаций, начиналось с определения здоровья и «хворости». Далее разбирались причины, которые могут привести к «хворости». Это болезни наследственные и случайные, каждые из которых автор подробно анализировал. В главе второй- «о благопристойности»- строго регламентировались «Правила приятного обхождения». Учащимся разъяснялось, как надо сидеть, ходить, преклонять колено, соблюдать правила личной гигиены. «Лицо и руки должно умывать, ногти обрезывать, а не кусать, голову в чистоте содержать и волосы причёсывать, а простым людям так постригать, чтобы они в глаза не висели; лучше всего волосы заплетать и завязывать»
Оценивая этот период развития гигиенической пропаганды в России, следует отметить, что в XVIII веке она осуществлялась в отрыве от систематического изучения биологии и была связана с социальными и религиозными дисциплинами, которые давали возможность дать более чёткую градацию ценностей, одной из которых являлся здоровый образ жизни.
Новый устав учебных заведений, принятый в 1804 г. Переименовал городские народные училища в гимназии и учредил уездные училища. Естественная история преподавалась в этих учебных заведениях до 1828 года, после чего была отменена до 1852 года.
Реформа школьного образования происходила ряд лет и определилась лишь к 1870 году. Систему учебных заведений составили мужские и женские классические гимназии, реальные коммерческие училища, кадетские корпуса. К этому времени сделала большие успехи и гигиеническая наука. Она оформилась в самостоятельную отрасль медицины, и именно потребности гигиенических знаний способствовали возрождению преподавания анатомии, физиологии и гигиены в русских школах. Однако соединение анатомо-физиологического и гигиенического образования произошло не сразу. Лишь в 70-х годах появились учебники, совмещающие в себе это направление. Одним из них выступает учебник К.Э. Бока «Человеческое тело, его строение, жизнь и холя» [ 1 ]. Первая часть включала в себя основы клеточного строения и обзор основных систем органов. Во второй части рассматривался целостный организм, и только в третьей части – «Учение о здоровье». Следует отметить, что в учебнике система санитарно-гигиенических знаний хотя и давалась в плане обзора систем органов, но ещё не интегрировалась полностью с анатомо-физиологической частью. Здесь нет лабораторного практикума, который появляется в учебниках следующего поколения.
Разработка анатомо-физиологического практикума связано с работами Б.Е. Райкова, который издал пособие «Первые работы по анатомии и физиологии. Руководство для практических занятий в средней школе».
Пособия следующих авторов М.М. Волковой и В.Д. Вольфсона «Курс гигиены для средних учебных заведений» сделало попытку соединить анатомо-физиологический анализ организма человека по системам органов с элементами личной коммунальной гигиены и гигиены спорта.
Итак, санитарно-гигиеническая культура на начальных этапах развития общего образования формировалась независимо от анатомо-физиологических знаний, опиралась на практическую медицину, этические, эстетические, религиозные нормы поведения. Интеграция анатомических, физиологических знаний с гигиеническими сведениями начинается лишь со второй половины XIX в., когда развитие гигиены привело к выделению её в самостоятельную отрасль медицины, освоившую научные методы исследования.
Дальнейшее развитие вопросов формирования и охраны здоровья можно увидеть в первых примерных учебных программах 1920-1921 гг. Почти во всех школах в том или ином объёме была организована работа школьных санитарных комиссий и санитаров. В 1930 году в период перехода к обязательному начальному образованию возрастают требования к школе, как важнейшему средству подъёма санитарной культуры. В 1933 году в образовательные учреждения был введён учебный предмет «Человек». В 1938 году была создана первая методика преподавания анатомии, физиологии, гигиены человека Цузмера. В 1970-е годы сложилась система обучения и воспитания в школе, особенно важное место в этой системе заняла система последовательного преподавания сведений по гигиене в начальных классах («уроки по охране здоровья»). В 80-х гг. в школах учебный предмет «Человек» назывался «Анатомия, физиология, гигиена человека», в 90-х годах- «Человек и его здоровье», где большое значение стало уделяться гигиене здоровья, гистологическим знаниям, физиологии труда.
В период прогрессирующего снижения уровня здоровья школьников, являющееся отражением нестабильности социально-экономических и экологических условий, и крайне низкого уровня заботы о своём здоровье в обществе, возникает новая наука в системе знаний о человеке- валеология. Непосредственно валеологическое освещение проблема формирования знаний о здоровье получила в трудах учёных-валеологов: Н.Д. Андреева, Э.Н. Вайнер, Ю.Л. Варшамов, Л.А. Ивченко, Л.П. Макарова , В.Ю. Осипова , В.П. Петленко , А.А. Семёнов, И.И. Соковня-Семёнова, В.П. Соломин , Л.Г. Татарниковой, З.И.Тюмасёва . Сохранение собственного здоровья требует от учащихся развития валеологического мышления, которое проявляется в сформированности системы убеждений личности, предметным содержанием которой являются валеологические взгляды и обусловленные ими выводы. Важнейшим условием внедрения валеологического материала в систему биологического образования является взаимосвязь между отдельными компонентами валеологии, экологии, биологии, которые взаимодействуют и обуславливают формирование и развитие экологических, валеологических, биологических знаний, умений и навыков учащихся. Однако, введение в школьную практику однопредметной модели валеологического образования ограничено из-за отсутствия квалифицированных кадров и недостаточности учебно-методического обеспечения (есть отдельные авторские программы по валеологии для школ, также как и авторские учебники для школ)
Теме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения уделяли внимание в своих трудах известные методисты и биологи: С.В.Алексеев, Е.П. Бруновт, В.А. Герд, Ю.А. Даринский, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарёва, И.Т. Суравегина, Б.Е. Райков, А.Г.Хрипкова в рамках исследуемых ими проблем касающихся гигиенического, экологического и полового образования и воспитания школьников.
Потребность общества в обеспечении техногенной, социальной, экологической и других видов безопасности привела к созданию педагогического направления- безопасность жизнедеятельности. Научная и общественная деятельность учёных (С.В. Белов, К.Р.Малаян, Л.А. Михайлов, О.Н. Русак, В.П. Соломин, И.А. Щёголев) позволила оценить значимость проблемы, сформулировать теоретические, методические подходы и ввести преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе.
Новым направлением формирования здоровья и здорового образа жизни учащихся, в практику школ вошли «Школы здоровья». Департамент образования города Москвы утвердил список государственных образовательных учреждений «Школ здоровья», работающих с 1 сентября 2005 года: таких школ насчитывается в количестве 77.
Актуальность проблемы формирования знаний о здоровье у учащихся в своём послании Федеральному Собранию отметил Д.А. Медведев: «Дети проводят в школе важную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Уверен, если приоритет здорового образа жизни будет полностью реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом».
В этой связи становится очевидной проблема формирования здоровья учащихся в школе как ценности их жизнедеятельности.
Анализ литературы по вопросу становление проблемы формирования знаний и умений о сохранении здоровья показал, что данная проблема обучения учащихся не только не утратила своей актуальности, но и стала одной из центральных задач, решение которой признано необходимым в обществе.


Литература:

  1. Бок К.Э. Человеческое тело, его строение, жизнь, холя: Руководство для учащихся- 4-е изд.- Спб, 1893.
  2. Фельбигер И.И. О должностях человека и гражданина. Спб., 1883.
Основные термины: формирования знаний, формирования здоровья, здорового образа жизни, проблемы формирования знаний, сохранении здоровья, методике обучения биологии, самостоятельную отрасль медицины, формирования здоровья учащихся, здоровья школьников, Проблема формирования здоровья, истории формирования знаний, проблема формирования, проблема формирования знаний, навыков учащихся, направлением формирования здоровья, здоровья детей, вопросов гигиены, аспект формирования знаний, умений учащихся колледжей, важности вопросов здоровья

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle