Библиографическое описание:

Абакумова Е. Б. Самообразование как ценность профессионального становления педагога [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 106-109.

Модернизация образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, т. к. субъектность учителя становится перспективой развития ученика. В школе сегодня необходим такой педагог, который успешно и продуктивно сотрудничает с участниками педагогического процесса, владеет современными образовательными технологиями, способен оперативно реагировать и быстро адаптироваться в различных педагогических ситуациях.

Вопросы профессионального становления педагога становятся первоочередными по отношению к другим аспектам практики образования. За годы преобразований изменились социально-экономические, политические, культурные условия педагогической деятельности, изменился сам педагог, его педагогическая позиция, ценности, мотивы, возраст. Эти тенденции определяют необходимость осмысления в современных условиях целей, содержания и путей профессионального становления педагога.

Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Сравнительный анализ категории «становление» привлекает к себе внимание многих мыслителей, как прошлого, так и настоящего.

В философии экзистенциализма личность «становится» в ходе решения задачи поиска и обретения смысла жизни, роли человека в сложном мире, в процессе выбора жизненного пути. По мнению представителя данного направления философии Ж.-П. Сартра, человек становится личностью, когда несет полную ответственность за себя в процессе жизненного самоопределения и реализации жизненной стратегии. Важной для нас также является философская концепция Э. Фромма, в которой процесс становления личности связан с самоопределением человека в обществе (в котором происходит его саморазвитие), в деятельности и общении с другими людьми[16].

Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров рассматривают «становление», как приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию[4].

Э.Ф. Зеер определяет «становление» как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самореализацию. Становление предполагает направленность, которая может меняться, и непрерывность, которая может прерываться, останавливаться в развитии. По мнению Э.Ф. Зеера «становление личности» имеет два взаимосвязанных измерения [3]. Одно, вертикальное, отражает изменение места человека в социуме (социальный статус, роли, достижения, неудачи, потери); второе, горизонтальное, представляет собой временное измерение как определенную последовательность стадий личностного развития с характерным для каждой стадии ограничением возможных способов реализации, осуществления себя.

В.И. Слободчиков в своих исследованиях «становление» рас­сматривает как составляющую процесса развития. Ученый отмечает, что категория «развитие» одновременно удерживает в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование. Становление - это «переход от одного определенного состояния к другому - более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование - оформление («обретение формы») и совершенствование; единство цели и результата развития - преимущественно относится к социально-культурным структурам. Преобразование - саморазвитие и смена основного жизненного вектора, кардинальное изменение преимущественно относится к духовно-практическим структурам [13].

Представитель системо-мыследеятельностной методологии С.В. Попов считает, что более действен термин «становление», а не «развитие». Процесс становления, который проявляется посредством смены ситуаций, вызывается естественными процессами и искусственными воздействиями: «становление предполагает сочетание как естественных, так и искусствен­ных составляющих процесса, со-организованных в исторической рамке» [11].

В.В. Игнатова определяет педагогическую сущность процесса «станов­ления личности» в образовательном процессе, как «непрерывный процесс накопления и проявления «потенциального» в личности (единство воз­можного и осуществленного, потенциального и актуального), способст­вующий расширению и углублению ее связей с окружающим миром, об­ществом, другими людьми, самим собой и обеспеченный наследственны­ми, психологическими, социальными и педагогическими факторами». Путь «становления личности», по мнению ученого-исследователя, обеспечивается «воспитанием, обучением, образованием, самообразованием, педагогиче­ской поддержкой, сопровождением, коррекцией, организованной социали­зацией» [12].

"Профессиональное становление" также исследуется современными учёными с различных позиций. Профессиональное становление педагога — индивидуально своеобразный путь (траектория) личности с начала формирования представлений о профессии и профессиональных намерениях до завершения профессиональной биографии. В процессе становления профессионала «субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами» [3].

Под профессиональным становлением педагога Л.М. Митина понимает «активное качественное преобразование учителем своего внут­реннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедея­тельности» [8].

Автор отделяет профессиональное развитие от профессионального становления по следующему критерию: доминирующими в профессио­нальном развитии являются внутренние факторы, в профессиональном становлении - внешние. На профессиональное становление педагога мож­но оказывать искусственно-техническое воздействие через организацию самоидентификации и рефлексии, а одним из основных внешних условий профессионального становления педагога, согласно нашим представлени­ям, является профессиональное образование.

Исследователи (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.) отмечают многоаспектность данного понятия, рассматривают его как непрерывный процесс определения своего места в профессиональной деятельности, осознание себя и своих возможностей;

  • процесс профессионального становления следует рассматривать как целостную систему, логическим центром и основанием которой является мотивационная сфера, определяющая ее коммуникативную профессионально-педагогическую познавательную направленность;

  • личностно-профессиональное становление педагога можно рассматривать как жизненный процесс самосовершенствования, процесс, который, в случае внешней управленческо-педагогической поддержки, приходит к тому или иному желаемому результату;

  • профессиональное становление - непрерывный процесс приобретения личностью профессиональной компетентности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности.

Таким образом, мы выстроили рабочее определение: профессиональное становление педагога - это непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности, выражающийся в саморазвитии и самореализации в педагогической деятельности.

Если процесс совершенствования профессионально значимых качеств педагога осуществляется добровольно, осуществляется сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Проблему самообразования педагога раскрывали в своих исследованиях А.Я. Айзенберг, А.В. Баранников, С.Г. Вершловский[1], А.И. Гиро, В.В. Горшкова, М.Т. Громкова[2], А.К. Громцева, О.Б. Даутова, Г.М. Коджаспирова [5], М.JI. Князева [6], В.Д. Лутанский, И.Л. Наумченко, Е.В. Пискунова [10], П.Г. Пшебильский, И.А. Редковец, Е.В. Серебряник, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин [14], В.А. Сухомлинский.

В работах данных авторов самообразование педагога определяется как: «способ самосовершенствования, обогащения профессиональных умений, личности учителя, его ценностных ориентаций» [1], «способ повышения профессионального мастерства» [14], «способ совершенствования профессиональной деятельности и личностного развития» [5], «система обновления, расширения, углубления ранее полученных знаний, совершенствование практических умений и навыков с целью достижения профессионального мастерства» [9], «вид педагогической деятельности»[7], «новая функция профессионально-педагогической деятельности»[2], «важная составляющая творчески-преобразовательной, духовной деятельности человека»[6], «средство формирования не только умственных способностей, но духовной, эмоционально-чувственной стороны личности» [10], «образование себя, строительство, созидание своей личности» [6].

Самообразование всегда целенаправленно. Ученые (Громцева А. К., Крупская Н. К., Наумченко И. Л., Рубакин Н. А.) выделяли следующие цели самообразования:

- сделать из себя человека образованного;

- быть на уровне современных требований;

- понимать окружающую жизнь;

- уметь оценивать чужие мнения и иметь свое собственное;

- создать собственный гармоничный духовный мир;

- повысить качество учебно-воспитательной работы;

- обеспечить непрерывное совершенствование знаний;

- преодолеть профессиональную замкнутость;

- стать человеком творческим;

- удовлетворить свой интерес;

- стать конкурентоспособным.

Среди перечисленных целей можно четко выделить цели как личные так и профессиональные. Самообразование — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию, необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека [6].

Исследователи Князева, М. JI., Серебряник, Е. В. [6,15] определили следующие функции самообразования:

  • экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний;

  • ориентирования - определение себя в культуре и своего места в обществе;

  • компенсаторная - преодоление недостатков классного, школьного обучения, ликвидация «белых пятен», формальных знаний;

  • саморазвития - совершенствования личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;

  • методологическая преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;

  • коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, возрастами;

  • сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение её;

  • омолаживания - преодоления инерции собственного мышления, предупреждение застоя;

  • психологическая - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;

- геронтологическая - поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма.

В данном контексте, самообразование выступает как ценность профессионального становления педагога. Самообразование педагога служит главным источником получения теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений и гипотез, способом получения большого объема новой информации.

Занимаясь саморазвитием, самосовершенствованием, педагог сам сознательно меняет свою профессиональную биографию.

В современном, информационном обществе самообразование становится не только ценностью профессионального становления педагога, но и фактором жизненного успеха. Путем самообразования педагоги постоянно приобщаются к новейшим достижениям педагогической науки, участвуют в научных исследованиях и экспериментах, апробации новых программ, учебников, ведут активный поиск эффективных форм и методов обучения и воспитания учащихся. Что, несомненно, способствует профессиональному становлению педагогов.

В ходе самообразования педагог приобретает знания, умения, актуализирует ценностные ориентации, расширяет культурный уровень, формирует педагогическую позицию, повышает профессиональное мастерство. Успешно решать проблемы современной развивающейся школы и задачи становления личности другого человека может педагог, осознавший процесс и результаты своего профессионально-личностного становления. Активность педагога в самообразовательной деятельности определяют потребности, интересы, ценностные установки, идеалы.

Иными словами, для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться профессиональное становление личности, профессиональное становление педагога.


Литература:

  1. Вершловский, С. Г. Учитель о себе и профессии [Текст] / С. Г. Вершловский. - Л. : Знание, 1988.

  2. Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] : учебное пособие для вузов / М. Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ, 2003.

  3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2006. - 239 с.

  4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М., Педагогический поиск, 2000.

  5. Коджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования [Текст] / Г. М. Коджаспирова. - М. : Альфа, 1993.-389 с.

  6. Князева М. JI. Ключ к самосозиданию [Текст] / М. JI. Князева. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 255 с.

  7. Маркова А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. -М. : Просвещение, 1993. - 192 с.

  8. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений [Текст]/Л.М.Митина –М.:Академия,2004.

  9. Наумченко И. Л. Как заниматься самообразованием [Текст] : методич. рекоменд. студентам / И.Л. Наумченко. — Гродно, 1976. — 31 с.

  10. Пискунова, Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя [Текст] : автореферат на соискание ученой степени доктора педнаук. - СПб., 2005.

  11. Попов С.В. Методологически организованная экспертиза как способ инициации общественных изменений [Текст]/С.Попов// Кентавр.2000.-№ 23.

  12. Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе [Текст]/отв. ред. В.В.Игнатова, О.А.Шушерина.-Томск:Изд-во ТГУ, 2005.

  13. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов [Текст]/В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев-М.:Школьная пресса, 2000.

  14. Сластенин В. А. Формирование личности учителя средней школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. — М. : Просвещение, 1976. - 160 с.

  15. Серебряник Е. В. Организация самообразования будущих социальных педагогов в процессе вузовской подготовки [Текст] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педнаук / Е. В. Серебряник. - Киров, 2006.

  16. Фромм Э.Анатомия человеческой деструктивности: Перевод(авторское вступление П.С.Гуревич) [Текст]/Э.Фромм. – М.,1994.

7


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle