Библиографическое описание:

Ходотова М. И., Степченко Т. А. Модели формирования информационной компетентности выпускников физкультурных вузов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 97-100.

В условиях глобальной информатизации общества конкурентоспособность выпускников вузов, в том числе и физкультурных, в значительной степени определяется уровнем их информационной компетентности. Поэтому в педагогике высшей школы актуальной является проблема разработки модели процесса формирования информационной компетентности.

Среди всего многообразия моделей процесса формирования информационной компетентности выпускников можно выделить два класса:

  1. модели, разработанные с позиции системного подхода;

  2. содержательно-деятельностные модели.

В основе построения системных моделей лежит внутренняя структура информационной компетентности. Но, поскольку структура и содержание информационной компетентности находятся в стадии разработки, то и каждый педагог при моделировании образовательного процесса в целях развития информационного поля выпускников конструирует свою схему.

Так Е.М. Зайцева выделяет три блока, отражающих сущность информационной компетентности. [3]

Данная модель позволяет определить основные направления работы по развитию информационной компетентности студентов физкультурного вуза, но в том случае, когда понятие информационной компетентности рассматривается с позиции ее технического компонента. На первый план выдвигаются те знания и умения работы с информацией, которые приобретаются с помощью ЭВМ: знание студентами принципов обработки информации и работы компьютерной техники, основных программных продуктов, используемых в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности, (например, знание методов обработки результатов экспериментальных исследований в физической культуре и спорте и их реализацию с помощью компьютерных технологий); умения в области использования средств информационных технологий (например, владение компьютерными методами обработки данных спортивных измерений).

Предполагается, что студент должен стремиться к расширению своих знаний в части использования средств информационных технологий при решении профессиональных задач.

Более расширенный вариант модели формирования информационной компетентности, разработанной с позиции системного подхода можно выделить в исследованиях О. Н. Ионовой, Г. Б. Паршукова, В. В. Котенко и С. Л. Сурменко.

Рассмотрим модель, исследованную В. В. Котенко и С. Л. Сурменко.

Структуру информационной компетентности они дополняют новым блоком – педагогическая рефлексия, которая определяется отношением личности к себе и к миру, к своей практической деятельности и ее осуществлению. Для каждого из четырех компонентов описываются необходимые знания, умения и навыки. [4]

Исходя из целей нашего исследования, описанная модель, также может быть использована в качестве варианта модернизации процесса обучения будущих специалистов по физической культуре и спорту. В ее основу положена не только направленность на формирование «компьютерной компетентности», но и на развитие способностей личности извлекать знания из информации с помощью различных информационных инструментов.

В структуре любой педагогической системы четко просматриваются два исходных понятия: дидактическая задача и технология ее решения. В структуре дидактической задачи, как и задачи в любой сфере человеческой деятельности, отражается цель, достижение которой обусловлено условиями и располагаемой информацией (содержанием для деятельности).

Следовательно, в целях моделирования образовательного процесса по формированию информационной компетентности студентов физкультурной специализации, как вариант, необходимо рассмотреть и такой класс моделей как содержательно-деятельностные модели.

Автором одной из содержательно-деятельностных моделей является Л.Д. Васильева. Спроектируем ее модель для формирования информационной компетентности школьников на образовательный процесс подготовки выпускников вуза. [2]
















В том случае, если необходимо осуществлять формирование информационной компетентности студентов с позиции личностно-ориентированной модели педагогического процесса можно опираться на деятельностную модель, предложенную В. А. Богдановой. [1]

В общем виде данную модель можно отразить следующим образом.




























Проектируя же модель формирования информационной компетентности выпускников физкультурных вузов мы берем за основу модели Е. М. Зайцевой, О. Н. Ионовой, Г. Б. Паршукова, В. В. Котенко и С. Л. Сурменко и обязательно учитываем специфику данной специальности, которая выражается в двойственности: с одной стороны тренер – это спортсмен, с другой – учитель и наставник. Поэтому структуру следует дополнить коммуникативным блоком, в виду того что одной из главных задач тренера является управление коллективом. Он несет ответственность за формирование личности каждого спортсмена. И важным встает умение взаимодействия при передаче информации, коммуникации и совместной деятельности, способность к профессиональной соорганизации.

Поскольку для специалистов-спортсменов на первом месте соревновательный дух (качество присущее каждому студенту данной специализации), то в качестве отдельного компонента деятельностного блока необходимо выделить творческий компонент, уделив ему особое внимание.

В ценностно-мотивационный блок необходимо внести элементы, предусматривающие ценности и приоритеты тренерского образования. Ведь информационные запросы обучаемых, рассматриваемой категории, направлены на отражение наиболее значимых функций деятельности, которой им предстоит заниматься в течении всей жизни.

Таким образом, взяв в качестве образца рассмотренные выше модели, можно создать свою модель для формирования информационной компетентности специалистов тренерского факультета, которая позволяет осуществить целенаправленное построение образовательного процесса, разработать теоретические основы применения современных информационных технологий обучения, выявить роль и место их использования в общей системе подготовки студентов, определить оптимальное сочетание составляющих информационных технологий в общей структуре обучения; систематизировать подходы к оценке достоверности результатов педагогических исследований.


Литература:
  1. Богданова В.А. Формирование информационно-функциональной компетентности школьников в процессе реализации личностно-ориентированной модели педагогического процесса / В.А. Богданова // 12 Всероссийский интернет-педсовет – 2007. http:/pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3843/Itemid,o/

  2. Васильева Л.Д. Модель формирования информационно-функциональной компетентности учащихся 5-9-х классов сельской образовательной школы /Л.Д. Васильева // Первое сентября. – 2011. – № 17.

  3. Зайцева Е.М. Технология управления развитием информационной компетентности студентов радиотехнических специальностей: дис. … канд. пед. н. / Е.М. Зайцева. – Ижевск, 2007. – 189 с.

  4. Котенко В.В. Информационно-компьютерная компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя информатики / В.В. Котенко и С.Л. Сурменко // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» – 2006. www.omsk.edu



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle