Библиографическое описание:

Сизых Т. В. Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 151-153.


Из словаря-справочника: деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Концепция модернизации образования одним из приоритетов образовательной политики определяет обеспечение качества образования и его соответствие потребностям личности, общества и государства. И, конечно, школа должна сформировать у ученика целый ряд компетентностей, способных выступить в качестве движущей силы всего процесса личностного развития не только в период обучения, но и после окончания школы.

Математика как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. Придание социально значимым знаниям практикооринтированного характера, сформированность навыков общения с другими людьми основываются на умении самостоятельно добывать знания, использовать их как орудийные средства при решении различных задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей формирования социальной компетентности.

Математика широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности.

Положение о необходимости развития у школьников социальной компетентности не ново. Для этого учебная деятельность должна представлять интерес. В интересе К.Д.Ушинский видел основной внутренний механизм успешного учения. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, но не превращать эту работу в забаву. В отечественной психологии общая теория интереса разрабатывалась такими учеными, как Б.Г.Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И. Божович, Л.А.Гордон, С.Л. Рубинштейн. Проведенные данными учеными исследования позволяют сделать вывод о том, что познавательный интерес представляет собой личностное образование, в котором органически представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

Современный учитель ищет разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать игровые технологии, а именно технологию деловой игры. В деловых играх моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. В процессе деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

Деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:

  • игра - обучение

  • игра - тренинг

  • игра - исследование

Однако следует отметить, что каждая конкретная деловая игра несет в себе переплетение указанных аспектов, либо в соответствии с определенными целями игры акцент может делаться на каком-то одном аспекте.

Для развития социальной компетентности у обучающихся в учебном процессе применяют следующие модификации деловых игр:

Имитационные игры.

Имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия. Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждый становится специалистом определенного профиля. Группы изучают общие сведения, отвечают на предложенные вопросы.

Имитационная игра используется при усвоении новых знаний, способствует эмоциональной приподнятости, деятельности, соперничеству, конкуренции, обучающиеся вовлекаются в некую жизненную ситуацию.

Операционные игры.

Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций: решение поставленных задач, ведение пропаганды и агитаций.

Операционные игры формируют умение полемизировать, отстаивать свою точку зрения. Имеет социализирующую ориентацию.

«Деловой театр»

Основная задача метода - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты. Игра используется в качестве контроля, позволяет индивидуально оценить обучающихся. Участники приобретают дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие навыки: умение находить оптимальное решение, адаптироваться к условиям среды, умение сравнивать, сопоставлять.

Игра «Ученый Совет»

План игры:

  • Вступительное слово ведущего.

  • Слово Ученому совету (чтение указов).

  • Представление рефератов:

а) теоретическая часть;
б) проведение фрагментов, бесед, кроссвордов, сказок и т. п.

На уроке математики структура деловой игры может быть такой:

  • знакомство с реальной ситуацией;

  • построение её имитационной модели;

  • постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

  • создание игровой проблемной ситуации;

  • отбор необходимого для решения проблемы теоретического материала;

  • разрешение проблемы;

  • обсуждение и проверка полученных результатов;

  • коррекция;

  • реализация принятого решения;

  • анализ итогов работы (рефлексия);

  • оценка результатов работы.

Методика проведения деловых игр включает следующие этапы:

Этап подготовки.

Разработка игры

  • разработка сценария

  • план деловой игры

  • общее описание игры

  • содержание инструктажа

  • подготовка материального обеспечения

Ввод в игру

  • постановка проблемы, целей

  • условия, инструктаж

  • регламент, правила

  • распределение ролей

  • формирование групп

  • консультации

Этап проведения

Групповая работа над заданием

  • работа с источниками

  • тренинг

  • мозговой штурм

Межгрупповая дискуссия

  • выступление групп

  • работа экспертов

Этап анализа и обобщения

  • анализ, рефлексия

  • оценка и самооценка работы

  • выводы и обобщения

Деловая игра предполагает групповую форму работы, поскольку она позволяет:

  • обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого учащегося в системе межличностных отношений;

  • исключить пассивную позицию ребенка на уроке;

  • самостоятельно добывать теоретические знания и формировать практические навыки;

  • получать опыт определенного социального поведения.

Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Помимо знаний у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

Применение на уроках деловых игр обогащает социальный опыт обучающихся: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, учит взаимодействовать с учителями и одноклассниками.


Литература:
  1. Лоповок Л.М. Математика на досуге. – М.: Просвещение, 1981
  2. Лэнгдон Н. Снейч Ч. С математикой в путь! – М.: Лайда, 1987
  3. Мадер В.В. Математический детектив. – М.: Просвещение, 1992
  4. Манвелов Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002
  5. Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1982


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle