Библиографическое описание:

Труфанова О. М., Зубрилина В. Л. Учите детей говорить правильно [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 130-132.

Каждый из нас знает, что ребёнок не рождается со связной правильной речью. Сказать когда и как ребёнок должен овладеть способностью правильно говорить, то есть произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их род, число, падеж, строить предложения различной структуры, невозможно.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Для нормального становления речевой деятельности необходимы:

- определённая степень зрелости различных структур головного мозга;

- координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

- развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций;

- формирование потребности в общении [1; с.95].

Нормой считается:

4 года – словарный запас 2000 слов, предложения из 5-6 слов, сопровождение речи игрой;

5 лет – полное усвоение необходимого словаря, высказывания, напоминающие короткий рассказ, любознательность, большое количество вопросов, появление синонимов, антонимов, четкое произнесение всех звуков;

6 лет – овладение значением производных слов, критическое отношение к своей речи;

7 лет – язык становится предметом изучения, ребенок устанавливает причинно-следственные связи, проявляет готовность к обучению письменной речи: чтению и письму.

В наше время сложилась парадоксальная ситуация: дети, окружённые нашим вниманием, заботой, нередко даже гиперопекой, всё позже начинают говорить. Почему?

Казалось бы, бытовые проблемы отошли на второй план. Большинство семей живёт в квартире со всеми удобствами. Материальный достаток присутствует, питание полноценное. И при этом комфорте дети молчат. Детей, которые говорят нормально в младших возрастных группах детского сада можно по пальцам пересчитать! Каковы же причины речевых нарушений? Их множество.

Не стоит все проблемы ребёнка списывать на наследственность и экологию. Давайте поговорим, как в семье можно предотвратить или, если нужно, исправить, речевые задержки.

Процесс «вызывания речи» у любого ребёнка проходит в определённых условиях:

  • ребёнку нужны положительные эмоции;

  • не должно быть насильственных действий;

  • необходимо непосредственное участие взрослых. [5; c.156]

Каждый родитель должен помнить, что важные этапы для процесса становления речи является гуление и лепет. Благодаря им артикуляционный аппарат крохи проходит «тренировку», результатом которой становятся первые осмысленные слова. В норме гуление и лепет присуще любому младенцу! Это очень важные показатели того, что маленький человек правильно развивается. Если ребёнок, достигший возраста 3- 4 месяцев, не пытается гулить, не «агыкает», не пробует вступить с близкими в эмоциональный контакт, если на его лице не появляется радостная улыбка при появлении мамы – это первое предупреждение о возможных проблемах. Очень важно вовремя скорректировать процессы, которые затормозились у малыша по той или иной причине.

В общении с окружающими малыш на первоначальном этапе речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Постоянно ребёнок обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков. Он начинает говорить так же, как и взрослые. Одним из показателей успешного речевого развития ребёнка как раз и являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. В соответствии с возрастом малыша, он учится слышать себя, окружающих, управлять язычком, зубами, губами. Многих родителей волнует вопрос, правильно ли произносит те или иные звуки их ребёнок. Чтобы избежать проблем со звукопроизношением в будущем, мамам и папам необходимо знать возрастные особенности становления звуков речи:

- к первому году жизни ребёнок должен усвоить гласные звуки А, У, О, И, некоторые согласные – М, П, Б, К, Г;

- к двум годам – согласные П,Б,М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, С,З, Ц, Ш,Ж, Ч, Щ, Р, Л;

- от двух до трёх лет – звуки Ы, Э, Л, С, З, Ц, Ж, Ч, Ш. В это время малыш должен различать твёрдые и мягкие звуки Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З [6; с.77]

В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса. Условно в процессе овладения ребёнком речью можно отметить несколько этапов. На первоначальном, подготовительном этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела – коры головного мозга и периферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого нёба и др.) Следующий этап – развитие понимания речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна). И, наконец, последний этап- наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое её оформление, чёткое и внятное произнесение звуков и слов.

Если бы малыш только подражал, он не сумел бы пользоваться речью в неожиданных для него ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребёнка. Постепенно ребёнок обогащает свой словарный запас. Следует отметить, что чем выше у ребёнка запас активно используемых слов, тем быстрее у него совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух. Нередко родителям приходится слышать от логопеда, что у их ребёнка плохо сформирован фонематический слух. Что это такое, насколько это серьёзно и что делать дальше, многие не знают.

Речевой (фонематический слух) – это способность улавливать и различать на слух звуки родного языка, а также понимать смысл их сочетания - слова, фразы, тексты. Благодаря речевому слуху мы можем различать человеческую речь по громкости, скорости, интонации. [5; с.67] Чтобы делать это, ребёнок должен научиться слушать, тогда он сможет правильно говорить, произносить звуки, отчётливо выговаривать, использовать выразительность, менять скорость и темп речи. Речевой слух начинает развиваться в младенчестве. Малыш очень быстро начинает отличать голос матери от голоса других родственников, запоминает интонации её речи. Лепет ребёнка – активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, малыш внимательно слушает и повторяет звуки родного языка. Пользуйтесь этим! Обращайтесь к ребёнку по имени, смотрите ему в глаза, чтоб малыш видел вашу мимику, жестикуляцию, работу губами при произношении сочетания звуков.

Чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо соблюдать ряд условий:

- не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту;

- в общении с ребёнком следите за своей речью, говорите с ним не торопясь, звуки слова произносите чётко и ясно;

- не подделывайте под детскую свою речь;

- своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка;

- не оставляйте без ответа вопросы ребёнка и не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ.

Чтобы ребёнок быстро научился различать звуки, чтобы ему было не сложно разбираться в их многообразии, обращайте внимание крохи на:

  • то, как шумит ветер, дождь, шелестит листва, журчит вода;

  • звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьёв и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука;

  • то, как «звучат» предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, тиканье часов, шуршание пакета;

  • шум едущего транспорта: сигналы автомобилей, стук колёс поезда, скрип тормозов, гудение самолёта;

  • различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки [5; с.68]

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые правила и законы грамматики: изменяет слова, строит различные по конструкции высказывания, связывая слова соответственно правилам грамматики.

Следует помнить, что слова, которые мы произносим, имеют ритмический рисунок, и если у ребёнка нет чувства ритма, возникают проблемы с речью. Существует система специальных упражнений, сочетающих речь и движение (фонематическая ритмика), где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Такие занятия способны провести родители, если они знают особенности развития речи своего ребёнка и польза от них огромна, так как формируется фонетически правильная речь.

Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети легко справляются с такими заданиями, но при этом нередко допускают речевые ошибки. В таких случаях не стоит перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность высказаться, а потом указать на ошибки.

Рассматриваете ли вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение – это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников – «Опиши любимую игрушку», «Скажи по-другому», «Каких животных ты знаешь?» и многие другие. Поиграйте с детьми.

Нельзя уклоняться от вопросов ребёнка, хотя порою на них сложно ответить. В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он поспит (поест, погуляет и т. д.), взрослый за это время сможет подготовиться к рассказу. Родители должны всегда выслушивать ребёнка до конца, если он делится впечатлениями о просмотренном мультфильме, увиденном во время прогулки и т.д.

В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком.

Не стоит «перепоручать» воспитание ребёнка телевизору. Родители оправдывают себя тем, что «там есть правильная речь, песни, яркие картинки, музыка…». И только немногие осознают, что во время просмотра телевизора сознание и воля ребёнка практически отключаются. Мозг ребёнка впадает в эмоциональную «кому»: он не воспринимает мелькание на экране как полноценную информацию. [7; с. 71] Поэтому просмотр телевизора надо строго ограничивать.

Уважаемые родители! Помните, что, расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, вы способствуете быстрейшему овладению правильной речью.


Литература:

1. Горшенина, В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания /В. В. Горшенина – М.: Глобус, Волгоград, 2009, 192 с.

2. Карельская, Е. Разговорим малыша? // Мой ребёнок, № 4, 2007, с. 158-160.

3. Косинова, Е.М. Домашний логопед. / Е.М. Косинова - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009, 120 с.

4. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок / А. И. Максаков- .: Просвещение, 1988, 159 с.

5. Улянович–Волкова С., Мурзда С. Частые уроки: логопед рекомендует// Няня, № 2, 2010, с. 67-71.

6.Улянович–Волкова С., Мурзда С. Свобода слова: когда можно картавить, шепелявить и сюсюкать?// Няня, № 1, 2010, с. 77-80.

7. Чубукова –Реуцкая О. Маленький молчун: задержка речевого развития у детей// Няня, № 6, 2009, с. 70-73.

Основные термины: попечения родителей, речевого развития, развития ребёнка, ребёнок должен, речевого развития ребёнка, Похожая статья, фонематический слух, речи ребёнка, аспектах наркотизации детей-сирот, постинтернатного сопровождения детей-сирот, правильной речью, звуки родного языка, примере Республики Хакасия, модель постинтернатного сопровождения, Региональная модель постинтернатного, развитии речи ребёнка, недостатки речи ребёнка, развития речи, правильная речь, связной правильной речью

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle