Культура здорового образа жизни: взгляды прошлых цивилизаций (на примере Узбекистана) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маттиев, И. Б. Культура здорового образа жизни: взгляды прошлых цивилизаций (на примере Узбекистана) / И. Б. Маттиев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/686/ (дата обращения: 19.04.2024).

Вопросы здорового образа жизни (ЗОЖ) и культуры здоровья (КЗ) в узбекской национальной традиции с самых древних времен были составной частью подготовки молодых к жизни. Всестороннее формирование личности, в его национально-духовном и религиозном понимании, которое отражает термин «комил инсон», т.е. «совершенных человек», широко дискутировался в трактатах средних веков. В русле подготовки молодежи к самостоятельной жизни всегда подразумели его пожготовку к семейной жизни, так как семья являлась священной организацией близких человеческих взаимоотношений. В число подготовки молодежи к семейной жизни включали и основы ЗОЖ и КЗ.

Национальная традиция опиралась на практику онгепоклонства, на ислам, на национальные обычаи и менталитет. Все это вкупе образовало собой целый свод определенных правил и требований, относящихся к сохранению жизни и здоровья человека. Данный свод правил и требований развивался эволюционно и трансформировался с учетом условий жизни, национальных традиций и повседневной жизни. Каждая историческая эпоха вносила в него свои коррективы. Таким образом, уходя своими корнями в глубь веков ЗОЖ и КЗ, дошла до наших дней в качестве взглядов ученых прошлого на гигиену и здоровье человека.

Сегодняшняя система образования стремиться через возрождение взглядов ученых прошлого восполнить и дополнить пустоты, наметившиеся в воспитании современного подрастающего поколения, с тем, чтобы в их сознании было сформировано цельное, исторически обоснованное, эволюционно развитое представление, как и каким образом наши предки занимались вопросами гигиены, физического развития и здорового образа жизни.

Поэтому, с педагогической точки зрения, возрождение взглядов ученых прошлого о ЗОЖ и КЗ является проблемой актуальной и злободневной.

Взгляды ученых прошлого на ЗОЖ и КЗ условно можно разделить по нескольким направлениям:

а) по истории возникновения отношений к ЗОЖ:

- древняя священная книга зароастрийцев «Авеста»;

- ислам и его отношение в рассматриваемой проблематике;

- суфизм и вопросы полноценного воспитания, формирование «всесторонне

Развитой совершенной личности» («комил инсон»)

- защита здоровья человека от болезней, развитие народной медицины,

медицинский аспект проблематики;

- движение просветительства и его отношение к здоровому образу жизни,

жадиды;

- вопросы ЗОЖ и КЗ в советский период;

- вопросы ЗОЖ и КЗ в период независимости.

б) по параметру рассматриваемых проблем внутри ЗОЖ:

- гигиена человека;

- здоровье и его критерии;

- отношение в собственному здоровью;

- самозащита от вредных привычек;

- лечение болезней и распространение знаний о болезнях, медицинское

просвещение населения;

- физические нагрузки и ее влияние на здоровье;

- ценность «чистоты» замыслов и деяний, понятие «чистоты» в духе, образе

мыслей и физическом теле;

- чистота окружающей среды обитания;

- отношение к семье и семейным обязанностям, священное отношение к

семейным узам и отношениям;

- репродуктивное здоровье и подготовка молодых к семейной жизни;

- воспитание трудом, возвеличивание турда, как опоры жизни;

- лечение народными средствами и травами и др.

«Авеста» является священной книгой огнепоклонников. Ахура Мазда – божество благих деяний. Все благие дела в мире совершаются для утверждения почтения человека и для показа его веры Ахура Мазде. У Ахура Мазды есть шесть помощников. Их называют «Амеша Спэнта». Среди этих помощников есть тот, кто главным образом отвечает за здоровье человека. Его называют – «Харватат». «Харватат» по «Авесте» приходить после других истинных ценностей, как благие намерения и чаяния, приверженность правде, уважение власти, и священное подчинение. Прямая обязанность человека служение истинным ценностям и целям, среди которых осбо выделяется здоровье. Поэтому, сохранение здоровья, его обережение считается истинной, священной ценностью для человека. Здоровье это истинный дар, к которому нужно относиться соответственно1.

Следовательно, в древности в обязательном порядке, в систему нравственных и этико-эстетических норм и парвил поведения, включали и формирование здоровьесберегающего сознания, чтобы в человеке было выработано не спонтанное, а осмысленное отношение к собственному телу и здоровью. Человек был обязан уважительно относиться к вопросам здороья и физического воспитания, к гигиене. Его доброе отношение к здоровью расценивалось как выполнение священного долга перед богом.

В зароостризме сперма мужчины, материнское молоко считалось священными жидкостями, поэтому требовалось почтительное отношение к ним. Нельзя было выбрасывать их куда попало. В этом отношении работало строгое табу. Эмбрион уже считался человеком. Также считалось священным земля, вода, огонь, и воздух. Осквернять их было равноценно отречению.2 Если исходить от того постулата, что многие инфекционные болезни переходять воздушно-капельным путем, есть возможность деформации и эрозии почвы, из-за необдуманных действий человека, питьевая вода является продуктом, в котором человек нуждается ежедневно, то можно понять почтительное отношение древних к этим четырем основам мирозданья. Земля настолько была священно, что не разрешелось осквернять ее трупами, их нельзя было также бросать в воду. Человек должен был ежедневно пять раз умываться, чиститься, и молиться, только после омовения. Это правило далее было очень успешно и широко внедрено исламской религией в практику молитвы, когда мусульманин перед каждой молитвой обязан пройти церемонию омовения. 3

Кроме этого, на основе этих простых правил было разработана философия, которая основывалась на мысли, что человек - такое существо, которое больше чем о теле, должен беспокоиться о своей душе. В огнепоклонстве особо чтили человека, который сеет зерно, и создает таким образом пропитание для других. Поэтому древние должны были держать в дому в обязательном порядке что-то, приготовленное из муки. Этот обычай до сих пор живет в народе, считается что в доме обязательно должен быть хлеб (нон), или на крайний случай мука, чтобы из него выпечь хлеб. Считалось, что хлеб помогает семьям освободиться от злых демонов.4

В “Авесте” запрещается брак между близкими родственниками, особо обращалось внимание на беременную женщину и ее кормление. Но в то же время, очернялось чрезмерное увлечение едой. Считалось, что человек, который не может обуздать свои жедания и соблюсти меру в еде, не способен победить в бою.5

Самой большой ценностью для человека считалась его жизнь. Среди источников для жизни человека указывались такие как, “быть внутри природы, радость от природы”.6 Особо рассматрився вопрос о здоровом поколении. Поэтому проопгандировались следующие ценности:

1. Уважительное и сберегающие отношение к собственному здоровью. Только здоровый человек способен оставить после себя здоровое поколение. Неуважительное отношение к здоровью расценивалось как стремление устранить от себя ответственность за последующее поколение.

2. Священное отношение к материнству, к матери, и к материнсокму молоку. Считалось, что создатель одаривает женщину священным обязательством, быть матерью и рождением детей. Поэтому, необходимо воспитывать по отношению к матери почтительность и уважение.

3. Семья создавалась для рождения детей. Бездетная семья рассматривалась как лишенная своей священности, а лишить детей семью мог только бог. Поэтому рождение было священным, и человек был обязан воспитать свое дитя в любви, так как дитя от бога, особо отмечалось в воспитании здоровье.

Таким образом, изучение только одного из древних книг по формированию личности дает очень много полезной информации ф формировании современного поколения на основе ЗОЖ и КЗ. Полезность и злободневность таких усследований с целью обогащения существующей традиции формирования ЗОЖ и КЗ неоспарима.

1 Қаюмов А,, Исҳоқов М., Отахўжаев А., Содиқов Қ. Қадимги ёзма ёдгорликлар. –Т.: Ёзувчи, 2000. –Б. 10

2 Йўлдошев Ж., Ҳасанов С. “Авесто”да ахлоқий-таълимий қарашлар. –Т.: Ўқитувчи, 1992, -Б. 24

3 Сулаймонова Ф. Шарқ ва Ғарб. –Т.: Ўзбекистон, 1997, -Б. 28.

4 Ҳасанов С. Хоразм маърифати – олам кўзгуси. –Т.: Ўқитувчи, 1996. –Б. 46

5 Умарзода Муҳсин. Овесто сирлари. // Жаҳон адабиёти, 1997, 4-сон, -Б. 199-200.

6 Қаюмов А,, Исҳоқов М., Отахўжаев А., Содиқов Қ. Қадимги ёзма ёдгорликлар. –Т.: Ёзувчи, 2000. -Б. 32.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, здоровье человека, отношение, семейная жизнь, возрождение взглядов, здоровое поколение, обязательный порядок, подготовка молодых, рождение детей, священное отношение, семья, собственное здоровье, ценность.

Похожие статьи

Проблемы формирования культуры здорового образа жизни...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, семья, формирование, порядок управления, семейная жизнь, особое

Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья...

Роль ценностей здорового образа жизни в современном...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

В связи с актуальностью проблемы формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни подрастающего поколения нами было проведено...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью. Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей... Понятие «ценности» стало вводиться в философские рассуждения с середины прошлого века.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков...

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью.

Становление ценностей здорового образа жизни у детей... Понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ) является концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья.

Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому...

здоровый образ жизни, здоровье, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей... Понятие «ценности» стало вводиться в философские рассуждения с середины прошлого века.

Особенности формирование здорового образа жизни среди...

Здоровье населения, его сохранение и укрепление, рост продолжительности жизни и сокращение смертности всегда были и остаются в центре внимания социальной политики государства.

Похожие статьи

Проблемы формирования культуры здорового образа жизни...

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, семья, формирование, порядок управления, семейная жизнь, особое

Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья...

Роль ценностей здорового образа жизни в современном...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни...

здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник.

В связи с актуальностью проблемы формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни подрастающего поколения нами было проведено...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью. Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей... Понятие «ценности» стало вводиться в философские рассуждения с середины прошлого века.

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков...

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков. Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, отношение к здоровью.

Становление ценностей здорового образа жизни у детей... Понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ) является концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья.

Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому...

здоровый образ жизни, здоровье, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей... Понятие «ценности» стало вводиться в философские рассуждения с середины прошлого века.

Особенности формирование здорового образа жизни среди...

Здоровье населения, его сохранение и укрепление, рост продолжительности жизни и сокращение смертности всегда были и остаются в центре внимания социальной политики государства.