Библиографическое описание:

Маттиев И. Б. Культура здорового образа жизни: взгляды прошлых цивилизаций (на примере Узбекистана) [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 49-51.

Вопросы здорового образа жизни (ЗОЖ) и культуры здоровья (КЗ) в узбекской национальной традиции с самых древних времен были составной частью подготовки молодых к жизни. Всестороннее формирование личности, в его национально-духовном и религиозном понимании, которое отражает термин «комил инсон», т.е. «совершенных человек», широко дискутировался в трактатах средних веков. В русле подготовки молодежи к самостоятельной жизни всегда подразумели его пожготовку к семейной жизни, так как семья являлась священной организацией близких человеческих взаимоотношений. В число подготовки молодежи к семейной жизни включали и основы ЗОЖ и КЗ.

Национальная традиция опиралась на практику онгепоклонства, на ислам, на национальные обычаи и менталитет. Все это вкупе образовало собой целый свод определенных правил и требований, относящихся к сохранению жизни и здоровья человека. Данный свод правил и требований развивался эволюционно и трансформировался с учетом условий жизни, национальных традиций и повседневной жизни. Каждая историческая эпоха вносила в него свои коррективы. Таким образом, уходя своими корнями в глубь веков ЗОЖ и КЗ, дошла до наших дней в качестве взглядов ученых прошлого на гигиену и здоровье человека.

Сегодняшняя система образования стремиться через возрождение взглядов ученых прошлого восполнить и дополнить пустоты, наметившиеся в воспитании современного подрастающего поколения, с тем, чтобы в их сознании было сформировано цельное, исторически обоснованное, эволюционно развитое представление, как и каким образом наши предки занимались вопросами гигиены, физического развития и здорового образа жизни.

Поэтому, с педагогической точки зрения, возрождение взглядов ученых прошлого о ЗОЖ и КЗ является проблемой актуальной и злободневной.

Взгляды ученых прошлого на ЗОЖ и КЗ условно можно разделить по нескольким направлениям:

а) по истории возникновения отношений к ЗОЖ:

- древняя священная книга зароастрийцев «Авеста»;

- ислам и его отношение в рассматриваемой проблематике;

- суфизм и вопросы полноценного воспитания, формирование «всесторонне

Развитой совершенной личности» («комил инсон»)

- защита здоровья человека от болезней, развитие народной медицины,

медицинский аспект проблематики;

- движение просветительства и его отношение к здоровому образу жизни,

жадиды;

- вопросы ЗОЖ и КЗ в советский период;

- вопросы ЗОЖ и КЗ в период независимости.

б) по параметру рассматриваемых проблем внутри ЗОЖ:

- гигиена человека;

- здоровье и его критерии;

- отношение в собственному здоровью;

- самозащита от вредных привычек;

- лечение болезней и распространение знаний о болезнях, медицинское

просвещение населения;

- физические нагрузки и ее влияние на здоровье;

- ценность «чистоты» замыслов и деяний, понятие «чистоты» в духе, образе

мыслей и физическом теле;

- чистота окружающей среды обитания;

- отношение к семье и семейным обязанностям, священное отношение к

семейным узам и отношениям;

- репродуктивное здоровье и подготовка молодых к семейной жизни;

- воспитание трудом, возвеличивание турда, как опоры жизни;

- лечение народными средствами и травами и др.

«Авеста» является священной книгой огнепоклонников. Ахура Мазда – божество благих деяний. Все благие дела в мире совершаются для утверждения почтения человека и для показа его веры Ахура Мазде. У Ахура Мазды есть шесть помощников. Их называют «Амеша Спэнта». Среди этих помощников есть тот, кто главным образом отвечает за здоровье человека. Его называют – «Харватат». «Харватат» по «Авесте» приходить после других истинных ценностей, как благие намерения и чаяния, приверженность правде, уважение власти, и священное подчинение. Прямая обязанность человека служение истинным ценностям и целям, среди которых осбо выделяется здоровье. Поэтому, сохранение здоровья, его обережение считается истинной, священной ценностью для человека. Здоровье это истинный дар, к которому нужно относиться соответственно1.

Следовательно, в древности в обязательном порядке, в систему нравственных и этико-эстетических норм и парвил поведения, включали и формирование здоровьесберегающего сознания, чтобы в человеке было выработано не спонтанное, а осмысленное отношение к собственному телу и здоровью. Человек был обязан уважительно относиться к вопросам здороья и физического воспитания, к гигиене. Его доброе отношение к здоровью расценивалось как выполнение священного долга перед богом.

В зароостризме сперма мужчины, материнское молоко считалось священными жидкостями, поэтому требовалось почтительное отношение к ним. Нельзя было выбрасывать их куда попало. В этом отношении работало строгое табу. Эмбрион уже считался человеком. Также считалось священным земля, вода, огонь, и воздух. Осквернять их было равноценно отречению.2 Если исходить от того постулата, что многие инфекционные болезни переходять воздушно-капельным путем, есть возможность деформации и эрозии почвы, из-за необдуманных действий человека, питьевая вода является продуктом, в котором человек нуждается ежедневно, то можно понять почтительное отношение древних к этим четырем основам мирозданья. Земля настолько была священно, что не разрешелось осквернять ее трупами, их нельзя было также бросать в воду. Человек должен был ежедневно пять раз умываться, чиститься, и молиться, только после омовения. Это правило далее было очень успешно и широко внедрено исламской религией в практику молитвы, когда мусульманин перед каждой молитвой обязан пройти церемонию омовения. 3

Кроме этого, на основе этих простых правил было разработана философия, которая основывалась на мысли, что человек - такое существо, которое больше чем о теле, должен беспокоиться о своей душе. В огнепоклонстве особо чтили человека, который сеет зерно, и создает таким образом пропитание для других. Поэтому древние должны были держать в дому в обязательном порядке что-то, приготовленное из муки. Этот обычай до сих пор живет в народе, считается что в доме обязательно должен быть хлеб (нон), или на крайний случай мука, чтобы из него выпечь хлеб. Считалось, что хлеб помогает семьям освободиться от злых демонов.4

В “Авесте” запрещается брак между близкими родственниками, особо обращалось внимание на беременную женщину и ее кормление. Но в то же время, очернялось чрезмерное увлечение едой. Считалось, что человек, который не может обуздать свои жедания и соблюсти меру в еде, не способен победить в бою.5

Самой большой ценностью для человека считалась его жизнь. Среди источников для жизни человека указывались такие как, “быть внутри природы, радость от природы”.6 Особо рассматрився вопрос о здоровом поколении. Поэтому проопгандировались следующие ценности:

1. Уважительное и сберегающие отношение к собственному здоровью. Только здоровый человек способен оставить после себя здоровое поколение. Неуважительное отношение к здоровью расценивалось как стремление устранить от себя ответственность за последующее поколение.

2. Священное отношение к материнству, к матери, и к материнсокму молоку. Считалось, что создатель одаривает женщину священным обязательством, быть матерью и рождением детей. Поэтому, необходимо воспитывать по отношению к матери почтительность и уважение.

3. Семья создавалась для рождения детей. Бездетная семья рассматривалась как лишенная своей священности, а лишить детей семью мог только бог. Поэтому рождение было священным, и человек был обязан воспитать свое дитя в любви, так как дитя от бога, особо отмечалось в воспитании здоровье.

Таким образом, изучение только одного из древних книг по формированию личности дает очень много полезной информации ф формировании современного поколения на основе ЗОЖ и КЗ. Полезность и злободневность таких усследований с целью обогащения существующей традиции формирования ЗОЖ и КЗ неоспарима.

1 Қаюмов А,, Исҳоқов М., Отахўжаев А., Содиқов Қ. Қадимги ёзма ёдгорликлар. –Т.: Ёзувчи, 2000. –Б. 10

2 Йўлдошев Ж., Ҳасанов С. “Авесто”да ахлоқий-таълимий қарашлар. –Т.: Ўқитувчи, 1992, -Б. 24

3 Сулаймонова Ф. Шарқ ва Ғарб. –Т.: Ўзбекистон, 1997, -Б. 28.

4 Ҳасанов С. Хоразм маърифати – олам кўзгуси. –Т.: Ўқитувчи, 1996. –Б. 46

5 Умарзода Муҳсин. Овесто сирлари. // Жаҳон адабиёти, 1997, 4-сон, -Б. 199-200.

6 Қаюмов А,, Исҳоқов М., Отахўжаев А., Содиқов Қ. Қадимги ёзма ёдгорликлар. –Т.: Ёзувчи, 2000. -Б. 32.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle