Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гусарова, Н. С. Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики) / Н. С. Гусарова, Е. Ю. Яковлева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/855/ (дата обращения: 24.04.2024).

Инновационная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» – это включение участников образовательного процесса в деятельность по созданию, освоению и использованию новшеств в практике обучения и воспитания, распространения и обмена педагогическим опытом, освоение новых форм взаимодействия с социумом. Деятельность предполагает наличие локальных, модульных, системных изменений, создание в образовательном учреждении инновационной среды. Для реализации данной стратегии создана модель управления деятельностью МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» в условиях инновационного развития, охватывающая все направления инновационной деятельности учреждения.

Модель управления деятельностью МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» в условиях инновационного развития разрабатывается и утверждается Советом ДОУ при активном участии всех субъектов образовательного процесса. Технология управления инновационной деятельностью МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» представляет совокупность человеческих, материальных, технологических, информационно-правовых и других взаимосвязанных компонентов и включает три уровня управления: управление муниципальной образовательной системой, внутрисадовое управление, а также уровень регулирования, на котором осуществляется диалог между этими системами. Технология циклически реализует шесть последовательных шагов, ресурсно и организационно поддерживающих инновационную деятельность образовательного учреждения: изучение потребностей ДОУ в инновационной деятельности; проектирование этой деятельности и оснащение её ресурсами; разработка программы развития по реализации инновационной деятельности; мониторинг инновационной деятельности и образовательной политики ДОУ; сбор и анализ информации об эффективности деятельности ДОУ; регулирование инновационной деятельности образовательного учреждения на основе результатов анализа.

В нашем городе создана сетевая многовекторная структура взаимосвязей между администрацией города, отделом образования и субъектами методической службы, обеспечивающая ее вариативность и гибкость. Специфика структуры - возникновение, развитие, трансформация новых – непостоянных – субъектов методического пространства (опорного, базового дошкольного образовательного учреждения, городских и республиканских экспериментальных площадок, стажерских площадок, ресурсного центра на базе образовательного учреждения) для решения конкретных педагогических или управленческих задач и занимающих, таким образом, свою нишу в системе методической работы. МДОУ «ЦРР – Д/с № 50 «Непоседа» является базовым учреждением, осуществляющим организационно-методическую и техническую поддержку проведения муниципальных мероприятий. Как опорное образовательное учреждение по методической работе - МДОУ «ЦРР – д/с № 50 «Непоседа» имеет эффективный опыт работы по одному из направлений методической работы (авторская программа коллектива ДОУ по приобщению дошкольников к истокам русской и чувашской национальной культуры – «Мы – Россияне» и авторская педагогическая технология «Волшебный мир театра»). Наше дошкольное учреждение – это еще и ресурсный центр, имеющий опыт и ресурсы (кадровые, научно-методические, материально-технические) для реализации одного из перспективных направлений развития муниципальной системы образования. Также МДОУ «ЦРР – Д/с № 50 «Непоседа» - это модель распространения эффективного педагогического и управленческого опыта образовательного учреждения как 2-х кратного победителя конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы на грант президента Чувашской Республики.

Мы определили главные принципы взаимодействия в рамках новых структур: паритетность (взаимодействие на основе равенства), приоритетность (взаимодействие по приоритетным направлениям деятельности), коллегиальность (взаимодействие на основе уважения опыта и мнения каждого), проектирование (взаимодействие на основе проектной деятельности), научность (взаимодействие с научными заведениями, учеными), целесообразность (взаимодействие в соответствии с целями).

Условия успешной реализации модели управления инновационной деятельностью МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа»: оснащение технологии управления инновационной деятельностью ДОУ ресурсами; сбор и анализ информации об эффективности инновационной деятельности ДОУ; владение методологией педагогических исследований всеми участниками инновационных проектов; актуализация мотивационных ресурсов; включение педагогов в деятельность по реализации инновационных проектов, позволяющую вывести каждого на индивидуальную траекторию развития, обеспечить развитие субъектного опыта педагога, осуществить индивидуальную и коллективную рефлексию собственной деятельности всеми участниками инновационного процесса; эффективная система информационного обеспечения и коммуникаций, позволяющая управлять инновационной деятельностью ДОУ.

Результативность модели управления инновационной деятельностью МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» определяется следующими показателями: позитивными изменениями во внутренней и внешней среде ДОУ; степенью согласованности и единством действий управления всех участников образовательного процесса; инновационным режимом развития ДОУ; уровнем развития воспитанников, уровнем профессионального развития педагогических кадров; позитивным отношением родительской общественности, педагогических коллективов к результатам инновационной деятельности образовательного учреждения; целостностью системы управления инновационной деятельностью образовательного учреждения. Яркий показатель успешности инновационной деятельности – победы сотрудников и воспитанников в разнообразных конкурсах всероссийского, республиканского и муниципального уровня:

  • Заведующий дошкольного учреждения победитель городского конкурса «Человек года - 2006», присвоено звание «Работник образования года – 2006 города Новочебоксарска», 2006г.

  • МДОУ «ЦРР – д/с № 50 «Непоседа» победитель конкурса Кабинета Министров Чувашской Республики на лучшее озеленение и благоустройство учреждений социальной сферы, 2007г.; победитель республиканского конкурса «За здоровьем в детский сад» в номинации «Лучшая медицинская сестра», 2007г.; победитель республиканских спортивных игр «Малышиада – 2007»; победитель в республиканском конкурсе по дорожному движению «Светофорик» в номинации «Лучшая агитбригада», 2008г; призер Всероссийского конкурса «Детские сады – детям», 2010г.; 2-х кратный Обладатель гранта Президента Чувашской Республики за внедрение инновационных проектов и программ – 2007г. и 2010г.

  • Инструктор по физической культуре (2010г.) и старший воспитатель (2011г.) победители республиканского конкурса лучших педагогических работников дошкольных учреждений на получение денежного поощрения Президента Чувашской Республики. Старший воспитатель - лауреат Всероссийского конкурса на лучшую разработку комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников, 2010г.

  • Воспитанники ДОУ победители Республиканского конкурса детских научных работ для дошкольников и младших школьников «Мой первый эксперимент», 2011г.; победители и призеры Республиканского конкурса стихотворений «Сохраним природу», 2011г.; лауреаты III степени Всероссийского музыкально-художественного фестиваля-конкурса «Созвездие талантов», 2010г; победители и призеры Всероссийских конкурсов детских рисунков «Моя родина», 2010г. и «Кузнечик», 2010г.; лауреаты II степени Международного вокально-хореографического конкурса «Созвездие талантов», 2011г.

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» является городской экспериментальной площадкой по внедрению и апробации одной из вариативных форм работы ДОУ «Группы по интересам: развитие через сотрудничество», разработанной коллективом дошкольного учреждения. Педагогами детского сада разработаны и реализуются проекты: по внедрению эффективных моделей организации предшкольного образования «Лицей для малышей» (1 место) - 2008г. и «Компьютерные игры в детском саду» (1 место) - 2009г, по внедрению в дошкольную среду национальных культурных традиций «Мы – Россияне» (1 место) - 2008г; по установлению партнерства родителей и педагогов «Детский сад – семье, семья – детскому саду» (1 место)- 2009г., по использованию инноваций при создании предметно-развивающей среды «К познанию окружающего мира через органы чувств» (2 место) – 2011г.

Рефлексивный стиль руководства ДОУ предполагает введение таких ценностей, как понимание потребности воспитателей в творчестве, соуправление процессом воспитания, стимулирование педагогической инициативы, овладение методами нелинейного управления сложной системой, требующими глубокого понимания важнейшей ценности рефлексивного управления — педагогической поддержки и стимулирования перехода объектов управления в статус его субъектов. Суть самоорганизационного управления состоит не в развитии традиционных форм демократизации (коллективное принятие решений, участие членов трудового коллектива в управлении и т. п.), а в передаче полномочий принимать и реализовывать решения в рамках своей компетентности. Управлять творчески, значит инициировать самопроизвольное достраивание, используя внутренний потенциал управляемой структуры. В аспекте самоорганизационного управления на первом плане выдвинуты ценностно-смысловой и креативный компоненты содержания управления, где сотрудничество, сотворчество, самоуправление и соуправление рассматриваются как основа развития образовательного учреждения.

Реорганизация системы управления дошкольным учреждением осуществляется по следующим направлениям: организация работы методической, психологической, медицинской служб в соответствии с инновационной деятельностью ДОУ, оптимизация деятельности дошкольного учреждения; создание советов, обеспечивающих реализацию задач совершенствования деятельности детского сада в единстве управленческого, хозяйственного, научно-исследовательского аспектов (совет педагогов, совет ДОУ, научно-методический совет); установление связей с научными, культурными и методическими центрами республики и города; использование различных форм стимулирования деятельности сотрудников: повышение квалификационных категорий участникам эксперимента, трансляция передового педагогического опыта (участие педагогов в республиканских и городских конференциях, открытых мероприятиях для педагогов республики и города; публикация опыта работы в педагогических сборниках); материальное поощрение (разработаны Положения о доплатах и премировании, о расходовании внебюджетных средств); привлечение и рациональное использование всех форм финансирования: внебюджетных, спонсорских.

Одним из условий инновационного управления является совершенствование материально-технической базы. За последние два года приобретено оборудование в физиотерапевтический кабинет, компьютерно-игровой комплекс укомплектован современным оборудованием и множительной техникой; пополнено оборудование физкультурного зала, мини-лаборатории (микроскопы, центры игры с водой и песком), игровое оборудование музыкальных залов и групповых комнат.

В условиях применения новых информационных технологий естественным становится выполнение целого ряда работ по управлению дошкольным образовательным учреждением с использованием компьютера. При этом информация нормативного характера составляет базу для выработки оптимальных тактических, стратегических решений, связанных с регулированием финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов. Решения, принимаемые с учетом таких данных, ведут к улучшению организационной, методической и материальной базы дошкольного учреждения, а в конечном итоге служат повышению качества образования и условий жизни детей в детском саду. Автоматизация электронного документооборота является важным шагом в повышении конкурентоспособности дошкольного учреждения. Внедрение системы электронного документооборота (СЭД) позволяет нам существенно упростить проблемы, связанные с поиском, доступом и хранением документов, и как следствие избежать многих проблем, возникающих в процессе ведения документооборота.

В ДОУ созданы предпосылки для решения проблемы преемственности в работе детского сада и школы: проводятся совместные культурные мероприятия, организуется работа кружков и секций для учащихся на базе ДОУ. Воспитанники ДОУ активно участвуют в праздниках микрорайона и города, организовано сотрудничество с ЦРТДЮ, ДК "Химик", музыкальной школой, спортивной школой, клубом "Росток", библиотекой семейного чтения, ТОС «Интернационалист». В рамках экспериментальной работы осуществляется взаимодействие с экспериментальными педагогическими площадками города и республики.

Реализация полисубъектного подхода позволяет осуществить вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе является важным условием развития ребенка. Детский сад решает следующие задачи сотрудничества с родителями: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Выработанная стратегия, заложенная в Программе развития, укрепляет уверенность в работе по совершенствованию качества образовательного процесса, дает хороший старт воспитанникам в дальнейшую жизнь.


Литература:

1. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: концептуальное, программное и методическое обеспечение: Практическое пособие / Т.П. Колодяжная - Ростов-н/Д.: Учитель, 2002.- Часть 1. - 128с.

2. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер - М.: Сфера, 2008.- 128с.

3. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект / Л.И.Фалюшина - М.: Педагогическое общество России, 2003.-80с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, инновационная деятельность, образовательное учреждение, дошкольное учреждение, Центр развития ребенка, методическая работа, Непоседа, образовательный процесс, инновационное развитие, Чувашская Республика.

Похожие статьи

Управление инновационной деятельностью педагогов...

дошкольное образование, инновация, дошкольное образовательное учреждение, образовательный процесс, детский сад, внедрение инноваций, изменение, воспитательно-образовательный процесс...

Наименования дошкольных образовательных учреждений...

детский сад, инновационная деятельность, образовательное учреждение, дошкольное учреждение, Центр развития ребенка, методическая работа, образовательный процесс, Непоседа, Чувашская Республика...

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

инновационная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, учреждение, управление, педагог, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, инновационный потенциал...

Управление инновациями в ДОУ | Статья в журнале...

инновационная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, учреждение, управление, педагог, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, инновационный потенциал... Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновационная деятельность в ДОО | Статья в сборнике...

инновационная деятельность, методическое сопровождение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, инновационная деятельность педагогов, педагогический коллектив, методическая служба...

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

Организация образовательного процесса в дошкольной... образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация, детский сад, дошкольный возраст, различный вид деятельности, развитие личности ребенка, создание условий.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Педагогические условия организации социального партнерства...

Инновационная деятельность как основа конкурентоспособности...

педагогический коллектив, дошкольное учреждение, образовательный процесс, инновационная деятельность, инновационный процесс, педагог, мотивационная готовность, инновационный режим, жизненный цикл...

К вопросу об управлении дошкольной образовательной...

дошкольное образование, инновация, дошкольное образовательное учреждение, образовательный процесс, детский сад, внедрение инноваций, изменение, воспитательно-образовательный процесс...

Похожие статьи

Управление инновационной деятельностью педагогов...

дошкольное образование, инновация, дошкольное образовательное учреждение, образовательный процесс, детский сад, внедрение инноваций, изменение, воспитательно-образовательный процесс...

Наименования дошкольных образовательных учреждений...

детский сад, инновационная деятельность, образовательное учреждение, дошкольное учреждение, Центр развития ребенка, методическая работа, образовательный процесс, Непоседа, Чувашская Республика...

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

инновационная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, учреждение, управление, педагог, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, инновационный потенциал...

Управление инновациями в ДОУ | Статья в журнале...

инновационная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, учреждение, управление, педагог, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, инновационный потенциал... Инновационные процессы и тенденции в образовательном...

Инновационная деятельность в ДОО | Статья в сборнике...

инновационная деятельность, методическое сопровождение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, инновационная деятельность педагогов, педагогический коллектив, методическая служба...

Управление и инновации в методической деятельности ДОУ

Организация образовательного процесса в дошкольной... образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация, детский сад, дошкольный возраст, различный вид деятельности, развитие личности ребенка, создание условий.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Педагогические условия организации социального партнерства...

Инновационная деятельность как основа конкурентоспособности...

педагогический коллектив, дошкольное учреждение, образовательный процесс, инновационная деятельность, инновационный процесс, педагог, мотивационная готовность, инновационный режим, жизненный цикл...

К вопросу об управлении дошкольной образовательной...

дошкольное образование, инновация, дошкольное образовательное учреждение, образовательный процесс, детский сад, внедрение инноваций, изменение, воспитательно-образовательный процесс...