Библиографическое описание:

Босякова С. А. Условия и факторы воспитания гуманистического отношения к природе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 113-116.

Понимая фактор как движущую силу явления, процесса, определяющую отдельные его черты или его характер в целом [5], мы выделяем три фактора воспитания гуманистического отношения к природе: фактор личностный, социальный и природный. Личностный фактор отражает как готовность личности к принятию идеологии реального гуманизма, ее сформированность, так и активность личности в воспитании гуманистического отношения к природе. Сложно спорить с тем, что без создания определенной базы крайне трудно подойти к вопросу собственно воспитания гуманистического отношения к окружающему миру. Соответственно, одним из качеств личности, необходимым для дальнейшего воспитания в ней гуманистического отношения к окружающей среде, должно быть ценностное отношение к природе, восприятие природы как неотьемлемой части жизни человека. Вместе с тем пассивная личность, скорее всего, не будет включена в процесс воспитания и лишь возбуждение в ней активной социальной позиции позволит в дальнейшем сформировать гуманистическое отношение к природе.

Социальный фактор отражает позицию общества, социума в воспитании гуманистического отношения к окружающей среде, показывая неразрывное единство общества и природы, неразрывную связь трех значимых компонентов окружающего нас мира: социума, природы и собственно личности.

Природный фактор показывает значимость общения с окружающим миром в воспитании гуманистического отношения к нему, подчеркивая его значимость, красоту и необходимость.

Условиями воспитания гуманистического отношения к природе мы считаем: ценностность (сформированность ценностного отношения к природе); натурность (прямое общение с природой); педагогическое сотрудничество; активность познания; комфортность (внутренний душевный комфорт воспитанников); эмоциональный настрой воспитанников; эмоциональность (развитость эмоциональной сферы); интеграция естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; использование художественных средств воспитания; коллективность; мастерство воспитателя. По нашему мнению, выполнение данных условий необходимо и достаточно для воспитания гуманистического отношения к природе.

Ценностность, т.е. сформированность ценностного отношения к природе, как уже подчеркивалось нами ранее, есть необходимое условие для воспитания гуманистического отношения к окружающей среде, так как восприятие среды как значимой ценности есть залог того, что интересы личности не будут становиться вразрез с интересами среды, не будет прямого конфликтного противопоставления, приводящего к плачевным последствиям. Воспринимая природу как ценность, человек, рассчитывая получить выгоду, не будет вредить ей, так как понимает, что при исчезновении природы или причинении ей значительного вреда его собственные интересы будут в значительной мере ущемлены. Ценностное отношение к природе, как показали наши исследования, проявляется уже у младших школьников 9 - 12 лет: дети в определенной степени декларативно подчеркивали в беседах с педагогами, что «природе вредить нельзя, это вредно человеку», «природа - наше богатство», «нельзя делать плохо природе, это значит делать плохо людям» и т.п. В более зрелом возрасте декларативность суждений сменяется осторожной оценкой природы, как «общечеловеческого достояния», «нашего общего богатства»; «природа - то, без чего человечеству нечего делать на Земле» и т.п. Можно предположить, что такое отношение к природе воспитывается в школе подспудно, особой цели - воспитать ценностное отношение к окружающей среде - никто не ставит, однако общий тон рассуждений взрослых, все возрастающая вокруг проблем охраны природы социальная напряженность ориентируют детей в правильном направлении. Впоследствии, к сожалению, школьные уроки забываются, и многие люди возвращаются к детской декларативности в вопросах охраны окружающей среды, преследуя при этом лишь сиюминутную выгоду. Это показывает недостаточность воспитания только лишь ценностного отношения к природе, так как данное качество становится основным свойством личности лишь при определенных, крайне специфичных условиях [2].

Натурность, или прямое общение с природой, на наш взгляд едва ли не основное условие воспитания гуманистического отношения к окружающей среде. Ни один фильм, ни одно произведение литературы и живописи не заменит прямого контакта с природой. К сожалению, этому вопросу мало внимания уделяется в современной школе: стало мало экскурсий к природным объектам, редки живые уголки. Приведем ряд примеров успешности воспитания гуманистического отношения к природе при соблюдении данного условия. Учащимся VIII класса были предложены на выбор поход в кино на сверхинтересный фильм, поездка на турбазу (с ночной дискотекой) и экскурсия в Кунгурскую пещеру, причем первые два предложения реализовывались в учебное время, чем были особенно привлекательны, а третье - в каникулы. После недолгих раздумий некоторые из ребят, вспомнив поездку в Большую Азишскую пещеру, воодушевили остальных на посещение Кунгура. На вопрос, почему они не выбрали фильм, последовал ответ, что фильм можно посмотреть и дома, когда он появится на видеокассетах, а в пещере к тому времени расстает первый Бриллиантовый грот, о котором некоторые уже слышали. Последовал контраргумант, что и пещеру можно увидеть на видео, на что дети с возмущением ответили, что «такое надо видеть своими глазами, а не по телевизору». Другой пример - посещение Гебиусских водопадов (г. Джубга).Водопады все уже увидели в видеофильме, но у всех возникло желание побывать там вживую. По прибытии на место дети обнаружили, что подходы к водопадам очень загрязнены пластиковой тарой из-под газводы и пива. Возмущению детей не было предела - они собрали огромное количество бутылок и банок и сложили их в большую кучу, которая, по их словам, «послужит уроком для туристов». На замечание, что в фильме бутылок не было видно, а здесь, на экскурсии, пришлось поработать, дети ответили, что «фильм - это фильм, а природу нам фильмы не заменят», и что «мы поработали для всех, и для природы тоже».

Педагогическое сотрудничество, по нашему мнению, является немаловажным условием воспитания гуманистического отношения к природе. Трудно рассчитывать на душевный отклик от детей, если они не настроены на сотрудничество с педагогом, не помогают ему. Совместная деятельность педагога и детей дает значительно более стойкие, положительные результаты, чем самостоятельная работа детей. Ни для кого из педагогов не секрет, что во многом успех образовательного процесса зависти от того, как в нем участвуют дети, насколько полно они сотрудничают с педагогом. Соответственно, с педагогическим сотрудничеством связаны такие условия, как активность познания, эмоциональный настрой воспитанников и комфортность (внутренний душевный настрой). Соблюдение этих условий позволяет создать прочный тандем «воспитанник-воспитатель», позволяющий значительно преуспеть в воспитании гуманистического отношения к природе.

Немаловажным условием является и эмоциональность, т.е. развитость эмоциональной сферы учащихся. Воспитание тесно связано с внутренним душевным миром ребенка, и вызвать определенный отклик у воспитанника можно лишь при наличии развитой эмоциональной сферы. Нередко дети, обладающие врожденной развитой чувственностью, очень эмоционально переживают или иные сюжеты, предлагаемые их вниманию воспитателем. То, что вызывает слезы или смех у одних, не вызывает ничего у других, а такое отсутствие отклика сильно затрудняет процесс воспитания гуманистического отношения к природе.

Вместе с тем, мы, описывая эмоциональность как условие воспитания, коснулись двух важных условий: мастерство воспитателя и использование художественных средств воспитания. И если первое в комментариях скорее всего не нуждается, то второе, неразрывно связанное с интеграцией естественнонаучного и гуманитарного знания, спорно. Использование художественных средств воспитания, равно как и интеграция естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, обусловлено самим характером воспитания гуманистического отношения к природе, связанного с экологическим образованием, носящим ярко выраженный междисциплинарный, интегративный характер. В процессе воспитания нам неоднократно, постоянно необходимо затрагивать особые стороны души ребенка, причем делать это комплексно, привлекая средства всех школьных дисциплин. Нельзя не сказать и о том, что процесс воспитания несравненно успешнее идет в коллективе, так как ребенок подвергается формирующему влиянию не только воспитателя, но и окружающих его сверстников, одновременно сам являясь воспитателем для ребят.

На наш взгляд, соблюдение этих условий позволит успешно воспитать гуманистическое отношение к природе.

Средства воспитания определяются как предмет среды, жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс [4]. Традиционные средства воспитания - это художественная и иная литература, газеты, журналы, кино, театр, выставка, музей, спорт, художественная самодеятельность, интересный собеседник, различные предметы природы и культуры [1].Мы также относим к средствам воспитания гуманистического отношения к окружающей среде природные объекты (озер, реки, животных и растения), видеопродукцию, Интернет и религию. Любой объект материальной или духовной культуры выполняет функцию средства воспитания при следующих условиях:

– связанность с информацией, необходимой для развития внутреннего мира индивидуума;

– обособленность в качестве предмета освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной устной или письменной форме;

– включенность объекта вместе со своей информацией в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанниками.

Каждый объект имеет свои характеристики: эстетические, физические, химические и т.п. Кроме объективных характеристик, он приобретает при выполнении функции средства воспитания еще и педагогические характеристики, среди которых важнейшие:

– полнота информации об объекте;

– способы применения средства;

– возможности использования средства самим воспитанником в последующем саморазвитии.

Педагогические характеристики средства воспитания обусловлены объективными и субъективными причинами. Объективно они есть продукт культуры и традиций народного воспитания, в которых закреплены способы трансляции духовных ценностей с помощью традиционных средств воспитания. Субъективные причины кроются в активности воспитателя, который конкретизирует способы применения средств воспитания соответственно целям и уровню воспитанности детей, учитывая требования, предъявляемые обществом к личности, современные педагогические рекомендации и передовой опыт воспитания.

Развитие экологической ответственности, гуманистического отношения к природе предполагает преобразование общественно-значимых экологических ценностей в личностно-значимые. Этот процесс преобразования связан с усвоением норм ответственного поведения [4], развитием чувств, убеждений, привычек и свойств характера. Нормы нравственности и их приложения, идеология и политика как в сфере межличностных, так и экологических отношений, эстетические категории как меры красоты природы и меры поступков человека по отношению к ней - эти знания, окаймляясь чувствами, предопределяют целостность, гармоничность его личности. При этом центром воспитания личности становится ответственность и как социальная, и как психологическая категория.

При воспитании гуманистического отношения к природе, прежде всего воспитатель, на наш взгляд, должен обращать внимание детей на общечеловеческие ценности [3], так как они могут быть системообразующим фактором воспитательной системы. История мировой школы и опыт российской педагогики подсказывают, что для формирования человека высокогуманного необходимо обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем ценностям, устоям общества, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человечества. Как известно, в определении этих ценностей существуют различные подходы и уровни [aliunde]. Первый уровень - уровень религиозного сознания: это Божьи заповеди и догматы церкви. Привлекательность религиозного подхода заключается в том, что мы сталкиваемся здесь с «мудростью поколений». Однако в разных религиозных течениях ценности пусть немного, но отличаются; вместе с тем есть течения, которые вовсе пропагандируют ценности, не вполне приемлемые для современного человека: отказ от всех материальных благ, отказ от контактов с окружающими, всецелое подчинение какому-либо лидеру, неприятие жизни как ценности. Мешает также и то, что молодежь, как правило, отпугивает догматический характер передачи информации о моральных устоях поведения, а сам процесс передачи становиться возможным только в среде верующих людей, но не атеистов или сочувствующих. Второй уровень - уровень житейского сознания. Основополагающим принципом этого уровня является золотое правило нравственности - не делай другим того, чего себе не желаешь. Третий уровень - обращение к фундаментальным ценностям. Такими ценностями мы, наряду с другими исследователями, считаем человека, жизнь, семью, культуру, Землю (природу), Отечество, мир, труд и знания. Обращение к данным фундаментальным ценностям со всеми средствами воспитания позволяет воспитывать истинно гуманных людей, имеющих, помимо прочих качеств, развитое ценностное, гуманистическое отношение к природе.

Средства воспитания тесно связаны со всеми компонентами деятельности воспитателя и воспитанников. Они обусловлены поставленной целью воспитания, в нашем случае - воспитанием гуманистического отношения к природе; они связаны с методами и формами организации воспитательного процесса, оказывают существенное влияние на всестороннее, гармоничное развитие личности. Связи средств с другими компонентами деятельностей воспитателя и воспитанника складываются в процессе воспитания и прекращаются по окончании его. Для воспитания каждого качества личности, каждого убеждения, любого элемента внутреннего мира личности необходимы адекватные средства воспитания. Обычно объекты для выполнения этой функции подбирает воспитатель, но при работе со старшеклассниками можно рассчитывать на выбор воспитанников путем пробуждения интереса к вопросам самовоспитания.

По мере становления навыков самовоспитания, то есть соответственно росту ценностного отношения к природе и развитию аффективного компонента личности, участие воспитателя в совместной деятельности становится все более опосредованным, направленным на управление самостоятельной деятельностью воспитанников.


Литература:

1. Журавлев В.И. Сочетание средств и методов воспитания // Советсткая педагогика, 1985, №6, с.38.

2. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М.: Педагогическое общество России, 2000, с. 179.

3. Пидкасистый П.И. Педагогика. -М.: Российское педагогическое агентство, 1996, с. 406.

4. Природа и мы. - Москва: Наука и жизнь, 2007, с. 138.

5. Словарь иностранных слов. М.: Аст-Пресс, 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle