Библиографическое описание:

Козырева О. А., Худышкина В. В. Легкая атлетика как средство социализации и самореализации девочек-подростков [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 10-12.

Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющих ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, а также легкоатлетического многоборья.
Нельзя подобрать более надежный вид спорта, чем легкая атлетика для социализации и самореализации девочек-подростков и по финансовым возможностям, и по уровню здоровья, и по особенностям выбора модели социализации, и по востребованности различных составляющих легкой атлетики в развитии чувств, качеств, востребованных в жизни.
Самореализация личности в контексте идей современной гуманно-личностной педагогики – наиважнейшая категория, фасилитирующая становление и взаимодействие личности в микро-, мезо-, макро- и мегапространстве, ситуативно создающем условия для формирования моделей преобразования внешней среды и внутреннего мира личности согласно положениям-принципам гуманно-личностной педагогики, выделенным из разнообразных источников:
  • человек целостен и должен изучаться в его целостности, а все средства воздействия и взаимодействия должны учитывать природу данного факта и потребности современной социальной среды в ее развитии и становлении;
  • человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы и востребованы в социальной среде в трех основных направлениях: человек-гражданин, человек-труженик, человек-семьянин;
  • человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря ценностям и смыслам, которыми он руководствуется в своем выборе, определяя свою антропологическую сущность, являющую в деятельности, культуре, общении, науке, искусстве и пр. феноменологию становления, развития и формирования личности;
  • человек есть активное, интенциональное, творческое существо, создающее условия для фасилитации и развития всех структур внутреннего (внутриличностного) и полисубъектного генеза;
  • слово является частью природы человека, а также его оружием и средством (рассматриваются такие процессы, как самоопределение, самосовершенствование, самореализация и взаимодействие).
Остановимся подробнее на моделях социализации и возможностях социализации и самореализации у субъектов общества.
Под моделью социализации мы будем понимать идеальную структуру, фасилитуирующую изучение процессов адекватного восприятия и отражения социальных ролей, ретрансляции, трансформации, реконструкции социального опыта с последующей адаптацией и саморазвитием субъектов социокультурных отношений в микро-, мезо-, макро- и мегапространстве.
Модели социализации субъектов социокультурного пространства находят отражение в 4-х направления (плоскостях) социального и социально-педагогичес­ко­го взаимодействия: спорт, наука, искусство, религия.
Будучи одновременно включенным в совокупность микро-, мезо-, макро- и мегасред, субъект культурно-исторического пространства вариативно изменяет внутренний и внешний мир, модели и средства социализации, самоопределения, самоутверждения, самосовершенствования и самореализации. Самореализация личности в мультисредах определяется возможностями и потребностями личности и среды, создающей и трансформирующей личность в полном смысле данного полидефинитного феномена на протяжении ее включения в мультисреду и систему субъект-объектных преобразований и личностно-акмеологического становления в соответствии с изменениями требований, норм и условий полисубъектного пространства и научно-технического прогресса.
Под мультисредой мы будем понимать результат совокупности включений субъекта общества в микро-, мезо-, макро- и мегасреды или группы, накладывающий социально и личностно допустимые ограничения в правилах и системе предпочтений, фасилитирующих оптимальную социализацию субъекта в обществе в целом и его процессы самоопределения, самосовершенствования и самореализации в соответствии с основными противоречиями культурно-исторического пространства и личностного самоопределения, самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.
В соответствии с выделенными моделями социализации параллельно происходит формирование моделей самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, самосовершенствования и самореализации.
Спорт как механизм социализации. Одним из механизмов социализации и ее направлений является спорт. Дихотомичность доказательства здоровьесберегающего аспекта занятий спортом объективна, т.к. при неграмотном или деформирующем взаимодействии ухудшается и физическое, и психическое состояние здоровья спортсменов, а при учете всех факторов и резервов субъекта социального взаимодействия – создаются условия для построения и реализации акметраектории социально-профессионального развития. Кроме того, социализация через спорт гармонизирует взаимоотношения субъектов в структуре модели «внутреннее-внешнее», тем самым подчеркивая и подтверждая справедливость древней модели взаимодействия, в коей человек рассматривается состоящим из трех составляющих: тела, души и разума, поэтому согласно древним учениям он должен уделять внимание трем составляющих своего "я". Наиболее ярко это показано в учении буддизма, где священное писание Типитаки (в переводе означающее три корзины) отмечает, что человек в процессе жизни накапливает свои три корзины – корзины души, тела и разума. Нельзя выбрасывать или игнорировать какую-либо из корзин, нарушая божественную природу уникальности и своеобразия каждого человека.
Наука как механизм социализации. Интеллект субъекта, его способности, склонности, предпочтения, мотивы, цели, потребности, мотивация деятельности, особенности личностного становления и развития в структуре ограничений пространства, времени, общества определяют возможности и ограничения в моделировании акметраектории развития и процессов самоопределения, самосовершенствования, самореализации, самоутверждения.
Плоды интеллектуальной деятельности многогранны, а формирование и развитие интеллекта является пролонгацией трудовой деятельности каждого ее субъекта. Если в случае спортивной самореализации субъект ограничен биологическим барьером, то в интеллектуальной самореализации такого барьера практически не существует. Пик спортивных достижений приходится на средний возраст в 25-27 лет, а интеллектуальных – на 37-39 лет. В ряде зарубежных исследований описан феномен продления жизни человека за счет интеллектуальной деятельности.
Данный факт подтвержден и опытами в зоопсихологии. В ходе опыта было установлено, что количество и качество сформированных структур в коре головного мозга крысы увеличивало продолжительность ее жизни. При прочих равных условиях дрессированные крысы жили дольше недрессированных. Формирование структур головного мозга крысы осуществлялось за счет повышения двигательной активности и удовлетворения ее на гормональном уровне (гормон радости) за счет поощрения кусочками лакомой пищи, которую в быту крысы редко получали, но очень любили. Поэтому позитив не просто необходим животному организму, он формирует то биологическое, что сохраняет его как вид.
Реализуя идеи гуманно-личностных отношений, не стоит забывать, что на 70-90 % человек – существо биологическое (наблюдения западных ученых), а на все остатки – социальное, разумное, духовное.
Как прекрасно владение словом, интеллектом, где трансформация решений в продукте деятельности, уникальность которого навеки вписывает имя своего создателя (исследователя, ученого, конструктора, инженера, писателя, художника и пр.) в летопись времени?!… Польза изобретения (практическая значимость) всегда через века несет от потомков слова благодарности всех грамотных, просвещенных, образованных людей. Мы восхищаемся поступками ученых, где нравственность, профессионализм, патриотизм подчеркивают силу и красоту, величие и состоятельность человека в различных сферах взаимоотношений. Таким примером для подражания может быть поступок Александра Степановича Попова – изобретателя радио, за его изобретение предлагали очень большие суммы денег зарубежные магнаты и дельцы, но он говорил немногословную фразу «Я – русский человек… И моё изобретение принадлежит России…». Как изменилась реальность в XX-XXI веках?!… Одним их самым тяжких грехов на Руси (как и в любой другой древней культуре) считалось предательство, а уж продажа Родины было самым последним.
В спорте достижения и имена помнят небольшая группа людей, которые прямо или косвенно связаны с данным процессом, а через достаточно небольшой промежуток времени их рекорды побиваются новыми и новыми, практическая значимость коих лежит в плоскости самореализации человека, констатации его уникальности и феноменальной состоятельности в данном виде деятельности, но жизнь есть мгновение и для спортсмена одно из средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации и, в конечном счете, социализации – принятии данного субъекта обществом в его уникальности и неповторимости, востребованности и конкурентоспособности.
Искусство как механизм социализации. Искусство как механизм социализации субъектов общества известен издревле. Пещеры, в которых найдены древние рисунки свидетельствуют о его зарождении, раскопки древних поселений свидетельствуют о его уникальной целесообразности и практической значимости для жизни человека и его времени.
Мы будем рассматривать искусство как высшую степень и ступень сформированности профессионализма у субъекта деятельности и общения.
Хотелось бы, чтобы XXI век и последующие были под лозунгом модели «Деятельность как искусство», чтобы каждая составляющая социального взаимодействия привносила в него свою уникальную акси-, акме-, антропологоцелесообразную систему преобразований внутреннего мира человека и его внешнего пространства в микро-, мезо-, макро-, мега- и космомасштабах. Один вид искусства дополняет другой, способствуя гармонизации всех сфер личности, а творчество в системе таких единиц, как креативность, рационализм и завершенность идеи в продукте – показатели достижения необходимого уровня в данном виде социализации и самореализации.
Религия как механизм социализации. Современная религия отражает необходимость и способность решения проблемы смысла жизни в полиструктурном аспекте его рассмотрения. Современное общество тяготеет к идее свободного вероисповедания (закон РСФСР «О свободе вероисповедания», закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», 1997). В трудные моменты жизни человек зачастую не может справиться с определенными проблемами мировосприятия и мироотражения, смысл жизни остается далеко за пределами реальности, и религия создает псевдомодель, фасилитуирующую личностный поиск и значимость личности и ее жизни для общества и самого человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию. До конца XIX века религия оставалась единственным средством, удерживающим личность от фатальных трансформаций (суицид, убийство и пр.). С появлением психодиагностики, психотерапии, психокоррекции таковые возможности расширены, но уникальность религии в прямой и косвенной социализации остается неоспоримой.
В структуре занятий легкой атлетикой с девочками-подростками необходимо предусмотреть варианты и модели социализации не только через спорт, но и через науку и искусство.


Литература:

1. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
2. Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы студентов / О. А. Ко­зы­рева // Известия Южного Федерального университета. – 2007. – №2. – С.184-192.
3. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
4. Козырева, О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 374 с. – ISBN 978–5–85117–411–7.
5. Козырева, О. А. Профессионально-педагогическая культура как ценность и результат самосовершенствования и педагогического взаимодействия / О. А. Козырева // Педагогическое образование и наука. – 2009. –№9. – С.79-83.

5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle