Библиографическое описание:

Макеева И. А. Музейная педагогика как средство формирования гражданственности детей-сирот [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 12-15.

На современном этапе развития нашей страны, в условиях построения правового государства и становления гражданского общества возрастает актуальность осуществления гражданского воспитания подрастающего поколения. Демократическому государству необходимы разносторонне образованные, нравственно и социально ответственные граждане, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, готовые к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающие гражданскими качествами, чувством ответственности за судьбу страны, способные участвовать в развитии ее экономической, политической и культурно-духовной сфер.

Сложность современного периода в развитии нашего общества, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обуславливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Педагогический процесс в этом аспекте призван обеспечить формирование истинного гражданина и патриота, личности социально активной и ответственной.

Данная проблема приобретает особую значимость, когда речь идет о социализации детей-сирот, имеющих негативный социальный опыт, обладающих специфическим медико-психологическим статусом, существенно отличающимся от сверстников. Характерным результатом негативных влияний является высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к жизни.

Трудности гражданской идентификации детей-сирот обусловлены следующими факторами:

– формированием иждивенческой позиции, непониманием материальной стороны жизни, необходимостью в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, сиюминутные удовольствия);

– проблемами в развитии волевой сферы, которые проявляются в отсутствии умения делать самостоятельный выбор, преодолевать трудности, нести ответственность за собственные поступки, противостоять негативным явлениям действительности;

– этической, нравственной неразборчивостью в достижении поставленных целей, недостаточным пониманием или непринятием моральных норм, правил и ограничений;

– трудностями в общении особенно там, где предполагается свободное, нерегламентированное, произвольное поведение;

– перегруженностью отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения без достаточного противовеса положительных ценностей, социально приемлемых возможностей и образцов успеха, которые в полном объеме не формируются в детском доме;

– снижением пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия;

– дезадаптивным поведением, которое выражается, прежде всего, в синдроме тревожного ожидания, страхах, неуверенности, систематических неуспехах в обучении, что приводит к конфликтности, преобладанию защитных средств поведения в конфликтных ситуациях;

– склонностью к аддиктивному (саморазрушающему) поведению (злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ);

– низкими показателями здоровья.

Основная цель гражданского воспитания — воспитание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества.

В структуре гражданского воспитания выделяют нравственный, правовой, политический аспекты.

Нравственный аспект представлен нравственной культурой, которая в структуре гражданской культуры является основополагающей, выступает тем моральным стержнем, который находит выражение в гражданственности – интегративном качестве личности, позволяющем ей социально, юридически и политически ощущать себя дееспособным гражданином своей страны, ответственным за то, что в ней происходит. Правовой аспект гражданского воспитания представлен правовой культурой, содержание которой составляют правовые знания, понимание и принятие права, действия в соответствии с ним. Политическая культура как выражение политического аспекта гражданского воспитания отражает взаимосвязь политической культуры и политической системы: чем выше уровень политической культуры граждан страны, тем максимально эффективнее приближение к гражданскому обществу [1].

Процесс гражданского воспитания включает в себя: формирование системы определенных представлений и понятий; формирование позитивного эмоционального отношения; формирование гражданского поведения.

Главным результатом гражданского воспитания является развитие нравственной и гражданской ответственности личности, готовности к саморазвитию и нравственному самосовершенствованию, формирование гражданственности.

Гражданственность понимается как политическое, социально-психологическое, нравственное качество субъекта, характеризующееся зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастности к субъектам своей Родины и ее народа, осознанием себя, полноправным гражданином своей страны[2, С. 37].

Гражданственность можно охарактеризовать как нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны [3].

Анализируя понятие гражданственности, следует выделить ряд аспектов: мировоззренческий (знания, убеждения, ценностные ориентации и др.); поведенческий (нормы, направленность, установки, поступки и др.); оценочный (качественное состояние нравственного, политического, правового самосознания; стиля мышления; познавательные оценки и их характер, содержание, степень истины, логика доказательства и др.); культурный (культура чувств, отношений, поведения, формы, содержание и характер самодеятельного творчества и др.) [4, С. 4].

Гражданственность имеет многосложную форму существования и может предполагать: осознание ценности гражданских прав и обязанностей как отражающих интересы личности и гражданского общества; наличие сформированных гражданских отношений личности; направленность на реализацию гражданских прав и выполнение обязанностей гражданина; рефлексию, самосознание личностью своей гражданской позиции [5] .

Междисциплинарный, теоретический анализподходов к содержанию и толкованию понятия гражданственности и его сущности показывает, что гражданственность субъекта соотносится с его правовым положением и характеризуется широким спектром личностных характеристик, что позволяет рассматривать гражданственность как совокупность качеств личности,синтезирующих: моральную и правовую составляющие; явления культуры и духовного мира личности;особое свойство социально-активной, самодостаточной личности, предопределяющееся характером, содержанием исторического, цивилизационного, социокультурного развития.

Воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека. Значительный вклад в формирование гражданственности могут внести музеи как социально-культурные учреждения, сохраняющие и транслирующие социальные, политические, исторические и другие ценности национальной культуры.

Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, социально-педагогическая функция которых, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. Идейной основой развития музейного дела стало французское и немецкое просвещение, в контексте философских концепций которого возникла и развивалась социокультурная направленность музея, являвшегося центром популяризации культуры и возможным средством решения задач эстетического воспитания и образования.

В комплексе взаимосвязанных и взаимообусловленных функций музея, направленных на воздействие на человека, первоначальной и базовой для других является образовательно-воспитательная функция, которая в отличие от условий образовательного учреждения заключается в нетрадиционности решения дидактических задач, обладает значительными возможностями наглядности. Следует отметить, что музейное образование в сравнении со школьным, в меньшей степени систематично и обширно, не является всеохватывающим. Однако музей может способствовать расширению кругозора, служить основой для формирования, корректировки мировоззренческой позиции.

К числу основных и определяющих относятся культуросохраняющая и культуросозидающая функции музеев. Сохранение и развитие культуры является непременным условием развития общества, и музеи, в силу своей специфики, призваны сберегать и пропагандировать природное, культурное, историческое наследие и тем самым способствовать культурному многообразию общества.

Ценностное восприятие природы и общества происходит на основе аксиологической функции музея. Памятники культуры, представленные в музее, способствуют формированию ценностных ориентаций, осознанию поликультурности окружающего мира и умению ориентироваться в культурном пространстве. Значимость реализации данной функции особенно возрастает в периоды переоценки прошлого опыта и смены культурных и нравственных ориентиров в обществе.

Функция социализации реализуется в нескольких аспектах. Обладая огромным социальным (историческим) капиталом, музей содействует социальному самоопределению, социальной адаптации, формированию социальной активности личности.

Таким образом, музей содействует поддержанию связи поколений, которая необходима как для сохранения исторической памяти народа, так и для воспитания высоких нравственных качеств человека, чувства любви к родному краю, к Отечеству, формирования гражданского самосознания детей-сирот.

В сложившейся социально-экономической, политической, социокультурной ситуации на первый план выдвигается консолидирующая роль музеев. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания детей-сирот в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач музея детского дома.


Литература:

1.Доржиева Л.А. Разработка проблемы гражданского воспитания учащихся в педагогике России и Российского Зарубежья в первой половине ХХ века: Автореф. дисс…. канд. пед. наук. Чита, 2007. – 22 с.

2.Политологический словарь// Под ред. В.Ф. Халипова. М.: Высшая школа, 1995. – 192 с.

3.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред.учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. –176 с.

4.Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Челябинск, 1998. – 26 с.

5.Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Экономика, 1991.– 256 с.

1.Культурология: Учеб.пособие для студ. выс. учеб. заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 576 с.

2. Соколова М. В. Музейная педагогика как фактор формирования социального опыта учащихся: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ Соколова Марина Валентиновна. – Ярославль: Б.и., 2000.– 174 с.

3.Степанов С.В. Задачи краеведческой и музейной работы в условиях совершенствования содержания образовательного процесса // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования личности в поликультурной среде. Сб. матер./ Под ред. В.Н. Гурова, А.Е. Шабалдаса, В.Ф. Вишняковой. Ставрополь: СКИПКРО, 2004. Вып. 14. С.45-47.

4.Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства // Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. 2006

5.Зеленко А.У. Школьныймузей. – М.: Работник просвещения, 1927. –104 с.

6. Вроно Е.М. Несчастливые дети – трудные родители: Наблюдения детского психиатра. –М.: Семья и школа, 1997.– 127 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle