Библиографическое описание:

Иванова Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 84-87.

Современная система дополнительного образования детей РФ по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в российском обществе. Дополнительное образование детей социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства.

Посредством организационно-массовой и воспитательной работы реализуются такие функции как: развивающая, воспитывающая, социально-педагогическая, реабилитационная, коррекционная, профилактическая, оздоровительная, профориентационная, психотерапевтическая и др., что особенно важно в работе с людьми с ограниченными возможностями.

На всех этапах своего развития человеческое общество не оставалось безразличным к тем, кто имел физические и психические нарушения. Эти лица всегда требовали особого внимания. Если общество и государство не оказывало им адекватной помощи, то они становились тяжелым бременем и источником таких социальных проблем как бродяжничество, тунеядство и преступность.

Среди взрослого населения России около 8 млн. человек имеют официальный статус инвалида. Кроме того, насчитывается еще столько же людей с ослабленным здоровьем и ограниченной трудоспособностью. Немалую долю занимают и дети-инвалиды. Каждый их них нуждается в системе медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или максимально полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. К сожалению, в современном обществе непрерывно увеличивается количество детей с различными отклонениями и нарушениями, что актуализирует поиск эффективных мер и механизмов их реабилитации.

Под реабилитацией понимают весь комплекс мероприятий, помогающих людям с физическими нарушениями и хроническими заболеваниями адаптироваться к требованиям школьного обучения, профессиональной и общественной жизни. Общая цель данного процесса состоит в том, чтобы совместными усилиями помочь человеку с физическими, психическими или психологическими ограничениями, обусловленными болезнью, врожденной патологией или экзогенными повреждениями после течения острого состояния, с помощью комплексных мероприятий, найти свое место в обществе или вернуться к тому образу жизни в повседневной, общественной и профессиональной сфере, которого он достоин, как и каждый гражданин своего государства, полноценный представитель социума.

Важным условием качественной социализации и социальной жизни является освоение навыков социального общения. Это предполагает доступ к различного рода источникам информации, что затруднено из-за наличия коммуникативных ограничений и барьеров; утраты мобильности; недостаточных навыков межличностного взаимодействия и противодействия части социума. Осознание дефекта развития и связанных с ним ограничений зачастую приводит к неадекватной самооценке, ранимости психики, маргинализации, ограничению общения с окружающими.

Большую роль в усилении и закреплении негативных стереотипов социального взаимодействия и общения играет отрицательный опыт общения ребенка, подростка со сверстниками или взрослыми, демонстрирующими превосходство здоровых людей, подчеркивающих неполноценность человека (неприятие или жалость), исключающих его из жизни общества. Таким образом формируется эффект социальной изоляции человека с ограниченными возможностями.

Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен быть подготовлен не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению частично утраченных жизненных сил и здоровья, то есть к умению организовать свой отдых и свободное время.

Для таких людей существует ряд объективных ограничений в участии в различных общедоступных формах общественной и досуговой деятельности. Вместе с этим, они не должны находиться в полной изоляции. Специальные формы досуговой и образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей способствуют развитию социальных навыков в рамках своей субкультуры, личностному развитию, приучают детей к активному и целесообразному времяпрепровождению (спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное творчество, искусство и ремесло, клубы по интересам и др.)

Педагоги конкретного учреждения дополнительного образования детей, реализуя дополнительные образовательные программы социально-педагогической направленности, могут работать с детьми 4-17 лет в следующих направлениях: для дошкольного возраста - школа раннего развития, для обучающихся старше семи лет – детские секции, кружки и объединения, решающие задачи интеллектуального, физического, нравственного, патриотического и др. воспитания.

Возможности системы дополнительного образования уникальны тем, что в ней различные сферы деятельности взрослых моделируются соответствующими видами деятельности детей, в которых между взрослыми и детьми складываются особые социально-психологические и межличностные отношения. Социально-педагогическая направленность позволяет учреждению реализовывать одну из основных функций образование: доступность для всех категорий детей, в том числе, детей группы риска, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Педагог дополнительного образования «ведет» ребенка по его индивидуальному маршруту с учетом его возможностей и особенностей. Достижения детей обеспечиваются деятельность педагогов, постоянно обновляющих цели, методы, фактическое и теоретическое содержание программ и планов занятий.

Содержание образования различных учреждений системы дополнительного образования детей создает условия для апробации совершенно иных путей развития личности ребенка и самосовершенствования педагогов. Такое образование не может быть стандартизированным, поскольку результатом имеет не только цифровые показатели, а прежде всего, индивидуальные достижения, личностные изменения конкретного человека.

В основе реализации программ социально-педагогической направленности лежат личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы, суть которых в формировании «Я-концепции» обучающихся, индивидуальном развитии личности в интеллектуально-познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и в системе социальных отношений.

В содержании и процессе каждой программы должны быть отражены показатели эффективности и критерии результативности ее реализации. Рассмотрим на примера наиболее часто встречающихся форм работы с детьми 4-17 лет:
-Школа раннего развития для детей 4-7 лет
-посещаемость
-сохранность контингента
-отзывы родителей и учителей начальных классов
-результаты обученности
-Школа секретарей-референтов для старших подростков
-эффективность – профтестирование (входной, промежуточный, итоговый контроль)
1-й год зачет
2-й год – подготовка к ЕГЭ - экзамен
-Молодежный клуб для учащейся молодежи
-самопознание, самопринятие, саморазвитие, создание коллектива, самопрезентация
-обратная связь, как показатель эффективности педагогического взаимодействия – общение, понимание, коммуникативное развитие, толерантность, работа в команде.
-Школа молодого предпринимателя для юношества
Входной контроль – сочинение, деловое письмо – хобби в сфере бизнеса
Итоговый контроль - бизнес план, маркетинговое исследование
-социально-значимые качества в сфере бизнеса и предпринимательства
-Клуб для детей-инвалидов
-индивидуальные занятия, реализующие задачи сопровождения детей с ограниченными возможностями развития.
-Молодежное общественное объединение для детей, подростков и молодежи
-социальные проекты, адресная помощь, акции милосердия
-толерантность, эмпатия, креативность, мобильность, умение работать в команде, организаторские навыки – как личностно-присвоенные характеристики обучающихся различных возрастных категорий.
Как показал анализ практической деятельности по реализации данных программ в системе дополнительного образования детей, имеет место положительная динамика увеличения контингента обучающихся Школы раннего развития, вместе с этим, результаты анкетирования родителей свидетельствуют о некоторой их неосведомленности об индивидуальных особенностях ребят, специфике образовательного процесса, что актуализирует потребность в организации психолого-педагогического просвещения и сотрудничества педагогов и законных представителей детей. Изучение мнения учителей начальных классов МОУ СОШ, в которые поступают выпускники Школы раннего развития, позволяет сделать выводы о разносторонней и серьезной подготовке ребят к обучению в школе, мотивированности и заинтересованности в учебных достижениях, а значит, эффективности реализации данной дополнительной образовательной программы.
Востребованность школы предпринимателей и секретарей-референтов отражена в 100%-ой наполняемости групп, посещаемости ребятами всех занятий, заинтересованности в предлагаемых формах и видах обучения, удовлетворенности родителей в качестве подготовки.

Социально-педагогическая направленность деятельности учреждения должна быть связана с оказанием помощи и поддержкой лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так, например, Дворцом детского и юношеского творчества г.Братска реализуются программа работы с детьми-инвалидами, волонтерского движения и молодежного клуба по овладению социально значимыми навыками и умениями в области самопознания, общения и саморазвития. Необходимо отметить актуальность реализуемой программы индивидуальной работы с детьми-инвалидами, вместе с этим, не являющейся программой клуба, так как, клуб – объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.

Деятельность волонтерского движения направлена на реализацию социальных проектов, поддерживающих ветеранов ВОВ, детей, оставшихся без попечения родителей и других категорий граждан. Обучающиеся овладевают на занятиях основами проектирования, организаторскими и коммуникативными умениями, способностью работать в команде, инициировать творческую активность самостоятельно, что решает основные задачи образовательной программы социально-педагогической направленности.
Анализ творческих работ обучающихся в форме эссе-рассуждения показал, что ребята любят данное учреждение, считая его местом, «…где можно узнать много нового, интересные встречи с интересными педагогами позволяют обрести друзей, реализовать свои возможности и помогать другим людям, нуждающимся в этой помощи, представлены разные виды и формы организации детского творчества и досуга, что позволяет каждому ребенку найти сферу самореализации…»

Одна из реализуемых учреждением направленностей – социально-педагогическая, отражает концептуальные положения модернизации системы дополнительного образования детей по решению вопросов занятости детей во внучебное время и привлечения к сотрудничеству детей группы риска, так как именно эти ребята обладают виктимностью, являются предметом социально заботы.

Образовательные программы социально-педагогической направленности обеспечивают решение задач: - компетентностного и потребительского подходов, так как

А) Способствуют развитию социально-значимых качеств личности, ключевых компетенций (работа в команде, толерантность, профессиональная ориентация – школа секретарей, молодого предпринимателя)

Б) Созданы на основе учета образовательных потребностей представителей социума – родителей, Учредителя, социальных партнеров

В) Результатом деятельности объединений данной направленности выступают конкретные личностные достижения обучающихся, связанные с индивидуальным преобразованием – школа жизни, волонтерское движение.

Разновозрастной состав групп детских и молодежных коллективов определяет доступность, преемственность, содержательность, широту социальных вопросов, рассматриваемых в качестве учебно-развивающих ситуаций. Формирование групп данной направленности осуществляется на основе принципов добровольности участия, самоорганизации и самоопределения, учета индивидуальных особенностей каждого ребенка (клуб инвалидов, дошкольники, молодежь, дети, склонные к асоциальному поведению). Педагогами, реализующими дополнительные образовательные программы социально-педагогической направленности, используются адекватные личностным особенностям детей формы промежуточного и итогового контроля: тесты, деловые письма, социальные проекты и др.

Таким образом, деятельность учреждений системы дополнительного образования детей при целенаправленной организации носит социально-педагогический характер, позволяет достигать максимальный эффект в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечивать разновозрастное общение молодежи с целью развития толерантности и гражданственности.

Литература:
  1. Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др..\ под общей ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.

  2. Социальная работа. Под общей редакцией проф. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – г. Ростов-на –Дону: «Феникс», 2000.

  3. Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2000.

  4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика – М., 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle