Библиографическое описание:

Марковская Е. А. Технология развития целостного мышления как инновационная технология современного урока [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 12-17.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (ФГОС) [4] представляют собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата, важно то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт — средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Среди приоритетных задач образования, обозначенных во ФГОС с позиции требований к образовательным результатам, четко обозначена задача формирования у школьника желания и умения (мотивированной способности) к самостоятельному приобретению знаний, а с позиции условий организации учебной деятельности – задача использования инновационных образовательных технологий, раскрывающих личностный потенциал учащихся.

В ФГОС второго поколения представлена инновационная модель развития образования, основанная на российской ценностной, научной и культурной базе. Инновационные характеристики основных компонентов этой модели представлены в табл. 1.

Таблица 1

Инновационные характеристики модели развития образования ФГОС

Компоненты

Инновационность

подходов

  • разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны;

  • рассматриваются как конституция школьной жизни;

  • в основе эффективного внедрения стандартов - новая организационно-экономическая модель образования

структуры

Прописаны инновационные требования к:

  • результатам освоения;

  • структуре;

  • условиям реализации основных образовательных программ

функций

Стандарты рассматриваются как инструмент:

  • обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании;

  • формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации;

  • реализации государственной политики в сфере образования

содержания

  • Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования.

  • Ориентация на развитие вариативности образования.

  • Определение результатов образования через системно-деятельностный подход.

  • Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра.

  • Организация образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду

средств

обучения

  • Определение требований к условиям организации учебного процесса, которые должны обеспечить каждому учащемуся возможности получать образование в современных условиях. Современные условия получения образования предусматривают полную оснащенность образовательного процесса комплексом современного учебного и компьютерного оборудования, укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, соответствие требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и других документов, определяющих современный уровень организации образовательного процесса


Сделаем акцент на то, что в стандартах определены требования как к образовательным результатам учащихся школы, так и к условиям организации учебного процесса. Их интегративное решение, в частности, предполагает, что учитель, применяя и вариативно используя технологии обучения, будет строить процесс обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Другими словами, обучение технологии развития целостного мышления школьников &#;3, с.11&#; должно быть включено в контекст учебной деятельности, направленной на развитие универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они:

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

  • Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

  • Регулятивные действия (включая саморегуляцию) обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

  • Познавательные действия (включая логические, познавательные и знаково-символические) включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

  • Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новыми знаниями, умениями и компетентностями на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Другими словами, развитие умений у школьников возможно только в том случае, если учитель будет целенаправленно и системно использовать технологии развития целостного мышления в учебной работе с детьми.

Современные условия обучения ребенка требуют специально организованной учебной деятельности, порождающей развитие познавательного интереса, без которого развитие мышления и речи невозможно; к обучению работе с информацией, без которой не формируются универсальные учебные действия. Научиться работать с информацией – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. Без специальных приемов, позволяющих работать с информацией, ученику чаще всего остается непонятным содержание учебного материала. Помощь в работе с информацией может оказать технология развития целостного мышления, основанная на знаниях таких научных областей, как герменевтике - как науке, владеющей способами понимания информации и психолингвистике - как науке, изучившей и описавшей акт коммуникации.

Герменевтика помогает учителю организовать продуктивную работу с информацией: она описывает содержание и формы интерпретации как основные средства ее понимания. Герменевтическая наука изучает психологические процессы понимания, описывает эффективные методы, приемы, средства работы с информацией.

В свою очередь, психолингвистика изучает речевую деятельность и способы коммуникации, что позволяет разрабатывать новые, актуальные для современной жизни приемы формирования у школьников УУД.

В основу технологии развития целостного мышления, положен принцип сенсорной коммуникации, как основы работы с информацией. Ее целью является развитие умения учащихся работать с учебным материалом, составлять информационные и опорные образы, а также формирование УУД (см. табл. 2).

Таблица 2

Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)

УУД

Содержание УУД

Приемы и методы формирования УУД

Традиционные

Инновационные (приемы технологии развития целостного мышления)

Личностные

Смыслообразование: ценности, смыслы; мотивация (учебная,социальная); границы собственного знания и «незнания»

Нравственно-этическое оценивание: моральные нормы; оценка своих поступков

– обучающие изложения и сочинения, их редактирование, анализ

– метод проблемного изложения (рассказ-рассуждение)

– анализ конкретных ситуаций

– постановка проблемного вопроса (метод проблемного обучения)

работа с обучающей релаксацией (личное «переживание» учебной информации)

– выполнение упражнений, с духовно-нравственным смыслом

- образная характеристика героев литературного произведения


Регулятивные

Самостоятельное: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка

Волевая саморегуляция

– методы устного изложения:

- рассказ (метод объяснения)

- прием объяснительного чтения (метод работы с учебником и книгой)

– метод проектов

– приемы работы с текстом

  • работа с информационным и опорным образами урока

  • составление ментальных карт

  • прием фишбоун

Познавательные

Общеучебные УД

  • выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • рефлексия способов и условий действия;

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические УД

  • выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов;
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • подведение под понятия, распознавание объектов;

  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
  • выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков;
  • выдвижение гипотез и их доказательство

Знаково-символические УД

преобразование учебного материала, выделение существенного, отрыв от конкретных ситуативных значений, формирование обобщенных знаний

  • смысловое чтение;

  • речевое высказывание в устной и письменной речи;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • проблемная ситуация

  • дидактические игры

  • приемы работы с учебно-научными текстами в качестве определений и правил

  • приемы развития мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия

  • проблемное изложение (рассказ-изложение)

  • обучающие диалоги (учитель- ученики, ученик-ученики, ученик-ученик)







моделирование

  • работа с учебной релаксацией

  • создание опорного образа урока

  • создание опорной схемы

  • моделирование

  • составление ментальных карт

  • прием фишбоун

Коммуникативные

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов;

  • управление поведением (своего и партнера) – контроль, коррекция, оценка действий;

  • умение работать в группе

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

  1. Диалоговое взаимодействие

  2. Дискуссии

  3. Дебаты

  4. Конференция

  5. Круглый стол

  6. Ролевые игры

Тренинги

  • Взаимодействия с другими

  • Развития коммуникативных навыков

  • Лидерского потенциала

  • Целеполагания и принятия решений

  • Командообразования


Формировать УУД (см. сх. 1) школьника невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного). Организация на уроке устной коммуникации при работе по технологии развития целостного мышления помогает развитию речевых способностей школьников и повышению уровня их коммуникативной компетенции.

Для учащихся помимо работы с текстом важной становится работа с образом. Представление об образном мышлении в современной науке достаточно определено: оно входит во все виды человеческой деятельности. В реальном процессе мышления одновременно присутствует и «образная» и «понятийная» логика. Информационный образ, которым оперирует мышление человека, по своей природе гибок, подвижен, отражает фрагменты бытия. В отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным содержанием, в образном мышлении слова используются как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов. Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса.



Схема 1. Схема конструирования современного урока с этапами формирования УУД

В технологии развития целостного мышления образ рассматривается как дидактическая единица, и содержанием деятельности учащегося становится работа по его анализу, структурированию и интерпретации. Интерпретация образа – это высказывание учащимися своих толкований, формулирование понимания того, что стоит за образом учебного материала. Интерпретация – как средство понимания настолько вариативна и порой непредсказуема, что порождает коммуникативную среду, без которой невозможно мотивированное обучение предмету, а так же, создает живую и необходимую учебную ситуацию, которая становится воспитывающей, обучающей и развивающей личность ученика на уроках.

Школьники быстрее запоминают и воспринимают учебный материал, сопровождаемый наглядными примерами. Особенностью мышления является способность лучше запоминать зрительные образы, что создает условия для более продуктивного обучения, способствует более полному запоминанию материала. В технологии развития целостного мышления переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению осуществляется через образы, которые формируются в процессе работы с реальными и изображенными предметами и явлениями.

Технология развития целостного мышления способствует активизации всех потенциальных возможностей личности, относится к поисково-технологической модели инноваций (учитывает рациональную и эмоциональную стороны познания), ориентирована на формирование умения мыслить образами, при ее использовании подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания результативным. На уроке, проведенном в данной технологии, ученик сам создает в своем воображении и затем отображает увиденный информационный образ на бумаге, располагая на нем учебную информацию в алгоритмической последовательности, в результате для ребенка главным становится индивидуальное переживание знания об окружающем его мире.

Технология развития целостного мышления &#;3&#;:

  • интерактивна;

  • является современной инновационной образовательной технологией;

  • представляет собой инструмент адаптации ученика и учителя к возможностям информационно-коммуникационной образовательной среды;

  • отвечает психологическим особенностям современных школьников, лучше воспринимающих информацию, поставленную в лаконичных текстовых фрагментах, которые иллюстрируются конкретными примерами и образами.

Использование технологии развития целостного мышления в учебной работе обеспечивает целый ряд преимуществ. Это развитие самостоятельной деятельности, активизация мышления, выработка системного, образного и логического мышления, способности к анализу и обобщениям, развитию УУД учащихся.


Литература:

  1. Марковская Е.А. Развитие целостного мышления и биоадекватная методика преподавания – СПб.: СПб АППО, 2009. – 67 с.

  2. Марковская Е.А., Мылова И.Б., Шевченко Л.Г. Методика использования электронных образовательных ресурсов при организации учебных занятий с младшими школьниками. - СПб.: СПбАППО, 2010. – 100 с.

  3. Марковская Е.А. Целостное мышление младшего школьника: организация учебной деятельности. - СПб.: СПбАППО, 2011. – 48 с.

  4. Проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Основное общее образование./ Кезина Л.П., Кондаков А.М. –М.: Институт стратегических исследований Российской академии образования. – 2010.   http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle