Библиографическое описание:

Косиченко Л. Е. Роль средств комнаты Марии Монтессори в социальном развитии ребенка-инвалида [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 29-33.

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, а умер­ла в 1952 году в Голландии. Она была первой женщиной-врачом в Италии, работала ассис­тентом в психиатрической клинике, преподавала в Римском университе­те и, только получив степень докто­ра философии, основала в одном из бедных кварталов Рима «Дом ребен­ка».

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла систе­мой саморазвития ребенка в дидак­тически подготовленной среде. На­учные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли ей сделать выводы о свободном саморазвитии ребенка и о способах организации его работы в специаль­но обустроенной обстановке.

Монтессори считала, что для обучения детей доста­точно создать такую развивающую среду, где дидактический материал выбирал бы не педагог, а сам ребе­нок. И он же определял время рабо­ты с этим материалом и контроли­ровал свои ошибки.

Как же должна быть устроена такая специально подготовленная среда?

На основе многолетних наблю­дений М. Монтессори делает вывод о том, что существует совершенно определенное число материалов, до­статочных для культурного разви­тия детей. В подготовленную среду входят материалы, помогающие развитию ребенка в самых разных направлениях. Это материалы для освоения навыков обыденной жизни, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи, письма, чтения, математических способностей, «космического воспитания».

Все материалы, предложенные Монтессори для подготовленной среды по своей структуре и логической последовательности, соответствуют периодам наибольшей восприимчивости ребенка. Выделение этих периодов Монтессори занималась много лет. Сенситивные фазы развития стали одним из оснований ее научного метода.

В процессе развития ребенка М. Монтессори выделяет 3 фазы: от 0 до 6, от 6 до 12 и от 12 до 18 лет.

Первая фаза (0 — 6) характеризуется глобальной ориента­цией познавательной активности ребенка на формирование чув­ственного образа окружающего мира. Ребенок «решает» внутреннюю задачу своего разви­тия, которая на данном этапе состоит в создании эмоционально окрашенной картины окружающего мира, себя самого и своего места в мире.

Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является, образно говоря, «эмоциональным камертоном», сверхчувствительным ре­зонатором эмоций родителей, главным образом матери. Его впи­тывающее мышление вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходя­щим в мире. По этой причине наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, яв­ляются родительский дом и забота.

Ребенок в возрасте от 3 до 6 лет является «строителем самого себя». На это время приходятся фазы максимальной интенсивно­сти ряда сенситивных периодов его развития — сенсорного, дви­гательного, речевого, социального. Наиболее подходящими ус­ловиями для развития ребенка в этом возрасте является специально организованная среда детского сада, в которой есть все необходимые составляющие: сенсорные, рече­вые, математические материалы, материалы для овладения навы­ками практической жизни, для ознакомления с природой и, на­конец, дети. Дети имеют возможность свободно передвигаться по помещению, реализуют право выбора деятельности, а в процессе их общения и взаимодействия возникает множество ситуаций, ко­торые могут стать материалом для упражнений в навыках соци­ального поведения.

Во второй фазе (6—12) глобальная ориентация развития ребенка связана с поиском им места и роли человека в природе и культуре: как роли человечества вообще, так и своей собственной индивидуальной роли.

В сознании ребенка формируется более или менее адекватный, структурированный и осмысленный образ мира, образ самого себя и своего места в мире. Ребенок в возрасте от 6 до 9 лет в условиях свободной реализации познавательной деятельности является «ис­следователем», который с целью познания мира стремится выйти за пределы возможностей органов чувств человека путем освое­ния новых приборов, проведения экспериментов и т.д. Постепен­но он приходит к мысли, что нет необходимости каждый раз на­чинать свое исследование какого-либо явления «с нуля», а можно воспользоваться готовым знанием по данной проблеме, достиже­ниями предшествующих поколений. Этот возраст можно назвать, таким образом, возрастом «ребенка-ученого».

Наконец, третья фаза развития (12—18) характеризуется глобальной направленностью человека на общество и поиск в нем своего места. В возрасте от 12 до 15 лет молодой человек находит еще одну возможность усилить свои познавательные способно­сти, привлекая для этого людей, объединенных общей целью — другими словами, организацию людей. Он становится «участни­ком организации». Человек в возрасте от 15 до 18 лет является ак­тивным «социальным участником», который может трудиться не­полный рабочий день, а в свободное время занят профессиональ­ной подготовкой в колледжах, университетах. Это возраст начала профессиональной карьеры.

В период от рождения до 3 лет взрослый не имеет прямого доступа к разуму ребенка и не может оказывать на него прямого влияния. В возрасте от 3 до 6 лет ребенок более подвержен влия­нию взрослого, в нем происходят колоссальные изменения, так что с 6 лет он способен посещать школу. В период с 6 до 12 лет ребенок достаточно спокойно растет и развивается без кардиналь­ных внутренних перемен. Внешне происходят плавные изменения, например, молочные зубы ребенка меняются на коренные. Пе­риод 12—18 лет напоминает дошкольное детство по интенсивно­сти перемен, происходящих с подростком. После 18 лет человек уже вполне сформировался.

Комната Марии Монтессори создана в детском доме-интернате № 2 в городе Иркутске для детей с интеллектуальной недостаточностью. Проблемы потенциальных возможностей детей с умственной отсталостью, приспособление их в жизни приобретают большую социальную значимость.

Социальная адаптация воспитанников интернатных учреждений с интеллектуальной недостаточностью, исходя из их клинических особенностей, должна осуществляться через развитие умения ориентироваться в социальном окружении, развитие элементарной творческой фантазии, контрольной функции действия с предметом, формирование чувственного образа окружающего мира, а так же формирование на элементарном уровне эмоционально-волевых компонентов личности. С учетом индивидуально-типологических особенностей контингента детей интернатного учреждения наиболее эффективно развитие социальной адаптации через работу по педагогической системе М. Монтессори.

Одним из важнейших аспектов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, является формирование и развитие у них психофизических функций личности ребенка и самореализация в социуме.

У детей с выраженными формами умственного недоразвития наблюдаются грубые и множественные нарушения психофизических процессов. В связи с этим данная образовательная методика Монтессори позволяет корректировать познавательные функции, сенсорные возможности, обеспечивая ребенку разностороннее развитие, опираясь на более сохранные стороны психической деятельности.

Система М.Монтессори позволяет умственно отсталому ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, учитывая степень интеллектуальной недостаточности, используя разработанные дидактические материалы под руководством педагога.

Материалы, предлагаемые педагогикой Монтессори, привлекательны, просты в применении, соответствуют возрастным особенностям детей с учетом степеней интеллектуальной недостаточности. Разработаны так, что позволяют ему самостоятельно контролировать свои ошибки.

Речевая активность у детей с умственным недоразвитием выражена крайне слабо и быстро исчерпывается, поэтому необходима постоянная активизация детей системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации. Учитывая выраженную у детей данной категории склонность к подражанию, необходимо постоянно побуждать их повторять высказывания. В результате вышеизложенного необходимо работу с автодидактическим материалом сопровождать речью педагога и ребенка.

Основной целью реабилитации детей средствами комнаты Монтессори в учреждении интернатного вида является раскрытие потенциала умственно отсталого ребенка, его развитие и социализация в обществе. В зависимости от возраста ребенка-инвалида, от особенностей его психофизического развития ставятся конкретные цели воспитания, достижения которых решается рядом задач.

Для того, чтобы составить ясное представление о методике Монтессори, необходимо сначала рассмотреть общие положения — методические рекомендации.

Они относятся к методике работы со всеми материалами, независимо от того, к какому направлению они относятся.

Презентация Материала. Педагог показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий с ним, направленных на раскрытие свойств и отношений, заключенных в материале. Подобный показ называется презентацией материала. Демон­стрируя ход работы с материалом, или, другими словами, основ­ной алгоритм действия с ним.

Предотвращение использования материала не по назначению. Если ребенок приме­няет материал не по назначению — делает из длинных штанг ру­жья, строит башню из цилиндрических коробочек, издающих шумы различной громкости, бросает кубы из золотого материа­ла, надевает на голову рамку с застежкой и т.д. — педагогу следует вмешаться и прекратить подобные действия, проявляя при этом достаточно такта и в то же время настойчивости.

Содействие самостоятельной деятельности ребенка. Только в том случае, если материал применяется в соответствии с его назначе­нием — даже если способ действия ребенка с ним несколько от­личается от показанного педагогом образца, что может происхо­дить на первых порах овладения новым способом действия или же, как мы увидим позже, в процессе дальнейших упражнений-модификаций — и объективно становится средством обучения и развития ребенка, учитель позволяет последнему заниматься так долго, как тот захочет. Более того, работу ребенка не прерывают ни для исправления его «мелких ошибок», ни из боязни, что он будет утомлен, способствуя тем самым его сосредоточению на целесообразной деятельности, и не снижая мотивации к ней.

Контроль и коррекция ошибок.

Особенность материалов Монтессори состоит в том, что они допускают возможность самоконтроля. Можно выделить ряд спо­собов самоконтроля. Простейший из них — механический, дос­тупный уже для самых маленьких детей. Например, понимание, что если цилиндры-вкладыши имеют разные размеры, то каждый цилиндр подходит только для одного отверстия. Еще один способ самоконтроля, особенно актуальный при изучении математики, — посредством контрольных карт. К карточкам с примерами и заданиями прилагаются карточки с ответами. Возможен и контроль с помощью специальных меток, таких, как цветные точки, наклеенные на дно коробочек с запахами по правилу, одинаковый запах — одинаковый цвет.

Имеются также другие способы самоконтроля. Так, например, педагог обращает внимание ребенка на пролитые капли воды и показывает, как их удалить посредством губки. В дальнейшем ребенок сам за­метит подобную ошибку и исправит ее.

Индивидуальная работа, работа в малых группах.

Заметим сразу: неверно, что в системе Монтессори детям раз­решается заниматься с материалом только в одиночку. Ребенок имеет свободу выбора партнера, и, если материал позволяет, дети могут заниматься с таким материалом вместе. Существует масса материалов — в особенности сенсорных и математических, а также предназначенных для изучения географии, био­логии, истории в школе, — заниматься с которыми полезнее все­го в малых группах из двух—четырех и более детей. «Упражнения в тишине», ходьба по линии, беседа о правилах поведения в общественных местах, все это проводится в малых группах.

Саморазвитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью осуществляется посредством дифференцированной системы материалов, относящихся к следующим направлениям:

- предметно-практическая жизнедеятельность;

- сенсорное воспитание;

- элементарные математические представления;

- развитие речи;

- обучение чтению и письму;

- космическое воспитание.

Мы не будем рассматривать содержание каждого направления, а посмотрим, какое социальное развитие ребенка с умственным недоразвитием, предполагает каждый раздел.

  1. Овладение навыками практической повседневной деятельностью.

Большую роль в этом направление отводится формированию, развитию социально-бытовых навыков, происходит социальное развитие ребенка. Освоив алгоритмы работы с предметами (например, последовательность застегивания пуговиц, мытья рук) ребенок получает «Ключ к миру», с помощью которого он приобретает дополнительную возможность знакомиться с миром реальности самостоятельно и гораздо эффективнее. Упражнения данного раздела развивают не только память, внимание, волю, но не менее важны упражнения в практической жизни для социального развития ребенка и в первую очередь формирования у него навыков социального поведения, ознакомления с культурой поведения в обществе, обучения навыкам повседневной деятель­ности и личной гигиены.

Ведь упражне­ния в практической жизни дают ребенку возмож­ность реализовать свою внутреннюю потребность и, как уже гово­рилось, постепенно вырабатывают умение управлять не только своими движениями, но и поведением. Способность владеть со­бой, управлять эмоциями — одна из основных предпосылок позитивного социального поведения.

Социальные качества, которые воспитываются у детей – это и готовность к взаимопомощи, навыки куль­туры поведения и соблюдение правил поведения в обществе, ува­жение достоинства и прав окружающих. Воспитанию у детей го­товности и привычки к взаимопомощи, попросить о помощи, предложить свою помощь не так-то просто: для этого нуж­но выбрать подходящие слова; от нежелательной помощи нужно научиться отказываться.

Знакомству с основами культуры поведения в обществе Монтессори посвящает особый раздел упражнений в практической жизни. Проигрывая под руководством и при непосредственном участии взрослого различные ситуации, а затем, обсуждая их, дети узнают, как следует приглашать гостя в комнату, предлагать ему место; как должны поступать хозяин и гость, если последний при­шел не вовремя; как просят о помощи и как принимают предло­жение ее.

Выше мы уже говорили о том, что в Монтессори-комнате существуют правила поведения, обязательные для соблюдения всеми — и педагогом, и детьми. Этих правил немного; они сформулированы ясно, коротко и четко. Выполняя их, ребенок не только учится уважать права и интересы других детей, но и ждет того же от окружающих. Постепенно у него возникает ощущение принадлежности к группе детей, к коллективу, а значит, чувство защищенности.

Навыки личной гигиены также имеют со­циальный аспект: с аккуратно одетым, умытым и причесанным ребенком приятно общаться, в то время как неряшливость внеш­него вида человека может быть воспринята как проявление не­уважения к окружающим.

  1. Сенсорное воспитание.

Под сенсорным воспитанием ребенка понимается развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предмета окружающего мира: об их форме, размерах, цвете, положений в пространстве, а также вкусе, запахе, звучании, температуре.

После того, как ребенок освоил деятельность с сенсорным материалом, он выполняет ряд упражнений на применение в реальной жизни полученных представлений о свойствах предметов и освоенных способов действия.

(Например: научившись различать и называть цвета и их оттенки, ребенок ищет их в окружающей среде, исследует окраску растений, животных, предметов одежды и т д)

Сенсорное воспитание помогает ребенку лучше ориентироваться в реальном мире. Например, чтобы купить рыбу, необходимо, чтобы зрение и обоняние были достаточно тренированы, у детей с интеллектуальной недостаточностью они развиваются более медленно.

Ориентация в мире предметов необходима для социализации ребенка в социуме. Так же у детей развивается эстетические чувства, ребенок учится воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.

  1. Математические представления

Развитие элементарных математических представлений осуществляется посредством сенсорного воспитания и на упражнениях по овладению навыками практической повседневной деятельности. Обучение счету, знакомство с числами, выполнение элементарных арифметических операций, все это необходимо знать, уметь выполнять детям с интеллектуальной недостаточностью.

Развитие математических знаний у умственно отсталых детей имеет исключительно практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами.

Дети, которые овладевают элементарными математическими представлениями, легче и успешнее адаптируются в социальном мире.

Методика Монтессори хороша тем, что с легкостью дает понять ребенку с умственным недоразвитием знания десятичной системы исчисления, выполнения арифметических действий, что является основными знаниями для таких детей, что позволяет им решать практические ситуации, возникающие в повседневной жизни.

На занятиях по овладению данными представлениями, на основании методики Монтессори, используется еще и материал, который оказывает влияние на развитие речи. С помощью данной педагогической системой идет развитие не только математических представлений, но и личностных качеств ребенка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор.

  1. Развитие речи

Основным средством общения, а также базисом обучения пись­му и чтению является устная речь. Чтобы адекватно выразить свои мысли, чувства, желания, ребенку нужен достаточный словар­ный запас и умение грамматически правильно строить предложе­ния.
Ребенок впитывает речь из окружающей среды, поэтому ему нужно слышать вокруг себя правильную речь, поэтому образцом для детей служит педагог, поэтому педагог должен контролировать свою речь. Ему следует говорить чет­ко, ясно, грамматически правильно.

Развитие речи в системе Монтессори происходит на всех направлениях системы Монтессори, но одной из основных форм является – беседы в кругу, где дети обсуждают различные темы. Это и жизнь экзотических животных, это и правила поведения в общественных местах, это и праздники нашей Родины, это и проблемы, которые на данный момент беспокоят ребят. В нашем учреждение в определенные дни дети могут рассказать ситуацию, которая сложилась с ним и остальные дети помогут найти выход из нее. Такие беседы не только развивают речь детей, но и носят воспитательный характер. Также в кругу разыгрываются разные ситуации, которые помогают детям находить решения определенных проблем. Развитие речи происходмит и через систематизацию полученной информации умственно отсталым ребенком.

  1. Обучение чтению и письму.

Важной отличительной особенностью подхода Монтессори является то, что дети сначала учатся писать, а потом читать. Но и процедура овладения данными умениями является особенными. Оба процесса происходят не одновре­менно.

Еще одно отличие письма от чтения состоит в том, что при письме задействована также моторика. Чтение же представляет собой достаточно сложный интеллекту­альный процесс. Письмо в известном смысле проще чте­ния, поскольку не требует от ребенка слишком больших интел­лектуальных затрат, поэтому оно у Монтессори и предшествует чтению.

Другой особенностью методики Монтессори является то, что дети сначала учатся писать прописные буквы, а не печатные. Она считала круговые движения более естественными для детской руки, а именно прописные буквы обладают различными закруглениями.

Третья особенность методики Монтессори – это написание сразу букв, а не их элементы.

Социальная значимость развития письма и чтения у данной категории детей является развитие делового письма, следовательно, Монтессори-материалы по обучению письму, служат для того, чтобы ребенок с интеллектуальной недостаточностью смог написать не только письмо своим близким, но и заявление о принятие на работу.


  1. Космическое воспитание.

Целью «космического воспитания» является формирование у ребенка представлений об окружающем мире

У ребенка необходимо воспитывать чувство ответственности перед окружающей природой и бережного отношения друг к другу.

Главный метод «космического воспитания» — «от общего к частному», «от целого к деталям». Он предполагает направить дви­жение мысли ребенка по пути, аналогичному пути развития сис­тем: от простой градации к последующей дифференциации поня­тий и построению в сознании более сложной системы понятий и представлений о мире.

Детей знакомят с обобщенными представлениями об окружающем мире.

Социальное развитие детей происходит через соблюдение правил поведения в природе, развитие нравственных норм, знакомство с историей и культурой сибирских народов, с их верованиями и традициями.

Данная педагогическая система помогает детям с умственными нарушениями, и не только им, социально адаптироваться в современном обществе, формировать основы социально- приемлемого поведения.

9


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle