Автор: Григорьева Наталья Владимировна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)

Библиографическое описание:

Григорьева Н. В. Метод проектов в воспитательной деятельности как средство развития креативной личности в Иркутском колледже экономики сервиса и туризма [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 36-38.

Современное образование в век информатизации, основную ставку делает на формирование креативной личности, обладающей качествами, которые позволяют изобретать, совершать открытия, оригинально решать задачи, видеть противоречия и стать творцом своей собственной жизни.

Что же такое креативная личность и с помощью чего её можно развивать у студентов среднего профессионального образования?

Определение «креативность» на сегодняшний момент насчитывает более 20 формулировок, мне по духу и содержанию подходит определение, которое гласит «креативность представляет собой способность человека к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению, имеющему созидательный, конструктивный характер [1]». Еще вчера традиционная система образования опиралась в основном на конвергентное (логическое, однонаправленное) мышление. Дивергентное (отступающее от логики, идущее в разных направлениях) мышление, характеризующееся гораздо большей свободой, практически не развивалось, в то время как реальные проблемы, с которыми человек сталкивается в жизни, в отличие от учебных задач, правильных однозначных решений не имеют. Развитие у человека креативности в основном определяется тем, в какой среде развивался человек, насколько эта среда стимулировала творчество, поддерживала и развивала индивидуальность человека. Существуют данные, что в период между 6 и 7 годами креативность уменьшается на 50%, а к зрелому возрасту еще на 30% [1]. Таким образом, студенты СПО имеют слабые задатки к развитию креативности (инфальтильны, низкий социальный уровень, не имеющие навыков к саморазвитию и самосовершенствованию). Так же в повседневной жизни, происходит подавление креативных свойств индивидуума, мы становимся более рациональными, здравомыслящими, возникает много стереотипов и барьеров. Считается, что изначально задатки креативности присущи каждому человеку. Но влияние среды, в которой он растёт, обучается, воспитывается, наличие множества запретов, социальных шаблонов блокируют проявление творческих способностей. Поэтому часто для того, чтобы дать позитивный толчок развитию креативности, достаточно освободить человека от психологических "зажимов", приобретённых ещё в детстве. Считаю, что для создания такой «свободной» среды в образовательном процессе является метод проектов.

Так как именно этот метод создает требования, которые необходимы для развития креативной личности:

  • отсутствие правил, регламентирующих действия обучающихся, ход их мысли, пути познания;

  • предоставление обучающимся свободы и самостоятельности;

  • создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого обучающегося в ходе активной поисковой деятельности;

  • отсутствие ограничений во времени, позволяющих создать свободную, непринуждённую атмосферу творчества.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающегося, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В переводе с латинского проект - это брошенный вперед, а проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Поэтому идея метода проекта – это направленность на результат, на изменение окружающей среды, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы.

Существует достаточно много видов проектов и по основным видам деятельности их можно квалифицировать на:

  • Технические

  • Социальные

  • Экономические

  • Образовательные

  • Правовые

  • Смешанные

Метод проектов достаточно успешно внедряется в воспитательный процесс Иркутского колледжа экономики сервиса и туризма. Для того, чтобы обеспечить преемственность в организации системы работы по подготовке проектов вообще и для получения грантов для их реализации в частности, для того, чтобы студенты смогли стать субъектами, участвующими в подготовке проектов, совершенно очевидно, что студентов необходимо обучать проектной деятельности. Для этого необходимо создать два условия: компетентность и заинтересованность педагогов в проектной деятельности, готовность руководства к участию в проектной деятельности.

Чтобы эта работа была целенаправленной и организованной, необходимо проводить со студентами консультации по проектированию, объясняя, что это за форма деятельности, какие бывают проекты, структура проектов и т.д. Необходимо выдавать им памятки, где изложены требования к содержанию проектов, к их оформлению, способу представления и т.п. Так же необходимо, на первых этапах обучения проектной деятельности, проводить деловые игры, тренинги по созданию мини-проектов в малых группах. Не нужно сразу требовать от студентов какой-то новизны и обязательно получения результата в конце в виде какого-то изобретения, интеллектуального или материального продукта. В Иркутском колледже экономики сервиса и туризма, на первых тренингах по обучению социальному проектированию были составлены такие мини-проекты как «Дискозал колледжа», «Спортивная площадка», «Мегафон-против пива» и другие. Учитывая необходимость в обучении студентов, в 2006 году была создана и успешно действует «Школа Актива студенческого самоуправления», в которой все желающие и активисты обучаются по теме «Социальное проектирование». Студенты узнают, что такое проект, виды проектов, создают и реализуют свои проекты по различным направлениям. Уже с 2006 года Школа Актива имеет свои результаты:

  • студент Салимов Ш. принял активное участие в I Всероссийском конкурсе лидеров ученического самоуправления и занял III место. (г. Москва, 2006г.)

  • совместно с активистами студенческого самоуправления Ющенко А. и Васильевой А., а так же с активистами области, от Министерства образования Иркутской области, посетили семинар «Как стать успешным». (г. Анапа, 2006г.)

  • студентки Захаренко Т. И Гусева А. вошли в областной состав поискового отряда «Байкал» и заняли I место на Всероссийском конкурсе поисковых отрядов (г. Анапа, 2008г.)

  • социальный проект «Телекомпания «МИГ» заняла II место на Всероссийском конкурсе «Содержательный досуг» (2010г.)

Проанализировав результаты, инициативные группы студентов под руководством преподавателей, мастеров начинают создавать все новые и новые проекты, так с 2007 по 2011 года были созданы и реализованы следующие проекты:

  • социальный проект «Мы против пива» (совместно с Комитетом по делам молодежи г. Иркутска) – данный проект реализуется ежегодно не только в учебном заведении, но и на улицах города.

  • предпринимательский проект «Молодежный гостиничный комплекс «Рандеву»» - получил благодарность от мэра г. Иркутска В. Якубовского

  • социальный проект «Ветеран, который живет рядом» (совместно с Советом ветеранов) – ежегодно оказываем социальные услуги, на дому, ветеранам ВОВ проживающих в м-н Юбилейный, а так же поздравляем их с Днем Победы.

  • правовой проект «Я будущий политик», в данном проекте детально разработаны деловые игры по выбору лидеров студенческого актива, формированию советов лидеров и т.д.

  • социальный проект «Молодежная телекомпания МИГ», который на конкурсе проектов от компании «РУСАЛ» выиграл грант в размере 300 000 рублей. На эти деньги было закуплено необходимое оборудование для телекомпании, сняты видеофильмы о ветеранах Отечественной войны, об истории Иркутской области, об интересных людях г. Иркутска. Для снятия интересных видеосюжетов, студенты съездили в командировки: по Кругобайкальской железной дороге, в г.Байкальск на Всероссийский форум лидеров студенческого самоуправления, музей «Тальцы». Все свои видеофильмы они показывали в учебных заведениях микрорайона Юбилейный г. Иркутска.

  • социальный проект «Волонтерское движение по профилактике социально-негативных явлений» (совместно с Центром профилактики)

  • социальный проект «Галерея воинской славы СПО» (совместно с областным студенческим Советом СПО)

  • социальный проект «Детско-юношеская социальная парикмахерская «Супердрайф» разработчики проекта: Кушнерова В. и Патели А. – цель данного проекта: оказания бесплатных парикмахерских услуг детям сиротам и детям из многодетных и малоимущих семей.

  • проект «Букет любимому городу» - пошив карнавальных костюмов и демонстрация их на городском карнавале «Шагаем вместе».

Метод проектов позволяет студенту развивать в себе такие качества как коммуникабельность, уверенность в себе, лидерские навыки, самостоятельность и др., то есть быть креативным, уметь находить различные решения в нестандартных ситуациях. Особенно это проявляется при реализации проекта, когда за считанные дни, часы или даже минуты необходимо принять решение, которое не даст проекту «погибнуть».

Особенность детско-юношеского проектирования в том, что студенты чувствуют себя свободнее в выборе тем, идей, решений, подходов, чем взрослые. Например, создавая свою телекомпанию в общежитии колледжа, ребята не могли прийти к единому мнению как назвать телекомпанию. «Мозговой штурм» длился почти час, и вот одна из участниц проекта предложила назвать телекомпанию «НЛО». Ребята были в недоумении, объяснилось всё очень просто: «НЛО – это Наше Любимое Общежитие». Под таким названием телекомпания работала в течение двух лет, пока не объединила возле себя таких же единомышленников из других учебных заведений и составила проект «Телекомпания в микрорайоне Юбилейном г. Иркутска». Данный проект участвовал в конкурсе социальных проектов от компании РУСАЛ, где выиграл грант в размере трехсот тысяч.

Любой проект, должен быть доведен до логического конца, учащиеся должны пройти все этапы проектирования. Так как результат проектной деятельности является самым важным для молодежи, они должны почувствовать значимость своей идеи, своего проекта и необходимо, что бы интересные, емкие и значимые проекты принимали участие в различных конкурсах грантодающих организаций.

Так же особенностью детско-юношеского проектирования является то, что студенты пишут проект, так как они видят проблему и пути решения без красивых фраз и «умных» слов. Их проекты очень просты в чтении и понимании, они описывают главное и делают акцент на основном. И распространенная ошибка взрослых наставников, в том, что они начинают перерабатывать данные проекты, добавляя научно безупречный произвольный набор бесспорных банальностей. Они стремятся внести в проект все, что они знают из теории, добавляют научные термины, выписывают цитаты из статей и т.д. Таким образом, проект получается не решением какой-либо проблемы, а научной статьей.

Метод проектов достаточно хорошо изучен и описан в разной литературе, но не все преподаватели используют данный метод в своей педагогической деятельности. И в первую очередь это связано с тем, что это достаточно сложная и трудоёмкая работа, в особенности если проект получил финансовую поддержку.

Во-вторых, от куратора проекта будет зависеть весь ход реализации, так как студенты не всегда достигают поставленных целей, часто «сходят» с дистанции, поэтому необходимо постоянно мотивировать их на получение конечного результата.

В-третьих, любой проект требует тщательной подготовки, а в частности до того как он будет реализован, необходимо продумать все детали, нюансы и проблемы, которые могут возникнуть на пути реализации.

Но модернизация России ведет, к тому, что сегодня будут востребованы специалисты, которые умеют реализовывать исследовательские, научные, информационные и другие проекты, так как проектная деятельность позволяет человеку самостоятельно приобрести и усвоить материал в удобной и доступной форме, формирует навыки нестандартного мышления и творческого потенциала.


Литература:

  1. Матвеев А. Креативность: мысли вслух // Internet: http://www.arsvitae.ru/ cgi-bin/cm/get_doc.fpl?doc_id=71.

  2. Карпенко С.В. Инструменты стимуляции креативности // Internet: http://isarrfe.trainet.org/materials/practicum/practicum2.shtml.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М: Академия, 2000. - 176 с.
  4. Долматов А.В. Основы развивающего образования: Теория, методы, технологии креативной педагогики. - СПб: ВУС, 1998. - 196 с.
  5. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психоло-гия. - МГТА, 2001. - 301 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle