Библиографическое описание:

Бородина Е. Н. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи, школы и церкви по воспитанию духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 109-113.

На современном этапе социального развития в условиях глобализации, открытости общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают и сферу семейных отношений. «Проблемы семьи перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально – психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства» [4, с.5]. Но все же социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций, как условие национальной безопасности государства.

Исследователи – ученые педагоги, психологи, социологи нашего времени установили причину падения ценности семьи и семейных отношений внутри общества. Причина лежит в нарушении связи человеческой психики и тотальным отчуждением поколений и людей между собой. Семейные духовно-нравственные ценности принято рассматривать, как мировоззренческие представления и нравственные установки. Основой мировоззрения человека, определяющего его поведение, и ценностно-смысловые ориентиры, является духовно – нравственная культура. Современному человеку живущему в техномире стремящемуся к комфорту и удовольствиям трудно воспринимать семью, как ценность, когда каждый человек сконцентрирован на своем собственном индивидуалистическом «Я», социально отчужден.

Такое понимание и восприятие вопроса, происходит в связи с формированием системой ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, разрушение семейного уклада, низкого уровня представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве (материнстве или отцовстве). Особенно сенситивным в формировании готовности к семейной жизни является возраст старшего школьника. Стоящего на пороге жизненного выбора.

Проблемам семьи, семейного воспитания и воспитания духовно-нравственных семейных ценностей уделяется сегодня большое внимание в обществе и различных социальных институтах. Раскрытие сущности воспитания в светской и религиозной (православной) педагогике привело к пониманию значимости духовно-нравственного воспитания, которое давно и прочно укрепилось в педагогической литературе, нашло место в ряде современных официальных государственных, правительственных и нормативных документах. В «Конституции Российской Федерации» (1993 г.) ст. 28 установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей». В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркнуто, что «исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье», далее идет установка на полную и многодетную семью, как гаранта стабильности развития общества, государства и нации. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры»[1, с.11] .

Но опыт показывает, семья чаще всего бывает, некомпетентна в вопросах воспитания. Мною в процессе сотрудничества с родителями при опросе установлено следующее суждение: «Далеко не все родители сами разбираются во многих жизненных или семейных проблемах, а в школе работают специалисты». В частности, родители упоминают таких работников школы, как психолог, социальный педагог, учитель – предметник, завуч по воспитательной работе, которые могут участвовать в воспитании их детей. Не кому не секрет то, что многие родители приходят решать проблемы семьи, воспитания детей в церковь, ищут ответы на свои вопросы в православной педагогике, основанной на священном писании и святоотеческом учении.

Светская и православная антропология едина в признании ведущей роли нравственных начал в духовной культуре человека, формировании жизненных ценностей, приоритетного направления воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. Этот же принцип ложится и в основу светской и православной педагогики. Таким образом, в настоящее время в условиях демократизации общества в сфере образования создаются объективно благоприятные педагогические условия взаимодействия государственной системы образования, семьи и церкви. Консолидации совместных усилий в духовно-нравственном воспитании современных школьников.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» воспитание формулируется как социальный заказ современной общеобразовательной школе: «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни… При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции» [1, с.6]. Показательно то, что в «Концепции» в списке субъектов социализации участвующих в воспитательном процессе подрастающего поколения после семьи, общественных организаций, религиозные объединения стоят на третьем месте, следующие учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. В Преамбуле Федерального закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» признается особая роль Православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры. Целью этого взаимодействия является, прежде всего, совместное обеспечение педагогических условий для духовно – нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.

Закон РФ «Об образовании» и выше представленные документы, где изложены основные принципы государственной политики Российской Федерации в области образования, в частности духовно – нравственного воспитания позволяют говорить о созвучности целей светской педагогики с основами православной культуры. Священномученник Фаддей, архиепископ Тверской в «Записках по дидактике» очень четко дает смысловую оценку содержания христианского воспитания: «Христианское воспитание соединяет в себе все то, к чему стремятся педагоги, и только оно вполне достигает тех целей, какие педагоги ставят для воспитания».

Обе педагогики можно рассматривать, как взаимодополняющие друг друга и не в коем случае, как противоречащие. В сущности обеих педагогик много общего: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, семье; защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций; интеграция личности в национальную и мировую культуру. На ряду с этим можно считать религиозное просвещение правомерным, более того такой подход к содержанию образования интегрирует систему образования, наполняет духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся живительной силой. «Превращает человека природного в человека культурного» (С. И. Гессен).

Воспитание должно ориентировать на освоение и сохранение культурных и национальных традиций (К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский, С.И. Гессен). «В современных условиях развития общественной жизни можно говорить о взаимодополнительности функций науки и религии в культуре и образовании. Наука является источником инноваций, религия в своей сути выступает хранителем традиций. Инновации невозможны без опоры на традицию и через институализацию включаются в традицию (В. С. Степин). Об этом же свидетельствует диалог светской и религиозной парадигм в истории педагогики (М. Н. Дудина). Таким образом, при решении ряда задач модернизации современного образования должны быть интегрированы духовные и светские основы» [3, с.3].

Воспитание у старшеклассников готовности к семейной жизни, духовно-нравственных семейных ценностей, предполагает формирование у них ответственного (осознанного) родительства. «Ответственное родительство понимается как духовно-нравственная и социальная потребность личности, ее ориентация на сознательное и добровольное принятие ответственности за свое поведение в семье и за членов семьи, готовность к обеспечению и воспитанию детей; позитивным когнитивным, эмоциональным и поведенческим отношениям в семье; субъективное ощущение себя родителем и осознанное формирование ценностных установок родительства» [5].

Успешное формирование у старшеклассников семейных ценностей может осуществляться более эффективно в условиях тесного взаимодействия семьи, школы и церкви как основных социальных институтов. «Под педагогическим взаимодействием понимается процесс субъект-субъектных отношений в организации и проведении совместной ценностно-ориентированной и духовно – нравственной деятельности в образовательных учреждениях, основанной на конструктивном диалоговом общении, расширяющего «мотивированное понимание» субъектов воспитательно-образовательного процесса и приводящего к качественным изменения субъектов взаимодействия. Механизмом педагогического взаимодействия субъектов воспитательного процесса выступает ценностно-смысловое единство на основе диалоговых отношений, создающих «поле понимания (Г.Н. Филонов) по формированию у старшеклассников семейных духовно – нравственных ценностей» [5].

Концептуальные основы воспитания духовно – нравственных семейных ценностей старшеклассников успешно реализуются с учетом комплекса педагогических условий обеспечивающих эффективность взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса: организационные, информационные, личностные условия.

К организационно-педагогическим условиям которые влияют на эффективность воспитания семейных ценностей относится: «понимание общества учеными, учительством, родительской общественностью, сущности, особенностей и противоречий процессов социализации и воспитания; переход государственных, социальных институтов в частности семьи, общественных учреждений, религиозных объединений, на фамилистическую парадигму и аксиологическую направленность воспитания, что предполагает в том числе поиск нового содержания, методов и средств формирования семейных духовно-нравственных ценностей; установления интегративных связей, основанных на социальном партнерстве с целью выработки оптимальных технологий и взаимодействия всех участников воспитательного процесса» [5]. Кроме того существуют особые организационно-педагогические условия, непосредственно влияющие на воспитание семейных духовно-нравственных ценностей: «признание в государственных, профессиональных и широких общественных кругах семейных духовно-нравственных ценностей; вариативность образовательных программ по воспитанию нравственности и духовности; взаимодействие конфессионального и светского образования в единых рамках по воспитанию ценностей семьи» [5].

Информационные условия включают в себя кадровые условия (директор, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите детей, учитель-предметник, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель или классный воспитатель) – обеспечение образовательным учреждениям высокого качества учебной деятельности, - разработку нравственных программ, элективных курсов, воспитание духовно-нравственных семейных ценностей старшеклассников.

К личностным педагогическим условиям относятся: квалификация, мотивация, способности, интеллект, психологические особенности личности, интересы, характер, культурный, духовный, нравственный уровень педагогов и организаторов; взаимодействие всех субъектов воспитательного и образовательного процесса.

Также под педагогическими условиями интегративного подхода по формированию семейных духовно – нравственных ценностей у старшеклассников следует понимать совокупность действий, обеспечивающий последовательный воспитательно-образовательный процесс. Педагогические условия в данном случае можно разделить на внутренние, внешние и реадаптационные.

Внутренние условия определяют меру включенности в процесс формирования семейных духовно-нравственных ценностей субъектов воспитательно-образовательного процесса, они обусловлены их внутренними потребностями.

Внешние условия определяются целенаправленной организацией субъектов воспитательно-образовательного процесса под руководством компетентного педагога в данной проблемной области.

Реадаптационные условия направлены на приобретение положительного личного опыта, ценностного проживания, выработку доверительных отношений всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Важным фактором подготовки к ответственному родительству является разработка, внедрение в практику образовательных учреждений и семейного воспитания специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности в формировании ценностного отношения к семье и браку, возрождению семейных традиций и обычаев.

Как показывает сложившаяся ситуация в современном обществе, общественный запрос на возрождение отечественных духовных традиций уже достаточно высок и постоянно возрастает. Этому подтверждение проведение всевозможных научно-практических конференций, форумов разного уровня посвященных духовно-нравственному воспитанию внутри российского образования. Разработка отечественными педагогами методических пособий, комплексов по духовно – нравственному воспитанию, в том числе семейных ценностей.

Сегодня разработан учебно-методический комплекс курса «Нравственные основы семейной жизни» авторы Моисеев Д.А. – иерей, кандидат биологических наук и монахиня Нина (Крыгина) – кандидат психологических наук. Несмотря на православных авторов курс светский. Главной целью которого, является введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему ценностей, подготовка их к созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи. Эта программа для общеобразовательных школ, одна из первых в постсоветский период, закладывающих знания, относящиеся к сфере семейной жизни. Впервые представленный учебный курс, объединяющий опыт и знания науки, богословия и традиций российской культуры. В предлагаемом варианте программы особое внимание уделяется проблемам семейного счастья, смысла жизни, которые рассматриваются в контексте семейной проблематики, личности и ее места в социуме, а также проективности личности – в аспекте построения ею будущей семьи.

Автором статьи в начале преподавания курса у девятиклассников было проведено начальное анкетирование с целью изучения суждения, личностных установок, отношений старшеклассников к нравственным основам семейной жизни. На вопрос: Что такое счастье? 90% учащихся ответили семья, дети, любовь. На вопрос допускаете ли Вы «пробный брак»? 80% учащихся ответили отрицательно, удивительно одна девочка дала такой ответ: «Не знаю, что такое «пробный брак», но судя по названию ничего хорошего», или был еще такой ответ: «У таких отношений нет будущего». На вопрос: «Хотите ли вы в будущем создать семью?» все 100% ответили «Да». На вопрос: «Как Вы думаете, к чему приводит нарушение нравственных законов? Старшеклассники отвечали однозначно, к несчастью, к горю, душа может пострадать, к отрицательным последствиям, к беспорядку, а один мальчик ответил: «К апокалипсису». Содержательными и достаточно серьезными были высказывания на вопрос о целомудрии, вот что отвечают дети: целомудрие – это чистота мыслей, души и тела; это целостность внутренняя и внешняя, физическая и моральная; целомудрие – это строгость в нравственном отношении; это ясность мыслей. Идеалом для подражания дети хотят видеть святость, так, например, была названа семья Николая II, св. Петр и Феврония, нравственный пример своих собственных родителей.

Автором в настоящий момент разработан православноориентированный элективный курс, целью которого является сформировать у старшеклассников правильное отношение к семье и браку, нравственности и целомудрию, а также привить критическое отношение к искажениям половой морали, бытующей в молодежной среде.

Элективный курс является отдельным и самостоятельным курсом в рамках образовательного процесса. Каждая тема может быть представлена независимо от другой, и может послужить прекрасным методическим материалом для проведения классных часов. Оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы, послужит общему социокультурному развитию учащихся, т. к. учебный материал основывается на примерах святости, нравственных и духовных ценностях православия.

Сегодня родители и педагоги уже осознают необходимость тесного взаимодействия школы, семьи и церкви, которое может выразиться в педагогическом сопровождении семьи в вопросах воспитания детей, черпая крупицы духовной мудрости из православной педагогики. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с семьями своих воспитанников. В то же время ни для кого не секрет, что традиционные формы работы с семьей в образовательных учреждениях не приносят часто зримых и положительных результатов. Необходим поиск новых форм, разработка и внедрение новых программ взаимодействия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания детей.

Введение в элективный курс тематических родительских собраний, и совместного обучения детей и родителей, это прежде всего попытка поиска новых и активных форм родительского всеобуча в образовательных учреждениях. А также отличная возможность познакомить родителей с содержанием курса (тезисное раскрытие содержания каждой темы), его целями и задачами, востребованностью и актуальностью.

Целью тематических родительских собраний является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, воспитания в традициях православной педагогики. Помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей, содействие родителям, бабушкам, дедушкам и другим членам семьи в овладении навыками творческой семейной педагогики.

Иван Ильин называл семью «первичным лоном человеческой культуры». «Мы все слагаемся в этом лоне, – со всеми нашими возможностями, чувствованиями и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем отечески – материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа» [2, с.190].

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Русский мыслитель подчеркивал, что «человеческая семья – это остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно – религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи» [6, С. 23- 27].

И сегодня современное общество переживает кризис в духовно-нравственной сфере и одна из причин, это разрушение традиционных устоев семьи, духовно-нравственных семейных ценностей, традиции семейного воспитания. Кризисные явления можно наблюдать в разрушении нравственных представлений и понятий о семье и браке, утрачено традиционное русской культуре восприятие родительства и детства. Отсюда деформация семейного воспитания, многочисленные проблемы детства, кризис семьи.

Выход из сложившейся ситуации, видится в попытке современного отечественного образования, выстраивать свои образовательные и воспитательные позиции прежде всего на ценностях русской культуры и православия. Педагоги в своей деятельности по духовно-нравственному формированию личности учащихся должны опираться на культурное достояние России, на ее традиционные ценности, включая религиозные. Возрождать истоки семейного воспитания, основываясь не только на светской, но и православной педагогике.


Литература:

1. Данелюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011

2. Ильин И. А. Путь духовного обновления/ Ильин И. А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993.

3. Миронов В. И. Воспитательный потенциал религиозной (православной) педагогики и его реализация в негосударственном общеобразовательном учреждении. Автореферат. Екатеринбург, 2010

4. Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А., Алтушкина Т. А. Культура семьи: Учебное пособие. – Москва. – 2009. – 184 с.

5. Акутина С. П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно – нравственных ценностей у старшеклассников // Образование и общество. №1, 2009

6. Ильин И. А. Значение семьи// «Просветитель», №1, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle