Библиографическое описание:

Семерез А. С., Журахова М. Н., Гугуман Т. В., Попова Т. Н. Условия воспитания культуры здоровья дошкольников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 96-99.

В настоящее время проблемы здоровья подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. В детских садах используется большое количество инновационных технологий, вариативных и дополнительных программ. Объем познавательной информации постоянно увеличивается, из-за чего уплотняется сетка учебных занятий и растет доля умственной нагрузки в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Дети с отклонениями в состоянии здоровья наиболее подвержены подобному негативному влиянию учебно-воспитательного процесса, построенного без учета их функциональных возможностей, и поэтому требуется специальная работа по снижению утомляемости и развитию их работоспособности. Длительная чрезмерная учебная нагрузка может травмировать неокрепший организм ребенка и привести к негативным реакциям в состоянии здоровья детей. Отсюда одной из основных задач любого образовательного учреждения является внедрение в работу здоровьесберегающих технологий.

Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Цель каждого дошкольного учреждения должно стать формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития. Мы должны научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Одним из таких вариантов может быть решение проблемных ситуаций, основанных на задачах, дети воспринимают знания без отрыва от жизни, не разобщено, а целостно, легче и эффективнее осваивая их.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому, с одной стороны, в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.

Еще одно преимущество ситуационных задач – это возможность интеграции в одной задаче разнообразного содержания. Современные дошкольники обладают очень развитой способностью и стремлением комбинировать разнообразные впечатления жизни и способы деятельности в решении возникшей проблемы, ситуации, задачи, они мыслят вариативно и широко.

Логика ситуационной задачи выглядит следующим образом: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка.

Ядром задачи становится проблемный вопрос, решая который ребенок становится созидателем, обретает позицию деятеля, преобразователя, что крайне важно для современных детей и полностью отражает специфику субъективности дошкольника. Самое важное, чтобы задача была интересна ребенку, находила у него живой отклик, вызывала яркую эмоциональную реакцию, удивление.

Ситуационные задачи могут быть разных типов. Так, например, возможно построение задач на основе программного содержания по разделам, методических рекомендаций к его реализации. Возможно создание практико-ориентированных задач, требующих экспериментирования и прикладных действий от дошкольников. Это могут быть задачи, возникшие из реальной жизни, а могут быть задачи на применение знаний, умений и навыков на значимом для ребенка материале (развитие речи, математические представления, экология и др.).

Рассмотрим предложенную классификацию Л.С.Илюшиным классификацию ситуационных задач. Помогающих воспитывать ребенка как субъекта здоровьесберенающей деятельности в условиях совместной деятельности с детьми или самостоятельной деятельности дошкольников при косвенном помогающем участии взрослого. В предложенной классификации представлены речевые клише, которые становятся началом ситуационной задачи для каждого ребенка. Учитывая особенности психологии детей дошкольного возраста и их познавательной деятельности, лучше всего использовать наглядность – тематические картинки, фотографии, рисунки детей, дидактические игры, модели.

Ознакомление:

  • Назови основные части тела человека, основные моменты режима твоего дня и т.п.;

  • Сгруппируй…;

  • Составь классификацию (разложи, объедини)…;

  • Расположи в определенном порядке…;

  • Перескажи…;

  • Вспомни и расскажи, выложи с помощью моделей…

Понимание:

  • Объясни причины того, что..;

  • Что ты будешь делать в этом случае (если чего-то не будет)..;

  • Покажи связи, установи связи..;

  • Что будет дальше, как ты думаешь..;

  • Расскажи так, чтобы тебя понял инопланетянин или сказочный персонаж..;

  • Приведи пример того, что..;

  • Составь режим дня для малышей (своего братика, сестрички)..;

  • Из взрослых ты остался один в садике, составь меню для маленьких детей (своего братика, сестрички)…

Применение:

  • Изобрази, как это будет..;

  • Смоделируй ситуацию..;

  • Предложи способ, позволяющий..;

  • Сравни и объясни разницу или общее..;

  • Давай проведем эксперимент, подтверждающий, что..;

  • Объясни, как вести себя, что делать в этой ситуации…

Анализ:

  • Составь правила здоровья или правильного поведения на улице. Если бы ты был мылом, зубной щеткой..;

  • Разложи по группам картинки..;

  • Сравни вкусы, запахи, тактильные ощущения в этом и вот случае, как ты обобщишь их..;

  • Найди ошибку..;

  • Послушай: один персонаж говорит так, а второй по-другому, вот так..; чье мнение ты считаешь правильным…

Синтез:

  • Предложи новый вариант зарядки..;

  • Найди необычный способ для того, чтобы научить мыть руки..;

  • Придумай игру, которая..;

  • Расскажи, что будет с куклой если она не будет мыть руки..;

  • Представь, что ты самый умный, что ты скажешь по этому поводу…

Оценка:

  • Какое решение, предложенное ребятами, на твой взгляд, самое лучшее, самое правильное, самое полезное для здоровья..;

  • Что в этом решении тебе не очень нравится..;

  • Проверь, вымыли ли ребята руки..;

  • Как узнать, сыт ли ты сам?

  • Как узнать правильно мы сделали или нет?

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми персонажами. В предварительной работе целесообразно использовать беседы о здоровье, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рассматривание детских энциклопедий.

Начинать разговор с ребенком о его теле можно даже тогда, когда он еще не в состоянии осмыслить свое тело, но уже способен понять, как называются части тела. Можно использовать упражнения, в которых задействованы части тела: «Кто быстрее пробежит на прямых ногах», «Возьми яблоко со стола прямой рукой и, не сгибая рук, откуси кусочек», «нарисуй карандашом, вложив его в пальцы ног», «Завяжи шнурки со связанными руками». Задания такого рода подводят ребенка к пониманию значения рук и ног для полноценной жизни, к осознанию необходимости бережного, заботливого отношения к ним. Они повышают к тому же его умственную и познавательную активность, помогают усвоить функциональные возможности верхних и нижних конечностей, закрепить представления о строении тела человека. При изучении органов чувств, можно провести сравнение с органами чувств животного, провести беседу о врагах органов чувств. Для закрепления знаний можно совместно с детьми вести Дневничок – Здоровичок, куда будут записывать правила ухода за своим телом.

Но мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек. Живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.

Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность.

Конспект занятия: «Страна Здоровичков».

Программное содержание: формировать у детей бережное отношение к своему здоровью, закрепить навыки гигиенического поведения.

Ход занятия. Наши занятия необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях вы узнаете о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое, т.е. узнаете, как попасть в страну Здоровичков.

В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто они? Сейчас мы это узнаем.

- Почему вы идете гулять на улицу, а не сидите дома? (Нужен свежий воздух. Вот он первый доктор – доктор Свежий Воздух).

- А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить? (Доктор Вода).

Природа подарила людям еще и других докторов: доктора Упражнение, доктора Красивая Осанка. Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулым, горбатым, с кривым позвоночником.

Каждый день мы едим. Пища должна быть здоровой. Поэтому есть доктор Здоровая Пища.

И еще есть один доктор, без которого свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Это доктор Любовь.

- Будем с ними дружить?

Они помогут нам попасть в страну Здоровичков. Сегодня мы поближе познакомимся с доктором Вода.

- Откуда воду для питья берут люди? Когда они дома? На улице? В детском саду? Какую воду следует пить, чтобы не навредить своему здоровью?

- Где в природе можно встретить воду? Как она выглядит? Всегда ли вода жидкая?

Заучивание слов.

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто!

Так опрятны, аккуратны,

Что смотреть на нас приятно.

- Как умывается кошка? Зачем она это делает? А как другие животные ухаживают за собой?

Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются. Слоны обливают себя водой из хобота.

Вспомним сказку «Мойдодыр». (Чтение отрывка стихотворения «рано утром на рассвете умываются утята…»)

- Зачем, для чего животные купаются и чистят свое тело?

- Для чего моется человек?

- Почему плохо быть грязнулей?

- Как вы заботитесь о чистоте тела?

- Какие средства использует человек для ухода за лицом и телом?

Давайте все вместе запишем советы доктора Воды в наш Дневничок – Здоровичок.

  1. Раз в неделю мойся основательно.

  2. Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

  3. Каждый день перед сном мой руки и ноги с мылом.

  4. Обязательно мой руки с мылом после туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездки в транспорте.

  5. Пользуйся только своими одеждой, обувью, расческой.


Литература:
  1. Бабаева Т.И., Дошкольник 5 -7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». – СПб.,2010.
  2. Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. – Волгоград.,2009.
  3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е., Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.,2011.
  4. Яковлева Т.С., Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М.,2007.
Основные термины: ситуационной задачи, гигиенического поведения, мотивационной сферы гигиенического, сферы гигиенического поведения, части тела, здоровья детей, ситуационных задач, Специфика ситуационной задачи, культуры здоровья дошкольников, состоянии здоровья, воспитания культуры, Логика ситуационной задачи, ухудшения здоровья детей, началом ситуационной задачи, Похожая статья, состоянии здоровья детей, здоровья подготовки детей, тела человека, неокрепший организм ребенка, страну Здоровичков

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle