Библиографическое описание:

Волобуева Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России) [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 68-71.

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства на основе своего края, во всём многообразии её форм и методов имеет огромное воспитательное воздействие на формирование личности ребенка дошкольного возраста.

С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.

В российской системе дошкольного образования обновляется содержание образования и воспитания детей: в действии ведущие комплексные образовательные программы «Детство»[2003], «Истоки»[2001], «Радуга»[2003] и др.; обновлено содержание типовой «Программы воспитания и обучения в детском саду» [2005-2008 гг.] и др.

Успешно решаются вопросы освоения и внедрения программ экологической направленности, в том числе, общей экологической: «Мы. Азбука экологии» Н. Кондратьевой; «Наш дом – природа» Н. Рыжовой; «Мы–земляне» Н. Вересова, «Юный эколог» С. Николаевой; «Цветовая экология» Т. Шпотовой, О. Трушкиной; эколого-социально-культурной: «Семицветик» В. Ашикова, С. Ашиковой, «Мир вокруг нас» Т. Поповой; «Планета – наш дом» И. Белавиной, Н. Найденской; «Паутинка» Ж. Васякиной; «Я – человек» С. Козловой и др.; эколого-правовой и экономической: «Надежда» Т. В. Потаповой и др.; Л. М. Клариной «Экология и экономика для малышей»; «Экономическое воспитание дошкольников» Е. А. Курак и др. Почти все авторы программ уделяют краеведению серьезное внимание.

В условиях Северо-Востока России [С-В Р] изучение особенностей национально-регионального компонента базисного учебного плана образовательных учреждений страны является одним из направлений модернизации образования в Российской Федерации, в том числе, и в рамках совершенствования патриотического воспитания детей, разработана «Концепция регионального содержания образования в Магаданской области» [2004]. Её основу составляет богатая педагогическая традиция «краеведения» как совокупность знаний о крае, её истории, природе и т. д.

Углубленное содержание экологического воспитания в условиях Северо-Востока [С-В] рассмотрено и охарактеризовано с учетом принципа краеведения Н.Г. Волобуевой в 2002 г., где северо-восточный регион России раскрывается как объект воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении, имеющий свои особенности, доступные пониманию детей старшего дошкольного возраста.

Концепцией регионального содержания образования в Магаданской области в 2004 г. определены: цель- изучение региональных материалов в дошкольных учреждениях области (создание благоприятных условий для пробуждения интереса к родному краю); задачи этой работы (ознакомление детей с окружающим миром, изобразительным творчеством и физической культурой народов края); содержание дошкольного образования в условиях Северо-Востока.

Вопросы краеведческой направленности ознакомления дошкольников с особенностями региона рассматриваются и нашли отражение в работах А.Н. Фроловой, И.А. Паничева, Н.Г. Волобуевой, И.В. Кашко, Л.С. Давыдовой, Л.А. Труфановой, Г.В. Гончарук, С.В. Медведевой, В.В. Чернявской; И.В. Коробовой и других.

Фролова А.Н. занимается исследованиями культуры коренных народов Севера более 20-лет. В её трудах, в т. ч., описаны праздники чукчей и эвенов, связанные с морем и его обитателями, игры и игрушки детей Северных народов. Для сенсорного развития использовали мелкие фигурки животных: кита, моржа, тюленя. Чукотско-эскимосские игрища проводятся на берегу моря, в лесу. Дети для развития ловкости, меткости, выдержки, быстроты, координации движения играют в такие игры: «Охота на нерпу», «Ловля тюленя», «Охота на моржей», «Нерпичьи гонки» и др.

Формирование у детей представлений о родном крае и экологическое воспитание определяются не только содержанием, но и педагогическими условиями воспитательно-образовательной работы. Новым этапом в познании родного края малышами признан научно-методический комплекс – региональная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Северячок» [2001 - 2008] авторов Л.А. Труфановой. Л.С. Давыдовой. Г.В. Гончарук, «Северячок. Лето» Л.С. Давыдовой, Л.А. Труфановой [2009]. И сопровождающее программу методическое обеспечение: «Хрестоматия к программе «Северячок» Л.С.Давыдовой и Л.А.Труфановой [2003]; пособие «Живой родник» Л.С. Давыдовой [2009], в котором кратко раскрыты вопросы теории и практики ознакомления детей с художественной литературой с учетом регионального компонента содержания и другие и привлечены произведения писателя–натуралиста С.М. Олифера для детей дошкольного возраста.

Волобуева Н.Г., Медведева С.В. в 2009 г. представили опыт работы, где и обосновали необходимость соблюдения комплекса педагогических условий для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса по формирования у старших дошкольников представлений о родном крае (на примере Чукотки). В работе с воспитанниками выделяли направления: «Город Анадырь и его достопримечательности»; «Растительный и животный мир нашей малой Родины»; «Трудовые будни края»; «Культурное наследие Чукотки»; отводили время целевым прогулкам и экскурсиям к Анадырскому лиману; наблюдениям с детьми за животными: белухами и их детенышами, устраивающими танцевальные представления, арктическими тюленями; множеством пернатых обитателей: чайками, поморниками, пуночками и др.; беседам с ребятами об особо охраняемых видах животных: белом медведе, уникальных морских млекопитающих: сером и гренландском китах, моржах и др.; птицах: розовой чайке, черной казарке, белом гусе и др.

Особенности организации эколого-краеведческой направленности работы дошкольных образовательных учреждений г. Магадана рассмотрели и обобщили Н. Г. Волобуева и В. В. Чернявская в 2008 – 2009 гг.

Некоторые вопросы морской тематики в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста представлены в печати Н.Г. Волобуевой и И.В. Коробовой в 2008 -2011гг.

Без приближения детей к природе родного края и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения нельзя решать задачи разностороннего развития личности ребенка. Наиболее трудным вопросом для педагогов по–прежнему остается отбор содержания краеведческих знаний и представлений, которые должны приобрести дети. Соответствующий по содержанию материал позволит сформировать у дошкольников представления о том, чем богат и кем славен их родной край.

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) Крайнего Севера и Магаданской области содержание обучения с краеведческой направленностью будет отличаться от такового в центральных районах России. Но при этом важно учитывать, чтобы в каждом конкретном случае решались общие воспитательно-образовательные задачи, а познавательный материал был достаточно полным по объему и глубине его рассмотрения и соответствовал возрастным возможностям познавательной деятельности дошкольника.

Северо-Восточный регион России как объект воспитательно-образовательной работы в ДОУ имеет свои особенности, доступные пониманию детей старшего дошкольного возраста.

Магаданская область, как и Чукотский автономный округ, расположены на Крайнем Северо-востоке России, в арктических, субарктических природных поясах. Занимая обширную территорию при небольшой численности населения, Северо-Восточный регион России - единственный из всех регионов, омываемый водами двух океанов – Тихого и Северного Ледовитого и четырьмя морями. С севера его омывают Восточно-Сибирское и Чукотское, а с востока и юга – Берингово и Охотское моря. Побережье изобилует многочисленными заливами, бухтами, островами и полуостровами.

Моря океанов играют важную роль в освоении Северо-Востока: по морским путям перевозятся грузы, необходимые для его экономического развития; ведется добыча рыбы.

Северо-Восток по рельефу – горная страна. Ведущее место здесь занимают средневысотные нагорья и плоскогорья и только на окраинах и по долинам рек расположены незначительные пространства, занятые низменностями. Территория региона богата полезными ископаемыми. Самыми распространенными среди них являются золото, серебро, олово и каменный уголь; есть также платина, вольфрам, нефть, минеральные руды и др., послужившие основой создания промышленного региона.

Поверхность региона покрыта густой сетью рек и озер, которые используются как транспортные артерии и источники электроэнергии (р. Колыма, р. Усть-Среднекан). Многие реки – места нереста лососевых пород рыб, ценных для экономики и населения.

Среди природных комплексов выделяются три климатические зоны: арктические пустыни и тундры, тундры и лесотундры, а также хвойные леса с резко умеренным и континентальным климатом. Климат отличается большой суровостью. Каждой из природно-климатических зон присущи свои элементы растительного и животного мира.

Своеобразие природных комплексов региона заключается еще и в том, что к наземной флоре и фауне присоединяется животный мир пресных водоемов, морей и океанов. Следовательно, детей необходимо знакомить, как с многочисленными понятиями, относящимися к морям, океанам, так и с различными видами рыб, ластоногих (нерпа, тюлень, лахтак, сивуч, морж), китообразных (финвал, белуха, 1-2 вида дельфинов, касатка, горбач, синий и серый киты); белым медведем, морскими птицами, беспозвоночными животными (моллюски, крабы, рачки, морские звезды, ежи, медузы) и другими. При этом следует подчеркнуть, что многие виды морских животных занесены как редкие и исчезающие в Красную книгу России и Международную Красную книгу.

При ознакомлении детей дошкольного возраста с родным краем в содержание воспитательно-образовательной работы следует включать природоохранную деятельность человека на Севере, раскрывая ее значение и способы реализации природоохранных задач; знакомить с редкими и охраняемыми животными и растениями родного края; в т.ч., с такими понятиями, как "охраняемые территории региона", "заповедники" (Остров Врангеля, Магаданский заповедник), "заказник", "памятники природы", "Красная книга" и т. д.

Формируя у детей представления о родном крае, важно учитывать, что регион отличается от других районов страны не только в природно-климатическом аспекте, но и по этническому составу населения, бытовой и трудовой деятельности народа, а также своеобразием народного декоративно-прикладного искусства Севера.

Богатый и разнообразный растительный и животный мир Колымы и Чукотки с древнейших времен был основой существования коренного населения: чукчей, эскимосов, коряков, эвенов и др. Широко известны традиционные отрасли хозяйствования – оленеводство, рыболовство, морской и пушной промыслы. Искусство народов Севера тесно связано с их традиционными видами труда и древними легендами. Далеко за границами нашего края прославились работы чукотских мастеров – косторезов и граверов, специалистов по изделиям из меха оленя, нерпы и моржа.

Со своеобразием экономической деятельности следует знакомить дошкольников, начиная с тех предприятий, на которых трудятся их родители или близкие родственники. Сельское хозяйство относится к зоне рискованного земледелия. В регионе развиты горнодобывающая, угольная промышленности, строительство, энергетика и многие другие. В том числе и отрасли пищевой промышленности, из которых важнейшая рыбная. Имеется морской торговый порт и т. д.

Не составляют исключения и объекты образования, здравоохранения, науки, искусства, культурной жизни региона, знакомить с которыми будущих школьников не только возможно, но и необходимо. Одним из средств ознакомления с окружающим миром выступает и творчество поэтов и писателей Охотоморья, Колымы и Чукотки, которое помогает сформировать у детей представления о разнообразных явлениях в природе, общественной жизни, труде и быте тружеников Севера [Фролова,1986; Паничев,1991,1995; Волобуева, Кашко, 1993; Давыдова, Труфанова, 2003; Давыдова, 2009; и др.].

В настоящее время повышение интереса к краеведческому направлению педагогической деятельности обусловлено тем, что во всем своем многообразии форм и методов оно является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитании любви к нему и формировании нравственных качеств. Учитывая особенности С-В региона России, омываемого водами двух океанов, четырьмя морями, и отсутствие учебно-методических разработок комплексного характера на морскую тематику, мы приступили к реализации идеи по созданию пособия соответствующей тематики эколого-краеведческой направленности.

Работу начинали с анализа психолого-педагогической литературы, включая и теоретическое обоснование влияния природного окружения на развитие детей дошкольного возраста посредством моря в историческом плане и на современном этапе. Научно-теоретическое обоснование проблемы позволило провести опытно экспериментальные исследования в дошкольных учреждениях г. Магадана № 1, № 57 и, для сравнения, Приморского края (ДОУ п. Краскино) совместно с И.В. Коробовой. Материалы частично опубликованы.

Результаты эксперимента легли в основу дальнейшего планирования нашей деятельности по разработке комплекса психолого-педагогических мероприятий для целенаправленного формирования знаний и представлений дошкольников о родном крае на примере моря, его обитателях и жизни людей, связанной с морем.

Внедрение комплекса разработок в педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений г. Магадана и дальнейшая оценка эффективности использования данных материалов и мероприятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ способствовали активизации нашей работы по продолжению поиска, подбору и систематизации материалов для учебно-методического пособия, посвященного морской тематике в эколого-краеведческом образовании дошкольников.

В пособии мы рассматриваем «Роль краеведения в системе дошкольного воспитания», «Особенности условий Северо-восточного региона России, как основы эколого-краеведческого подхода в работе с дошкольниками», раскрываем «Взгляды исследователей о влиянии природного окружения на развитие детей посредством моря».

Центральное место в работе отвели разделу по формированию знаний и представлений дошкольников о родном крае на примере моря, его обитателях и жизни людей, связанной с море. Материалы скомпонованы по нескольким блокам: 1. Знакомство с водоемами (общие представления и знания дошкольников о водоемах, включая море, океан и др. понятия); 2. О млекопитающих и других животных, обитающих в морях и океанах; 3. О морских рыбах; 4. О многообразии морских обитателей (беспозвоночные); 5. О морских птицах; 6. О морской тематике в социальной действительности.

В каждом из блоков представлены конспекты комплексных и циклы интегрированных занятий, опытов и наблюдений, сюжетных занятий по физкультуре, игр, занятий оригами и др. Материалы всех блоков обязательно сопровождаются рассказами, сказками, ознакомительными беседами, включая стихи и малые формы фольклора (загадки, пословицы и поговорки) морской тематики.

В блоке «О морской тематике в социальной действительности» даны занятия, рассказы, стихотворения, малые формы фольклора по ознакомлению дошкольников с морскими: профессиями (капитан, моряки – штурман, боцман, механик, рулевой, корабельный повар (кок); адмирал, лоцман, водолаз, подводник, рыбак, гарпунщик и др.); морским транспортом (пароход, ледокол, подводная лодка, моторная лодка, байдарка, яхта, «комета», паром, катамаран и др.); морскими праздниками (День Рыбака, День моря, День Военно-Морского Флота, Праздник Кита, Праздник Кормления Рыбы или Кормления Воды и др.); занятия оригами по изготовлению лодочек, катеров, парусников и др.

Отдельно предложены рубрики «Словарь специальных морских терминов», «Дополнительные материалы» с подрубриками: 1.«Об особенностях Охотского моря и его обитателях; 2.«Общие сведения о животных: в мире интересного»; 3. Рассказы: «О морских млекопитающих:…»; «О рыбах: …»; «О морских обитателях: …» и другие.

Для повышения уровня самоподготовки педагогов и быстрой их ориентации в широком круге информации по морской тематике в дошкольном образовании, в приложении мы комплексно предлагаем подборки рекомендуемых библиографических источников: «О воде», «О живом мире морей, океанов и пресных водоемов». За основу подборок взят один из разделов учебного пособия Н.Г. Волобуевой, И.П. Тертицкой [1, с. 85 – 88]. В дальнейшем, за счет поиска и аналитического описания И. П. Тертицкой новых поступлений в фонды научно-технической библиотеки СВГУ по предлагаемой тематике, содержание подборок значительно расширены.

Материалы пособия адресованы педагогом ДОУ, учителям начальных классов, родителям и студентам педагогических колледжей, училищ и вузов для подготовки целенаправленного формирования знаний и представлений детей дошкольного возраста о родном крае на примере моря, его обитателях и жизни людей, связанной с морем.

Начиная работу по формированию знаний и представлений у детей о родном крае, педагог, как отмечают исследователи (Н.Ф. Виноградова, С.А. Веретенникова, С.А. Козлова и многие др.), прежде всего, останавливается на содержании воспитательно-образовательной работы и отборе конкретных объектов для ознакомления с ними дошкольников с учетом возрастных особенностей. При этом, выделяя при отборе материала наиболее характерное для данной местности (принцип краеведения), необходимо подчеркнуть и тесную взаимосвязь родного города или села со страной в целом и непременно находить в родном крае отражение типичных и характерных черт для всей страны

Проживание в районах Крайнего Севера и Магаданской области существенно отличается от жизни и быта людей других регионов России. Поэтому региональный компонент содержания и объем воспитательно-образовательной работы по формированию у детей представлений о родном крае могут и должны обогащаться за счет материалов и информации о природно-климатических, исторических, географических и социально-демографических особенностях, характерных и типичных для нашего региона, к тому же доступных непосредственному восприятию детьми дошкольного возраста.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Литература:

1. Волобуева Н. Г. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста / Н. Г. Волобуева, И. П. Тертицкая. – Магадан: Изд. СВГУ, 2008. ─ 235 с. (С. 85 – 88).

Основные термины: дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, родном крае, детей старшего дошкольного, старшего дошкольного возраста, родным краем, воспитательно-образовательной работы, воспитания детей, воспитания детей дошкольного, дошкольного возраста основ, дошкольного образования, родным краем дошкольников, ознакомления детей дошкольного, воспитание детей, воспитание детей старшего, Экологическое воспитание детей, патриотического воспитания детей, пониманию детей старшего, доступные пониманию детей, особенностей детей дошкольного

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle