Библиографическое описание:

Белых А. Г., Дерягина Л. А. Реализация инновационного проекта ДОУ «Экологическая тропа» [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 62-65.


Детский сад «Росинку» города Омутнинска Кировской области посещают дети с речевыми и психическими нарушениями в развитии. Реализация специализированной программы коррекционного обучения в ДОУ и критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ предполагает достаточно высокий объем учебной нагрузки на детей, которые имеют ряд специфических особенностей:

- низкую работоспособность;

- низкий уровень познавательного интереса;

- быструю утомляемость;

- повышенный уровень тревожности;

-выраженное недоразвитие всех сторон речи.

Всё это создает трудности при формировании экологических начал у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Лето – самое подходящее и наиболее свободное время года, которое даёт возможность в полном объёме знакомить детей с теми природными объектами, которые окружают их каждый день, даёт возможность увидеть объект в разные отрезки времени.

Всё это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы, что так же недостаточно развито у наших детей.

Поэтому такая форма работы с детьми, как экскурсии по экологической тропе, наиболее продуктивно решают все поставленные задачи летней работы.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Проект «Экологическая тропа» нацелен на внедрение и развитие вариативных форм работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в летний период.

Для осуществления воспитательно-образовательной работы в летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми - цикл экскурсий по экологической тропе. Описание организации – заявителя

Детский сад «Росинка» функционирует с 1990 года. Приоритетным направлением работы является квалифицированная коррекция речевого и психофизического развития воспитанников. С 2008 года является дошкольным учреждением компенсирующего вида

Детский сад «Росинку» посещает 72 воспитанника в возрасте от 4 до 7 лет с ограниченными возможностями в здоровье.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: обогащать и систематизировать экологические знания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами экологической тропы ДОУ.

Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

Проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.

К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

  • отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья и кустарники;

  • «Зеленая аптека»;

  • огород;

  • «Золотой луг»;

  • муравейник;

  • ягодник;

  • цветник;

  • альпийская горка;

  • птичий столбик.

Перспективный план по маршруту экологической тропы

Таблица 1

Занятия по данному плану разработаны для детей старшей и подготовительной группы

Название цикла

Цель

Объекты наблюдения

«Деревья и кусты»


-закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение

- береза;

- рябина;

- ель;

- сосна;

- черемуха(красная, черная);

- осина;

- клен;

-сирень(белая, сиреневая);

- акация желтая;

- черная и красная смородина;

-черноплодная рябина;

- шиповник.

«Золотой луг»

-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, -учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

- воспитывать чувство прекрасного.

- мать-и-мачеха;

- одуванчики.

«Огород»

-продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;

-вызвать интерес к выращиванию овощных культур.

- огородные грядки;

-семена, рассада, плоды овощных культур.


«Цветник»

-уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.

-учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

- многолетние и однолетние

цветущие растения

«Муравейник»

-углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;

-сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к муравьям.

-муравейник (участок группы)


«Альпийская горка»


-формировать представления

об «альпийской горке»,

как разновидности цветника;

-дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки»

(сочетание объектов живой и

неживой природы).

-«Альпийская горка»

(цветущие и вьющиеся

растения, камни разных

размеров)

«Ягодник»

-обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека.

- земляника;

- малина;

- вишня;

-черноплодная рябина;

- красная и чёрная смородина.

«Зеленая

аптека»

- расширить и закрепить знания

детей о лекарственных растениях;

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

- деревья, кусты;

- цветущие растения и травы.

«Птичий столб»

- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать; воспитывать

бережное отношение к ним.

птичий столб с кормушкой

Путешествие

по

экологической тропе (итоговое)

- обобщить знания по

проекту «Экологическая тропа»

все объекты экологической

тропы






Таблица 2

Этапы реализации проекта

Название этапа

Цель этапа

Содержание

Промежуточный результат

1 этап – подготовитель

ный


Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»

  1. Анализ работы по экологическому воспитанию.

  2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми старшего дошкольного возраста.

  3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.

  4. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.

Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы.

  • Определено новое направление и задачи работы мини-музея.

  1. Разработан маршрут экологической тропы.

  2. Разработаны занятия по маршруту экологической тропы.

  3. Созданы необходимые условия:

методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение.

2 этап – основной


Реализация работы по маршруту экологической тропы

  1. Выбор объектов для проведения занятий.

  2. Проведение последовательных занятий по маршруту экологической тропы;

  3. Изготовление гербариев:

«Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».

Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы

3 этап - контрольно-оценочный

Анализ результативности выполнения поставленных задач

  1. Проведение итоговой экскурсии;

  2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками;

  3. Оформление фотогазеты;

Выставка детских рисунков.

  1. Выполнение задач проекта.

  2. Выпуск методических рекомендаций.






Вывод:

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.
Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
В результате реализации проекта:
    • повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

    • улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

    • повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;


Литература:

  1. Грехова Л.И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002

  2. Захлебный А.Н. На экологической тропе Москва, 1981

  3. Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008

  4. Саморукова П.Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983

  5. Виноградова Н.В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой

  6. Елкина Н.В, Мариничева О.В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997

  7. Николаевой С.Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»

  8. Рыжовой Н.А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997

  9. Детям о природе» М.В. Лувич


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle