Библиографическое описание:

Морозов А. В., Цветкова И. А. Актуальные проблемы организации физкультурно-спортивной работы с подростками по месту жительства [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 15-17.


Для России особенно актуально повышенное государственное внимание к вопросам развития массового спорта, формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом у широких масс граждан, особенно у детей и подростков.

В настоящее время основные функции развития массового спорта переданы муниципальным образованиям. В соответствии с интересами государства и требованиями общества перед муниципальными образованиями ставится задача совершенствования структуры управления и организации мероприятий, направленных на вовлечение наибольшего количества детей и подростков в активный досуг и систематические занятия физической культурой [2; 3].

Для решения задачи, связанной с созданием новых привлекательных форм организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства с подростками во внутригородском муниципальном образовании, необходимо совершенствование системы обеспечения информацией населения, поиск и внедрение инновационных научно-методических разработок, технологий, благодаря которым реально увеличится количество подростков, как регулярных участников спортивных мероприятий и физкультурных занятий.

В современном мире все больше осознают важность социальной роли физической культуры и спорта, как фактора совершенствования человека и общества. Как известно, вовлеченность большинства населения в массовое физкультурно-спортивное движение, а также успешные выступления спортсменов на международных аренах являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы нации, военной и политической мощи страны. В некоторых зарубежных странах физическая культура и спорт стали, предметом национальной гордости, моральной сплоченности и национальной идеей способствующей развитию сильного государства и здорового общества.

Социально-экономический кризис 90-х годов прошлого столетия отрицательно отразился на социальной сфере Российского государства и в частности на физической культуре и спорте. Заметно снизился интерес среди населения к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Количество граждан, в том числе подростков, занимающихся массовой физической культурой и спортом, сократилось. Проведенные социологические исследования показывают, что в настоящее время в Российской Федерации физическими упражнениями постоянно занимаются только около 11 % населения, что значительно ниже, чем в развитых странах, где этот показатель порой достигает 40 % [1].

Сокращение бюджетного финансирования физической культуры и спорта привело к тому, что занятия многими видами спорта стали платными, из-за чего резко снизилась их доступность для широких слоев населения. Это особенно сказалось на подростах, приведя к заметному увеличению уровня наркомании, алкоголизма, преступности в подростковой среде.

Сегодня, несмотря на созданный нормативно-правовой механизм регулирования системы физической культуры и спорта в Российской Федерации, остался ряд проблем, влияющих на организацию физкультурно-спортивной работы по месту жительства с подростками в муниципальных образованиях.

Разумеется, улучшение условий жизни населения ведет к повышению возможности реализовать свои интересы в сфере физической культуры и спорта. Однако необходимо также отметить огромное количество видов деятельности и услуг, отвлекающих подростков от занятий физической культурой и спортом.

Для решения задачи, связанной с созданием новой модели организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства на территории внутригородского муниципального образования необходимо совершенствование системы обеспечения информацией жителей, поиск и внедрение инновационных научно-методических разработок, программ, благодаря которым реально увеличится количество подростков, как регулярных участников спортивных мероприятий.

Одним из наиболее важных вопросов становится формирование эффективной методики организации физкультурно-спортивной работы с подростками во внутригородском муниципальном образовании, что обусловливает несомненную актуальность изучаемой проблемы.

Предварительное исследование, проведённое нами, было направлено на выявление факторов, влияющих на развитие массового спорта в Москве, и включало в себя проведение экспертного опроса специалистов, организовывающих спортивно-массовую работу в городе. В первую очередь, по мнению специалистов, необходимо «позитивное» воздействие на массовое сознание: пропаганда престижности здорового образа жизни, формирование потребности к физическому совершенствованию, реклама физкультурно-оздоровительных занятий и своевременное информирование о спортивных мероприятиях. Кроме того, специалисты акцентируют внимание на необходимость обеспечения должного качества объектов спорта, в том числе дворовых спортивных площадок, проведение физкультурно-оздоровительных занятий с учетом интересов занимающихся и улучшение организации спортивных мероприятий. Условия для занятий физической культурой и спортом по месту жительства как средние оценивают – 111 специалистов практиков (46,4%), хорошие – 67 человек (28%), плохие – 31 человек (13%), очень хорошие – 11 человек (4,6%), очень плохие – 11 человек (4,6%). По мнению специалистов, среди целевых установок москвичей жителей к занятиям физической культурой и спором основной является укрепление здоровья, на втором месте - желание улучшить настроение и самочувствие. Актуальны и такие цели как коррекция фигуры, получение удовольствия от общения с единомышленниками, хорошая физическая форма и развитие физических качеств.

Контент-анализ периодической печати – газет, распространяемых бесплатно на территории Северного административного округа города Москвы, выявил, что в спортивных публикациях или сообщениях, используемая подача материала не способствует высокому качеству информирования о физкультурных услугах и спортивных мероприятиях. В подавляющем большинстве случаев (59,1%) воспроизводится информация о прошедших спортивных событиях. Такие функции средств массовой информации, как образование, создание общественного мнения и воспитания не находят свое отражение в конкретных жанровых формах на страницах местных газет, что в свою очередь не оказывает должного влияния на формирование у старших подростков здорового образа жизни, потребности в занятиях спортом и следовательно, не способствует развитию спортивно-массового движения в жилых районах столицы.

В ходе исследования нами разработана модель организации физкультурно-спортивной работы со старшими подростками во внутригородском муниципальном образовании в городе Москве, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов:

- организационное звено (муниципалитет, отдел по досуговой и спортивной работе) является главным компонентом, так как целеполагает, проектирует (выяснение основных задач и мероприятий по их реализации, разбивка по временным показателям), осуществляет руководство организацией физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками во внутригородском муниципальном образовании и контроль исполнения. Оценивает возможности ресурсной базы внутригородского муниципального образования и формирует ее в пределах своей компетенции, обеспечивает взаимодействие субъектов физической культуры и спорта во внутригородском муниципальном образовании в городе Москве;

- организационно-управленческая деятельность – организационная деятельность по управлению физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками. Является ведущим компонентом в реализации целе-проектировочной деятельности в соответствии с целью и намеченными задачами. Содержание – направления физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками в рамках реализации целе-проектировочной деятельности;

- ресурсная база – включает нормативное правовое, кадровое, финансовое, программно-методическое, материально-техническое обеспечение организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками во внутригородском муниципальном образовании в городе Москве;

- уровень реализации – результат организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками во внутригородском муниципальном образовании города Москвы, в виде показателей физкультурно-спортивной работы;

- субъекты управления – старшие подростки, проживающие на территории внутригородского муниципального образования в городе Москве;

- мониторинг – обеспечивает сбор, обработку и хранение информации о состоянии ресурсной базы, показателях физкультурно-спортивной работы по месту жительства во внутригородском муниципальном образовании, выявляет предпочтения старших подростков в услугах физической культуры и спорта, а также факторы, способствующие или мешающие организации физкультурно-спортивной работы;

- анализ эффективности – аналитическое обеспечение, включающее оценку количественных и качественных сдвигов в показателях организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками во внутригородском муниципальном образовании, сравнение их соответствия определенным нормам, изучение физкультурных предпочтений подростков;

- коррекция – вносит изменения, направленные на улучшение организации физкультурно-спортивной работы с подростками внутригородского муниципального образования в городе Москве;

- факторы – внешние причины.

Модель предполагает корректировку с учетом анализа собранной информации о состоянии физкультурно-спортивной работы по месту жительства во внутригородском муниципальном образовании и целевых установок жителей. Это позволяет обеспечить эффективность организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства на территории внутригородского муниципального образования в городе Москве.

При проведении эмпирического исследования в участие в спортивных мероприятиях были вовлечены 261 подросток в возрасте до 16 лет, ранее не принимавших участие в спортивных мероприятиях Муниципалитета. Из них 23,8% приняли участие в спортивных мероприятиях два и более раз. Регулярность участия составила в среднем 3-5 раз за четыре месяца. Участие одним подростком в соревнованиях по разным видам спорта увеличилось с двух видов до семи видов. Этот показатель является существенным, так как методика включает популяризацию различных видов спорта, основанную на индивидуальном опыте физической деятельности старших подростков.
Среди регулярных участников спортивных мероприятий наблюдается увеличение количества подростков, делающих утреннюю гимнастику на 21,2%. Возросло количество подростков, имеющих предварительную подготовку к спортивным соревнованиям на 24,3%. Увеличилось количества некурящих подростков среди регулярных участников спортивных мероприятий на 15,1%.
Внедрение научно-обоснованной методики организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства со старшими подростками во внутригородском муниципальном образовании в городе Москве показало заинтересованность спортивной службы муниципального образования в реальных действиях по улучшению массовой физкультурно-спортивной работы. Методика способствовала вовлечению подростков в физкультурно-оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, повышению массовости и регулярности участия жителей внутригородского муниципального образования Левобережное в городе Москве в районных спортивных мероприятиях.


Литература:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"» от 11 января 2006 г. № 7

  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ//Собрание законодательства РФ. – 2003. - №40. Ст. 3822. – С.9500-9570

  3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ//Собрание законодательства РФ. – 2007. - №50. Ст. 6242. – С.13628-13661


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle