Библиографическое описание:

Стародубцева Е. В. Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 121-123.

Современные подходы к постдипломному образованию предусматривают необходимость учитывать требования мировой образовательной системы, в том числе и повышение научно-исследовательского уровня специалиста в области образования. Основным механизмом решения такой задачи, по мнению В.И.Богословского, является включение субъектов образовательного процесса всех уровней в научно-исследовательскую деятельность и реализация в этой среде комплексного научного сопровождения [1].

Сравнительно новые для отечественной системы образования понятия педагогиче­ского сопровождения и педагогической под­держки обучающихся все активнее входят в педагогическую науку и практику, которые многие исследователи рас­сматривают как стратегию и тактику образова­ния XXI века.

Идеи педагогики поддержки разрабатываются в нашей стране со второй половины 80-х гг. XX века и оформились в целостную концепцию «педагогической поддержки», созданную к сере­дине 90-х гг. О.С. Газманом и группой его коллег (Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфиным, Т.В. Анохиной и др.). Эта концепция имела своей задачей заострить внимание педагогов на про­блеме создания условий, необходимых для само­реализации индивидуальности каждого человека. По О.С. Газману, «семантический и педагоги­ческий смысл понятия поддержки заключается в том, что поддержать можно лишь то, что помо­гает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности челове­ка [4].

Анализ исследований, посвященных проблеме организации сопровождения деятельности в системе непрерывного образования взрослых, показал, что ведущей функцией данного метода выступает «оказание помощи профессионалу в формировании ориентации поля развития, ответственность за действие в котором несет сам субъект (сопровождаемый)» [3, с.125]. Выступая в единстве четырех компонентов: диагностики, информации, консультации, помощи в первичной реализации, сопровождение, по утверждению Е.И. Казаковой, А.П. Тряпицыной, основывается на воздействии на мотивационно - смысловые, регулятивно - операционные и рефлексивные механизмы профессиональной деятельности педагогов посредством создания условий для поддержки их саморазвития и самореализации.

Многие авторы подчеркивают, что сопровождение - очень разноплановое движение. Изменяя фокус сопровождения, можно получить разные его виды: педагогическое, методическое, информационное, научно-методическое, информационно-методическое, тьюторское, консультационное и др.

Педагогическое сопровождение развития личности носит комплексный характер, а именно: отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражено посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик. Целью педагогического сопровождения является целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем в их институциональном оформлении.

Методическое сопровождение рассматривается как комплексный метод методической работы, состоящий из диагностики существа возникших профессиональных педагогических проблем; информирования о путях их решения и помощи на этапе реализации. Данный метод предполагает взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана. Его основной задачей является системное проектирование, дающее основания для развития всех субъектов системы образования.

Информационное сопровождение – это обеспечение для педагогов доступа к информации, хранящихся в базах данных, базах знаний, в компьютерных архивах, справочниках и энциклопедиях, в том числе доступа к электронной информации, средствам Интернет в соответствии с их профессиональными потребностями. Информационное сопровождение образовательного процесса (ИСОП) представляет собой социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов как составная часть информационно-педагогической деятельности [1].

Проектируя систему научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений сети Нижегородской инновационной школы, Г.А. Игнатьева определяет научно-сервисное сопровождение как «управленческую технологию осуществления системных инноваций в региональном образовании, включающих последовательную смену видов деятельности от проблематизации до экспертизы инновации и построения практики инновационного развития» [2, с. 127].

В качестве механизма профессионального развития педагогов в системе дистанционного повышения квалификации выступает технология тьюторского сопровождения, предполагающая организацию целенаправленного взаимодействия тьюторов и обучающихся педагогов на основе последовательной смены видов деятельности от проектирования дидактического комплекса дистанционного обучения до построения индивидуальных образовательных маршрутов и получения эффекта профессионального развития педагога.

Несмотря на то, что проблема организации различных видов сопровождения профессионального развития педагога оказывается в центре внимания многих современных исследователей, консультационное сопровождение инновационной деятельности педагогов в системе постдипломного образования носит стихийный характер, страдает технологической неоформленностью и используется лишь локально. Возникла необходимость разработки технологий, специализирующихся на проектном и экспертно-консультационном сопровождении инновационной деятельности педагогов, оказывающей аналитическую, организационно-управленческую и научно-методическую поддержку формирования инновационного опыта.

Как показано в исследовании Г.А. Игнатьевой, стержневым фактором проектирования инновационного образования выступает деятельностное содержание образования педагога как система задачных форм организации процесса профессионального развития. В соответствии с этим концептуальная идея построения технологии консультационного сопровождения состоит в проектировании деятельностного пространства профессионального развития и саморазвития, в котором деятельностные нормы определяются нами как общие принципы (способы) решения того или иного типа задач [2].

Под консультационным сопровождением профессионального развития педагогов мы понимаем особый тип образовательной деятельности в системе постдипломного образования, связанный с проектированием задачных форм деятельностного содержания образования. Профессиональное развитие педагога в процессе консультационного сопровождения обеспечивается благодаря технологии проектирования деятельностного содержания и его реализации в форме ситуационно-позиционного обучения.

В качестве задачных форм организации профессионального развития педагогов в нашем исследовании рассматривается система задач: научно-исследовательская, проектно-экспертная и образовательная, каждая из которых синтезирует в себе три взаимосвязанных компонента: знание, определяющее способ перевода педагогической идеи (новшества) в образовательное нововведение; способ построения позиционных взаимодействий участников инновационного процесса; ценностные основания инновационной деятельности (деятельностные нормы).

Необходимым и обязательным условием построения практики постдипломного образования, ориентированной на профессиональное развитие педагогов, по мнению В.И. Слободчикова, выступает создание «непрерывного рефлексивного контура» всей инновационной деятельности в целом и конкретного педагога в частности [5, с 18-19]. В связи с этим положением, технология консультационного сопровождения профессионального развития педагога осуществляется на основе использования в учебном процессе механизмов рефлексивного управления позициями обучающихся взрослых: управляющий, как правило, руководитель курсов и управляемый - обучающийся. Рефлексивный механизм управления позициями обучающихся представляет собой технически организованную групповую и индивидуальную рефлексию события. Главная функция управляющего состоит в организации рефлексии и поддержки ситуации позиционного самоопределения и самостоятельного мышления обучающихся. Рефлексивно-содержательное управление позициями в этом случае выступает как способ регулирования перехода от одной ситуации профессионального развития к другой, в которых для каждого субъекта задаются профессиональные педагогические позиции, которые, в свою очередь, обеспечивают обращение управленческого практического действия в активную личностную позицию участников образовательного процесса и трансформацию его цели в ценности этой действующей позиции.

Технология консультационного сопровождения профессионального развития педагогов, основанная на рефлексивном управлении позициями, предполагает прохождение следующих четырех этапов.

1. Этап актуализации и проблематизации средств, осознание и принятие позиций. Данный этап позволяет произвести объективированный позиционный анализ ситуации профессионального развития, выявить деятельностные нормы и организующие «общие правила поведения» позиции.

2. Этап концептуализации, выстраивания общей системы целей и ценностей профессионального развития и организации коммуникации между сильными позициями. Это позволяет обнаружить точку и возможные направления профессионального развития педагогов.

3. Этап оптимизации структуры смысловых и организационно-управленческих связей между позициями. На третьем этапе организуется позиционное самоопределение всех участников ситуации профессионального развития. Осуществляется моделирование необходимых взаимодействий и коопераций между своей и другими позициями, в контексте проявленной проблемной ситуации профессионального развития.

4. Четвертый заключительный этап - рефлексивное оформление предмета деятельности, который предполагает выстраивание в собственной рефлексии собственного отношения к построенной проблемной ситуации профессионального развития. Рефлексия должна закончиться позиционным самоопределением в качестве способа реализации ценности в заданном пространстве встречи, в качестве деятельностной нормы ответственного отношением к собственным ценностям [5, с. 195-196].

Развитие субъекта деятельности в профессиогенезе представляет собой движение от освоения предмета и средств деятельности (специалист) через наращивание средств в преобразовании специального предмета деятельности (педагог-профессионал) до конструирования новых эталонов средств и предмета деятельности (педагог-профессионал-эксперт).

Динамика профессионального развития педагога в системе постдипломного образования под влиянием технологии консультационного сопровождения может быть просмотрена по следующим аспектам: ценностно-смысловой (уровни рефлексивности); деятельностный (изменение профессиональной позиции - позиционность); познавательный (когнитивный) аспект (динамика уровня креативности).

Таким образом, консультационное сопровождение профессионального развития педагогов в системе постдипломного образования является важным условием становления ценностно-смысловой и технологической компетенций современного педагогического профессионализма.


Литература:

1. В.И. Богословский. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики. - СПб., 2000. —142 с.

2. Игнатьева, Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: монография / Г.А. Игнатьева. – Н. Новгород: НГЦ, 2005. – 344 с.

3. Казакова Е.И. Методическое пособие для преподавателей /Е.И.Казакова.- М.: НФПК, ООО "Миралл", 2005.- 248 с.

4. Педагогическая поддержка ребенка в образова­нии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.]: Под ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой: [науч. ред. Н.Б.Крылова]. — М: Академия, 2006.

5. Слободчиков, В.И. Очерки по психологии образования / В.И. Слободчиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. – 272 с.

6. Экспертиза и консультационная поддержка инноваций в системе образования / Под редакцией Т.М. Ковалевой. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. (Учебно-методическая библиотека Мегапроекта «Развитие образования в России». – 160 с.

Основные термины: профессионального развития, профессионального развития педагогов, системе постдипломного образования, ситуации профессионального развития, Педагогическое сопровождение, профессионального развития педагога, сопровождения профессионального развития, консультационного сопровождения, инновационной деятельности, консультационного сопровождения профессионального, деятельности педагогов, инновационной деятельности педагогов, технологии консультационного сопровождения, Педагогическое сопровождение социализации, проблемной ситуации профессионального, сопровождение профессионального развития, сопровождение социализации подростка, Педагогическое сопровождение развития, консультационное сопровождение, предмета деятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle